О том, как чиновники делают участников фармрынка преступниками

На модерации Отложенный

В соответствии с Постановлением Правительства №1116 от 30.12.2009 аптеки после 1 апреля 2010 г. не имеют права реализации жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя. За нарушение данного Постановления аптекам грозят серьезные штрафные санкции, вплоть до лишения лицензии.

В конце марта аптеки по всей стране лихорадочно очищали полки от жизненно-необходимых (!) препаратов, не попавших в Список, утвержденный Росздравнадзором (Письмо 04И-285/10 от 31 марта 2010 года). В этом списке оказалось 5748 лекарственных препаратов. Казалось бы, на этом все и должно закончиться? Аптеки должны навести порядок на полках, пересчитать цены и с первого апреля спокойно работать. Однако, в этом же письме Росздравнадзора за подписью Врио руководителя Е.А.Тельновой я с удивлением прочитал что: "Следующее обновление Государственного реестра цен на ЖНВЛС будет проведено по состоянию на 15 апреля 2010 года?! И после этого Росздравнадзор, как ни в чем ни бывало, выдал серию Приказов о регистрации предельных отпускных цен. В итоге 14 апреля 2010 г. появляется Информационное письмо №04И-350/10 "О государственной регистрации предельных отпускных цен на ЖНВЛС" с приложением, в котором уже 6027 наименований ЖНВЛС. То есть, реестр пополнился за 15 дней на 279 препаратов! И, похоже, что это не окончательный список.

Но ведь, Постановление Правительства №1116 никто не отменял! Аптеки изъяли из оборота жизненно важные препараты, положили их на полку и вынуждены отказывать больным, нуждающимся в этих препаратах. Напомню, речь идет о жизненно-необходимых препаратах! При этом, по всей стране, в полном соответствии с заявлениями Председателя Правительства и Министра здравоохранения, идут проверки аптек органами Прокуратуры, Росздравнадзора, местных органов управления здравоохранением на предмет выявления в ассортименте незарегистрированных лекарств.  Есть, кстати, еще один печальный факт: попутно прокуратура проверяет аптеки на предмет соблюдения запылившегося уже Приказа Минздравсоцразвития РФ № 312 от 29 апреля 2005 года, в соответствии с которым, аптеки обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарств, необходимых для оказания медпомощи. При этом никого не волнует, что из 146 непатентованных наименований в этом списке около 40% лекарств давно устарели и не входят в стандарты оказания медпомощи.

Врачи эти лекарства давно больным не назначают, но прокуратура, участвуя в проверках, требует их наличия в аптеке. Как вы думаете, сколько нарушителей будет выявлено? Ответ простой - сколько аптек успеют проверить - столько и будет нарушителей со всеми вытекающими последствиями: предупреждениями, штрафами и показательными лишениями лицензий.

Что это? Непрофессионализм чиновников от здравоохранения или тщательно спланированная акция по дискредитации фармотрасли? В этой спешке и неразберихе, приправленной политическими лозунгами и злопыхательским настроем средств массовой информации, голосов специалистов опять никто не слышит. Но, ведь, в конце концов, чиновники и пресса добьются своего и аптеки начнут соблюдать закон, и вот тогда … наконец-то, наступит ДЕФИЦИТ!

В связи с этим, у меня есть вопросы, которые я не могу не озвучить:

1. Наша власть и наше общество отдают ли себе отчет в том, что в течение последних двух недель работники аптек с риском для своего бизнеса делают все возможное, чтобы помочь больным и не допустить при этом дефицита жизненно-важных лекарственных средств? Что сейчас работники фармкомпаний и аптек проявляют ту самую "социальную ответственность", в отсутствии которой фармбизнес в последнее время обвиняют? Или мы опять должны слушать обвинения в "жлобстве" и призывы "не борзеть"?

2. Понесут ли ответственность чиновники Минздравсоцразвития и Росздравнадзора, проявившие вопиющую некомпетентность и непрофессионализм в вопросах лекарственного обеспечения и создавшие невыносимые условия для всех участников фармрынка?

3. Имеют ли чиновники и высшие лица государства моральное право на угрозы (которые мы от них слышим) об ужесточении ответственности работников фармотрасли, вплоть до уголовной ответственности за невыполнение их распоряжений? Не являются ли последние заявления министра Голиковой на эту тему попыткой «подставить аптеки» и переложить ответственность «с больной головы на здоровую»?

И вообще, может быть, пора, наконец, начать разговор о социальной ответственности власти перед фармбизнесом и народом?