Сибирский эксперт опроверг версию о вербовщиках ИГИЛ

На модерации Отложенный
Сибирский эксперт опроверг версию о вербовщиках ИГИЛ
Сибирский эксперт опроверг версию о вербовщиках ИГИЛ
30 ноября, 12:29
Максим Черепанов: Рост такфиризма в дефиците мусульманских теологов

Тюменский политолог Максим Черепанов, проведя исследование по землякам, примкнувшим в ряды «халифата» аль-Багдади, опроверг основные версии причин ухода молодых мужчин в ИГИЛ. Своими выводами он поделился на круглом столе, прошедшем в здании городской мэрии на минувшей неделе и посвященном проблеме религиозного экстремизма.

 

По мнению Черепанова, версий о действующих в мечетях идеологах-вербовщиках, влиянии интернет или экономическом мотиве поступка не соответствуют действительности. Портрет местного «джихадиста» выглядит следующим образом. Это молодой мужчина от 23 до 30 лет, начавший практиковать религию в 18-19 летнем возрасте, т.е. лицо, прошедшее институт социализации в обществе, окончившее вуз либо прошедшее армию. Это выходец из неполной семьи либо полной, где родители в его детские годы были заняты делами бизнеса. Это лицо, непривязанное к своей семье, к родителям, но имеющее большую привязанность к компании ровесников, и даже зависимость от «авторитета» данной компании.

Нет случаев ухода в ИГИЛ одиночек, «джихадисты» имели единомышленников среди родственников, но чаще всего среди друзей. Молодые люди могли быть в одной компании (например, вместе заниматься спортом) до увлечения идеологией такфиризма. В какой-то момент «авторитет» данной компании, вокруг которого группировались остальные, заражался радикализмом и вирус передавался другим. И не нашлось людей, которые могли бы представить другой взгляд на ислам, другую точку зрения.

Причину увлечения земляков такфиризмом политолог видит в дефиците мусульманских теологов, которые могли бы дать четко аргументированные ответы на вопросы, что такое джихад, рабство, отношение к не мусульманам и т.д. Так, чтобы эти ответы было «не стыдно слушать самим себе».

Национальный состав «джихадистов» разнородный: русские, татары, выходцы из кавказских республик, выросшие в Сибири. По неофициальным данным, за два года свыше ста выходцев из Тюменской области (включая северные автономные округа) примкнули к ИГИЛ и к другим группировкам в Сирию, многих уже нет в живых. Официальные данные отсутствуют.