Почему Оттоманская империя всегда воевала с Россией
На модерации
Отложенный
Н.Д. Жевахов, товарищ обер-прокурора Св. Синода (1923): “Еврейство поставило всему миру альтернативу — за или против Христа — и мир разделился на два лагеря, ожесточенно враждующих друг с другом и даже до наших дней не разрешивших этой проблемы. История всего мира была, есть и будет историей этой борьбы и Второе Пришествие Христа Спасителя застанет эту борьбу в той стадии, когда уже не будет сомнений в победе еврейства, ибо к тому времени сила сопротивления христианства будет окончательно сломлена и не останется веры на земле. Отдалить этот момент еще в наших силах, но для этого мы должны во всей глубине изучить еврейский вопрос и должны уметь различать в природе христианства элементы, запрещающие ненависть к ближнему от элементов, обязывающих к борьбе с хулителями Христа и гонителями Церкви. Мы должны стряхнуть с себя тот религиозный индифферентизм, который открыл еврейству так много широких возможностей и позволил ему под видом социальных и философских теорий искоренить евангельский идеал, смысл и идею нашей жизни”2
I. Константинопольская переписка (1489)
История этой переписки такова. В 1487 г. после присоединения Прованса к Франции король Карл VIII повелел всем местным многочисленным иудеям либо креститься, либо покинуть королевство. Не помогли ни просьбы, ни взятки. Король эдиктом 1493 г. изгнал иудеев из прованского города Арля и из других своих владений.
Письмо евреев Арля к евреям Константинополя
“Уважаемые евреи, привет вам и почтение!
Вам должно быть известно, что король французский, который снова стал владетелем Прованса, заставляет нас либо насильно креститься, либо покинуть его владения. Христиане Арля, Экса и Марселя стремятся захватить наше добро, угрожают нашей жизни, громят наши синагоги и причиняют нам много бед. Все это повергает нас в недоумение, что предпринять во славу закона Моисеева. Посему просим мы вас указать нам, как поступить.
ШАМОР, раввин евреев в Арле.
13 января 1489 года”3.
Ответ евреев Константинополя евреям Арля и Прованса
“Возлюбленные о Моисее братья!
Мы получили жалобу — с изложением бед и страданий, терзающих вас. Они причиняют столько же горя нам, как и вам самим.
Вот каково решение великих сатрапов и раввинов. Если король принуждает вас креститься, — исполните это, так как вам, очевидно, нельзя поступить иначе, но священный закон Моисея да сохранится в ваших сердцах.(1) У вас грозят отнять имущество, — сделайте, стало быть, своих детей купцами, и пусть они отберут все, что есть у христиан. — Покушаются на вашу жизнь, говорите вы, — готовьте же из своих сынов фармацевтов и врачей, и они отнимут жизнь у ваших врагов. По вашим словам, уничтожаются синагоги, — проводите детей ваших в клир гоев и да разрушат они их капища! В виду же ваших сетований еще на другие невзгоды, устраивайте своих детей адвокатами и нотариусами, равно как на государственной службе, с тем, чтобы, преклоняя христиан под иго свое, вы стали господствовать над миром и могли отомстить за себя. Не удаляйтесь же от приказа, который мы вам даем, ибо не замедлите убедится сами, что, как бы вы не были унижаемы, — он поднимет вас на вершину могущества.
ЮСУФ, князь евреев в Константинополе
21 ноября 1489 года”4.
Копия первого письма, написанного на провансальском наречии, была “точно снята со старой копии архивов одного из известнейших монастырей Прованса” 5. Второе, писанное по-испански (родной язык константинопольских евреев), “было найдено хранителем саламанкской библиотеки в архивах Толедо при поисках древностей испанского государства” 6.
Переписка впервые издана в 1583 г. наваррским дворянином Юлиано Медрано в сочинении "La Silva curiosa de Judian de Medrano". В 1640 г. она была напечатана аббатом Буи в Авиньоне ("La Royalle Couronne des Roys d'Arles, dedicea M.M. les Conculs et Gouverneus de la Ville") Наконец, в 1880 г. переписка публикуется в Париже в журнале “Revue des etudes juives”, основанном под покровительством барона Джеймса Ротшильда.
Исследовавший письма аббат Шаботи замечал: “В наш век эта стародавняя переписка, несмотря на ее многочисленные испанские рукописи, вероятно вовсе не обратила бы на себя внимания за исключением, может быть, нескольких ученых, если бы Европа и даже, можно сказать, весь мир не стоял бы в данную минуту лицом к лицу с весьма серьезным еврейским вопросом. Вследствие этого документы эти приобретают необычное значение и неожиданно становятся весьма современными. Уже не со снисходительной улыбкой к минувшему должны христиане XIX века читать и разбирать эти старые рукописи. Нельзя не поразиться при виде всего, что происходит ныне, тем, что предначертания еврейского князя XI века оказываются осуществленными до мельчайших подробностей. Это доказывает, что эти предначертания, высказанные в форме приказаний, были выполнены с непреодолимой и устрашающей настойчивостью. Блестящие результаты, к которым они привели и которые мы видим теперь, несомненно должны убедить окончательно всех в подлинности этих писем”7.
Формально адресованное евреям Арля и Прованса, письмо из Константинополя в сущности было адресовано всему еврейству. Приказывать же могли воистину власть имущие. Аббат Шаботи замечает: “С разрушения Иерусалима и до нашего времени евреи большею частию жили и были управляемы, как громадное тайное общество.
Они были уже приучены к этому роду тайного управления еще до своего рассеяния, ибо секта “ревнителей”, которая была столь могущественна в Иудее и проникла во все слои населения, была лишь обширным политическим обществом, тщательно скрытым под внешним видом якобы исключительно религиозного единения. Под предлогом вящей ревности к закону Моисееву она имела истинную целью объединить всех евреев в общем усилии против римлян. Восстания 60 и 70 годов были организованы этой сектой” 8.
В результате разрушения Иерусалима римским императором Титом (70 г.), во время которого погибло не менее 600 000 человек (треть всего народонаселения Иудеи), и поражения восстания, признававшегося “грядущим мессией” Бар-Кохбы (137 г.) при императоре Адриане, совершились два рассеяния евреев по всему миру и полное изгнание их из пределов Иерусалима и Палестины.
После второго взятия штурмом Иерусалима место, на котором стоял Иерусалимский храм, было вспахано и засыпано солью. От него действительно “не осталось камня на камне” (Мф. 24,2). В талмудических писаниях читаем: “Со дня разрушения Храма закрыт доступ молитвам.., поставлена железная стена между Израилем и Отцом их Небесным” (Берахот 32, в) 9.
Часть евреев “направилась в страны, расположенные к северу и востоку от их родины: Сирию, Армению, Грузию, Вавилонию и Персию. По словам раввинов, сюда пошел цвет нации: большинство семей колена Давидова, и утвердились главным образом в Вавилоне (откуда ведет свое происхождение талмуд — Сост.) и в окрестных провинциях. Историки Грузии и Армении подтверждают эти сообщения еврейских раввинов, признавая, что еврейский элемент господствовал в Грузии с первых веков после рассеяния Израиля и что царский род Багратидов в Армении (отсюда Багратионы — Сост.) гордился своим происхождением от царей колена Иудова и в гербе своем имел арфу Давида. Эти евреи в отличии от тех, которые переселились на запад от Иерусалима, стали называться евреями восточными. Их предводители, ведущие свой род от царского рода Давида приняли титул “князей пленения” (2) (Реш-Голута, Эшмалотархи или Эксилархи)” 10.
Всемирный еврейский центр с пребыванием “князей изгнания продолжал функционировать в Константинополе и позднее. (3) В декабре 1821 г. в Варшаве русским правительством были перехвачены письма из Константинополя, адресованные местному еврею. Ознакомившись с ними, Великий Князь Константин Павлович немедленно отправил “конфиденциальную и секретную записку” Государю, приложив копию обеих писем:
“Константинополь. 24 сентября 1821 года.
...Я приеду к месту моего назначения и лично расскажу вам все, что вам надлежит знать. Кто сеет со слезами, будет пожинать с радостью... Не смею более писать, у меня нет "Кезера"”. (прим. переводчика: слово “Кезер” никем не могло быть переведено).
“Одесса. Ноябрь 1821 г.
...Прибыл наконец в Одессу с четырьмя другими эмиссарами, из коих один — Катрейль из Вильны. Те новости, которые он везет, возродят, по его словам, радость и надежду в сердцах верующих. Царство народа еврейского уже недалеко, а иерусалимская молодежь и жители Иерусалима помогут нам возродить Сион. Шлю привет всем князьям израильским...” 11
Вскоре в Варшаве был арестован прибывший туда автор этих писем Соломон Плонский, у которого было найдено много загадочных бумаг. Императорский комиссар, сенатор Н.Н. Новосильцев писал государю Александру 1 в феврале 1822 г.: “Совокупность этих писем доказывает, что у евреев, рассеянных среди всех наций, существует род тайного правительства, состоящего из раввинов, сборщиков Святой Земли, старшин и др. К ним можно причислить влиятельных евреев разных стран, носящих титул “князей израильских” (князей пленения?)... С некоторых пор в Палестину уходит много денег из всех стран, а особенно из тех краев, где живет наиболее многочисленная часть еврейства... Вследствие этого в Азии создаются тайные агенты, разведывающие о всех странах Европы, которые при случае легко могут превратиться в неуловимых для нас шпионов. В настоящее время евреи, по-видимому, весьма преданы туркам, владеющим Святою Землею. Они уверяют, что султан разрешил им восстановить их синагоги... Таким образом евреи всех стран, в том числе и польские, пребывающие в большом количестве в Палестине, самостоятельно вошли в переговоры с турецким правительством, не прибегая к посредству тех законных правительств, под опекою которых они живут. Подобная привязанность евреев к туркам, от которых они ожидают восстановления своей родины, граничит с некоторою неверностью по отношению к государям тех стран, в которых они родились, и при известных обстоятельствах эта неверность легко может превратиться в измену. В Одессе две тысячи евреев поддерживают постоянные письменные сношения с палестинскими и вероятно также с константинопольскими евреями, которые служат им посредниками. Не следует ли опасаться, что эти две тысячи евреев превратятся в опасную армию шпионов, если им представится случай продать свои услуги туркам?” 14
Узнав о том, что эмиссар попался, евреями были предприняты громадные усилия, чтобы притушить это дело, что, в конце концов, им и удалось сделать.
Комментарии