Jarosław Pietrzak уделывает Вайду
На модерации
Отложенный
Случилось невероятное! Откровение снизошло ко мне со страниц французской газеты Le Monde под ироническим заголовком «Золотая рыбка по имени Вайда». Несмотря на то, что данная статья была опубликована еще 28 февраля 2008 г. (как говориться баян), тем не менее, именно на данный момент она достигла пика своей актуальности. Связано это с «долгожданной» премьерой фильма
Анджей Вайда «Катынь» на российском телеканале «Культура», которая состоялась 2 апреля с.г. Премьера всколыхнула весь российский бомонд, породив волну положительных отзывов (см. Катынь. Послесловие. Дискуссия на Культуре 02.04.2010). Но не будем о грустном, а дадим слово автору вышеупомянутой статье. Итак, перед Вами Jarosław Pietrzak.
Избранные цитаты:
«Теперь пришло время Катыни: нужно показать, что система, взрастившая Вайду, на самом деле была хуже, чем фашизм. Ведь таково пожелание нынешних властей. Для исполнения всех желаний братьев Качиньских в этом фильме не хватает только деморализованного коммуниста-педераста, насилующего в полях невинных польских мальчиков».
«…у марксизма было то преимущество, что, невзирая на пропагандистское присвоение его некоторыми государствами, он является теорией подлинно универсальной, в отличие от психически нездорового национализма и антикоммунизма, плодом которого является новейшее 'творение'».
«То, что нацисты хотели ликвидировать поляков вместе с остальными славянами, а Советы - изменить социальный строй, ускользает от внимания Вайды.
Если бы этот 'советский' оккупант не пришел, то нас бы тут уже не было. Вайда не видит морального различия в том, что третий рейх шел убивать 'недочеловеков', а солдаты Красной Армии (независимо от того, как поступал сам Сталин) шли с верой в то, что никого нельзя считать недочеловеком, и за эту веру, за то, чтобы уже ни к кому и никогда не относились как к недочеловекам, они принесли самую большую в годы Второй мировой войны жертву - собственными жизнями».
«'Катынь' встраивается в большой пропагандистский проект польских правых: создания комплексного, идеологически насыщенного видения Второй Речи Посполитой как лишенного внутренних антагонизмов края национального счастья, позже - жертвы 'красных', которые ее разграбили, похоронив национал-католическую систему ценностей благородных довоенных элит».
«Одно режиссеру удалось блестяще: это безошибочное, хотя, к сожалению, не ироничное и, скорее всего, бессознательное воспроизведение психологии польских интеллигентских 'элит' с их конъюнктурностью и презрением к другим социальным классам и народам. Вайда нарисовал мир таким, каким его видит он и люди его круга, которых по невыясненным причинам считают 'совестью нации'. Тем самым он непреднамеренно подтвердил правоту многих антиинтеллигентских пропагандистских лозунгов, которыми Сталин обосновывал уничтожение таких 'элит'».
Не прибавить, не убавить. Статья очень интересная, читать целиком: Золотая рыбка по имени Вайда
Комментарии
Поставил положительную оценку.
Хотя, разумеется, во все времена в человечестве есть и будут кретины, которым такие гиганты известны только как мишень для плевков. Они не знают ни своей культуры, ни чужой, да и вообще о культуре имеют очень расплывчатые представления. Вы сами забудете имя этого ублюдка дня через три. А Вайда останется. Независимо от того, как кто-то из нас к нему относится. Плевок в гения - это самооплевывание. Это такой автопортрет: вот я такой. Я могу (позволяю себе, считаю возможным или даже правильным) плюнуть в великого человека. Автошарж. Человек просто показывает, насколько он глуп.