Интернет и революция. Восстановление индивида

Роль решительной одиночки никуда не исчезла. Более того, современные технологии позволили индивидууму стать самому себе режиссёром, точнее — самому себе редактором и корреспондентом, по значимости не уступающему целому информагентству. Так что кустари-одиночки, ремесленники компьютера находят себе нишу, словно возвращаясь в доиндустриальную эпоху.

Где-то год назад я в обзоре онлайн-дневников писал, что в числе регулярно мною читаемых блогов — дневник morrire, который ведёт бишкекский фотокорреспондент Елена Скочило. Как блогер она получила громкую славу ровно пять лет назад. Никому не известный двадцатипятилетний фотограф в один момент стала востребована ведущими мировыми агентствами и телекомпаниями, поскольку давала в своём ЖЖ чуть ли не поминутную информацию о ходе «тюльпановой» революции. Штурм президентского дворца, погромы магазинов распоясавшейся толпой, растерянность обывателей — всё получало своё оперативное и при этом тщательно проверенное отражение. Находчивая девушка почти в одиночку утоляла информационный голод, прорывая медийный вакуум.

Наутро 25 марта Елена Скочило проснулась (если засыпала) знаменитостью. Её блог получил награду, девушку пригласили по свежим следам на стажировку в Штаты, она стала видным деятелем интернета в родной республике. Как писала сама Скочило к пятилетию революции, «наша с вами жизнь поменялась после 24 марта 2005 года, как ни крути. Можно любить перемены в жизни, можно не любить, но от них никуда не денешься. Были ли эти перемены к лучшему? Не знаю. Лично мне этот день подарил новую профессию и много друзей по всему миру. С другой стороны, горжусь ли я тем, что моя родина — Кыргызстан? Нет. В разговорах старательно обхожу политические вопросы, рассказывая о нашей прекрасной природе и гостеприимных людях. Мнение о Кыргызстане в мире всё же формируется благодаря заявлениям и поступкам кучки циничных людей, которые сейчас у власти, и это не самое положительное мнение».

С конца прошлого года она опять находится в США — на учёбе, и её ЖЖ в последнее время был посвящён в основном сугубо личным впечатлениям от американской жизни, недаром отныне «большинство моих записей в режиме friends only». Стоит заметить, что все пять лет после марта 2005-го morrire упорно вела дневник. Понятно, что былой популярностью он не пользовалс, и его посещали в основном друзья автора. Но автора не сломало наступившее после громкой славы забвение. Трезвость и самоирония никуда не делись.

Скочило размещала фотки с показа мод, футбольных матчей — то, что делала по работе, иногда можно было увидеть любопытные сценки киргизской жизни «для души»: маленькие городки, горы, пикники на природе… Что касается политики, то напрямую она о ней не писала, но её дневник изобиловал ехидными и неполиткорректными колкостями в адрес Бакиева и его команды, так что с её симпатиями, а точнее, антипатиями, всё было ясно.

Не знаю почему, но я все эти пять лет продолжал следить за morrire, словно ожидая от неё чего-то вновь. И, действительно, второй звёздный час в её жизни настал. Стоило в Киргизии вспыхнуть второй революции (более кровавой, более ужасной и масштабной), как из США, ещё только при первых новостях из Таласа до событий в Бишкеке, Скочило оперативно организовала уникальный информационный узел на базе своего ЖЖ, используя налаженные связи с журналистами, блогерами и просто знакомыми из Бишкека. Также она активно развернула деятельность на Twitter. В считанные часы, а то и минуты на её страничку началось паломничество всех, кто хотел узнать последние новости из Киргизии, поделиться своим мнением, или увиденными, или услышанным. С учётом разницы во времени с Америкой можно понять, что сидела она в интернете и днём и ночью, без перерыва. Замечания Скочило ярко передают, виртуальную реальность, окружающую её: «Я не могу понять, где я. В Бишкеке или в США… Слежу за событиями и плачу. Простите, сил нет…»

Востребованность её ЖЖ доказывает хотя бы тот факт, что в прайм-тайме в вечернем выпуске дневник morrire показывался и цитировался в эфире ОРТ.

Кое-кто поспешил объявить события в Киргизии Twitter-революцией 2:0. Это не так, в стране бедной и отсталой все интернетовские прибамбасы хотя и имеются, но той роли, что в Иране, они не сыграли — как коллективные организаторы и руководители. Безработная молодёжь, с одинаковым рвением штурмовавшая и президентский дворец, и магазины, вряд ли руководствовалась инструкциями из Twitter. Но вот в плане информационном роль интернета трудно недооценить. Однако, что ещё более важно, было показано, что роль решительной одиночки никуда не исчезла. Более того, современные технологии позволили индивидууму стать самому себе режиссёром, точнее — самому себе редактором и корреспондентом, по значимости не уступающему целому информагентству. Так что кустари-одиночки, ремесленники компьютера находят себе нишу, словно возвращаясь в доиндустриальную эпоху. Пресловутый постиндастриал выглядит не таким уж обезличенным и механистичным…