Новое поколение власти и кое-что о депутатах вообще

Часто спрашивают люди, с которыми я постоянно веду переписку - а что я думаю об этих заявлениях Шлегея о том, что террористам нельзя давать слово? Особенно беспокоится один священник - представляется он отцом Василием, сотрудником общества "Мемориал" - уж не знаю на каких началах.

Ну что сказать - согласен я со Шлегелем, нельзя террористам давать слово. Да только тут надо сделать небольшую поправку - что-то мало мне, ох как мало верится, что депутату Шлегелю действительно есть какое-то дело до террористов, свободы слова и т.д. За пятнадцать лет что бываю в Думе, наблюдаю депутатов от партии власти (да что греха таить - и наших некоторых сторонников тоже), почти ни разу не довелось видеть какой-то искренней заботы о народном благе. Больше своекорыстия, жадности и т.д. Шлегель вообще из особой породы политиков. То и дело слышишь о нем - "Шлегель требует запретить газету такую-то, которая что-то не то сказала о Путине", "Шлегель требует ограничить то, публично сжечь это". Заглянул на сайт о нем. Господи, да ему 25 лет - кто он такой чтобы ограничивать и запрещать? По старой советской еще привычке я как-то приучен считать, что руководящие посты должны занимать люди, имеющие опыт, какие-то управленческие навыки. Этот же - что-то там то ли в "Молодой гвардии", то ли в "Наших" возглавлял. То есть дело не было, зато было много слов.

Знаете, есть такой вот штамп в современных фильмах о советских комсомольцах - присутствует там эдакий субчик с писклявым голосом, который всюду сует нос, до всего ему есть дело, везде показывает власть, рядит, судит и т.д., повторяя фразы о деле Ленина (или Сталина) и строительстве коммунизма.

Этот тип - отнюдь не вранье, такие бывали. Другое дело, что создатели подобных фильмов врут и ошибаются, утверждая, что эти люди занимали какие-то высшие посты и быстро двигались по карьерной лестнице. Не имея способностей, не умея строить, создавать никуда бы ты не попал. Одних слов мало было, да и не ценились они без дел. Из сотни функционеров один приходил на свою должность по идеологической линии, остальные были промышленники, колхозники, военные, прошедшие кровавый ад и т.д. Сейчас совсем другое время. Умение строить сегодня - на двадцатых и тридцатых местах - полный развал всех сфер жизни страны - прекрасное тому подтверждение. Зато важно уметь подлизываться, знать всю эту идеологическую чушь о национальных лидерах и возрождении духовности, и как можно громче кричать все это, не смущаясь дружного смеха в толпе, стоящей перед твоей высокой трибуной. Может быть, Шлегель к таким людям и не относится, но под присягой я этого утверждать не стал бы. И сколько появилось таких профессиональных, совершенно ненужных дармоедов-крикунов?..

Добавлю кое-что еще, относящееся косвенно к делу - развенчаю один забавный миф, повсеместно распространенный у нас о депутатах. Не так давно состоялась у меня переписка с одним молодым человеком, сотрудником пресс-службы крупной компании, который, намекая на мои связи и знакомства в парламентской фракции КПРФ, разговорился о том, что, мол, коммунисты подлецы и сволочи, и те же самые злодеи, грабящие страну, что и единороссы и т.д. Стал вспоминать о депутатах с мигалками и прочих ужасах (у Думы, кстати, всего пять или шесть мигалок - не помню уже). Дальше было обычное - депутаты - вершители судеб, обладающие чудовищной властью и прочие глупости. На самом деле это не так. У депутата нет никаких исполнительных возможностей (удивляюсь, что приходится говорить такие банальности, но уже вопрос этот набил оскомину), он не может своей депутатской властью никого ограбить, посадить. Все, на что он способен - ну от силы отправить запрос, на который должны ответить в течение какого-то времени.

Сам же его статус ничего особенного не дает.

Вообще, сегодня депутат - одна из самых слабых единиц в структуре власти, по уровню возможностей, коррупционных доходов его обгонит любой начальник районного разрешительного управления в Москве. Не шучу. Это ослабление депутатской власти началось с конца 90-х годов, с появлением Путина, и продолжается сейчас. Как зарабатывал депутат раньше (если говорить о нелегальных способах)? Какому-то злодею нужно пролоббировать закон о беспошлинной торговле с тем-то и тем-то государством, он приходит в Думу, договаривается с людьми и т.д. Дает денег, закон принимают. Тогда депутаты (которые продавались) зарабатывали до миллиона долларов в месяц. Сегодня этот способ бесполезен - нужно идти напрямую к лидерам Едра, имеющим большинство. По отдельности договариваться с жириновцами , справедливороссами смысла нет никакого.

Вообще, к первым депутатам Госдумы отношение было совсем не такое, какое оно сегодня. Тогда они могли требовать себе слова, ходить по властным структурам. Даже в частном плане - в 90-х многие приватизировали свои квартиры в депутатском доме на Осенней улице (например, это сделал Василий Иванович Шандыбин). Сегодня этой практики уже нет, с депутатами вообще обращаются совсем иначе, чем раньше. Я неоднократно бывал в гостях у депутатов сразу после последних выборов в Думу. Пока разбирались с жильем для нового состава Думы (а те, у кого срок полномочий окончился, в это время выезжали из своих квартир), вновь прибывших депутатов расселили - по небольшим гостиничкам, отнюдь не экстра-класса - что-то бюджетное, в районе ВДНХ. Заходишь как в коммунальную квартиру - одна комнатка, где он с женой и ребенком. Кипятильник, на растянутой веревке сушатся детские вещи. Совсем не царские палаты. Я, впрочем, не сетую на это, так, может быть, и должно быть - вообще, чиновники пусть уж живут скромно - и не одних депутатов это касается.

-Но почему же тогда о депутатах идет такая страшная молва - мол, людоеды, злодеи и проч.? - спросит кто-нибудь.

- Ну, во-первых, среди депутатов огромное количество влиятельных людей. Они были влиятельны и сами по себе - в Думе, кажется, около сорока долларовых миллионера - и все они в "Едре". Для этих людей депутатский мандат - бизнес-инструмент, в отличии от ребят, вроде Шлегеля. Они проталкивают какие-то свои законопроекты, кто-то использует депутатские полномочия для давления на конкурентов. Напрашивается сравнение с каким-нибудь очень мощным ноутбуком - есть люди, для которых он - рабочий инструмент и которые используют его для анализа данных или для сложного дизайна и проч, другим - например, молодым людям, он нужен для того чтобы показывать знакомым и т.д.

А во-вторых в нынешнем отношении к депутатам виновата...сама власть. Ругать парламент начали в 93-м году, когда он во-многом мешал Ельцину (и мы помним, чем это закончилось), а продолжили, уже поставив это на серьезный поток - в 96-м, после победы коммунистов на парламентских выборах. Бездарная ельцинская политика бросала страну из огня в полымя, все помнят и кризисы и т.д., каждые восемь месяцев сменялись правительства. А по телевизору, в газетах, вроде "МК" тогда можно было читать тирады уровня "коммунисты довели страну до ручки", "депутаты-коммунисты губят все инициативы президента по выправлению ситуации", "КПРФ дестабилизирует обстановку в стране", ну и проч. Словом, Ельцин изо всех сил сваливал свои ошибки и преступления на КПРФ, у которой особой власти и тогда не было. Тогда же и появился и окончательно укрепился образ депутата-маньяка с окровавленной пастью и бензопилой в руках. Ну а сейчас этот образ только укрепился - уже усилиями единороссов, ежедневно показывающих себя с самой лучшей стороны.