Путин использует энергетическое оружие против Турции?
На модерации
Отложенный
После того как турецкие ВВС сбили российский Су-24, Москва заявила, что этот инцидент будет иметь очень серьезные последствия для отношений между странами и пообещала нанести ответный удар. Однако захочет ли Кремль делать это в ущерб своей слабой экономике?
Всего лишь год назад российский президент Владимир Путин совершил официальный визит в Анкару, чтобы обсудить перспективы «стратегического сотрудничества» с Турцией. Однако сегодня, после того как турецкие ВВС сбили российский Су-24, Путин обратился к Анкаре с совсем другим сообщением: этот инцидент будет иметь «серьезные последствия» для отношений между Россией и Турцией.
Несмотря на резкие заявления, обеим странам, похоже, все-таки придется продолжать сотрудничать во многих сферах, хоть и о грандиозном стратегическом партнерстве можно забыть. Турция получает 60% своего природного газа от России, и Москва не может так просто отказаться от единственного европейского рынка, на котором растет спрос, особенно в условиях стремительного падения цен на нефть и экономического кризиса в связи с санкциями. Отказ от 40-миллиардного проекта по построению газопровода в декабре прошлого года означает, что российский президент будет прилагать все усилия для реализации другого, 12-миллиардного, проекта сооружения газопровода, который позволит доставлять газ через Черное море в Турцию и в европейские страны.
«Не учитывая Китай, единственной страной, на стратегическое партнерство с которой рассчитывала Россия, является Турция», — отметил эксперт Центра стратегических исследований Гааги Сийбрен де Йонг. «Захочет ли Москва разрушить эти планы и все, что уже было сделано? Я очень сомневаюсь в этом. Энергетические ресурсы стали оружием, которое действует в обоих направлениях».
Для Турции — которая также в прошлом месяце угрожала прекратить двустороннее энергетическое сотрудничество, после того как Россия начала наносить авиаудары по позициям повстанцев в Сирии и нарушать турецкое воздушное пространство — просто не существует других вариантов, кроме как продолжать сотрудничать с Москвой. Спрос на природный газ в Турции постоянно растет, а Россия является одним из немногих доступных поставщиков этого топлива, по крайне мере, в краткосрочной перспективе. Более того, Россия принимает активное участие в финансировании и строительстве атомной электростанции в Турции, которая необходима для удовлетворения растущего спроса на электроэнергию. Во вторник новый министр энергетики Турции Берак Албайрак (зять президента Реджепа Тайипа Эрдогана) заявил, что энергетическому сотрудничеству между двумя странами ничего не угрожает.
Российско-турецкое сближение, которого Путин и Эрдоган изо всех сил пытались добиться в прошлом году, с самого начала было обречено на провал. Это связано со столетиями вражды и соперничества между двумя странами, а также абсолютно противоположными подходами к гражданской войне в Сирии. Эрдоган неоднократно критиковал действия сирийского диктатора Башара аль-Асада, и часто призывал к отстранению его от власти. Путин же на протяжении многих лет открыто поддерживал Асада, а в сентябре этого года даже отправил в Сирию для поддержки режима свои военно-воздушные силы, которые атакуют позиции поддерживаемых Америкой повстанцев, воюющих против сил Башара Асада.
Во вторник эти разногласия и напряженность выплеснулись наружу. На протяжении почти двух месяцев представители высшего политического и военного руководства Турции заявляли России, что их страна не станет терпеть нарушения воздушного пространства. Турция пригрозила сбивать все самолеты, которые незаконно вторгаются в воздушное пространство страны. Во вторник Анкара сообщила ООН, что за пять минут двум российским бомбардировщикам было отправлено 10 предупреждений с указанием покинуть воздушное пространство страны. Один из них развернулся и выполнил указание, а другой продолжил движение вглубь территории страны, поэтому было принято решение атаковать его. Согласно неподтвержденной информации, двое пилотов были убиты туркменскими повстанцами на севере Сирии, где они приземлились после катапультирования из подбитого самолета.
Сразу же после инцидента Путин обвинил Турцию в пособничестве террористам Исламского государства, также известного как ИГИЛ. Министр иностранных дел России Сергей Лавров отменил запланированный визит в Турцию и призвал российских туристов избегать поездок в эту страну. Российское Федеральное агентство по туризму порекомендовало туроператорам прекратить продажи туров в Турцию. Тем временем, некоторые члены российского парламента высказались в поддержку прекращения авиасообщения между Россией и Турцией, а также пообещали вскоре вынести такой законопроект на голосование.
«Мы давно фиксировали тот факт, что на территорию Турции идет большое количество нефти и нефтепродуктов с захваченных в Сирии территорий. Отсюда — и большие денежные потоки, большая денежная подпитка террористических формирований», — заявил Путин во время встречи с королем Иордании Хусейном бен Талал. «А теперь еще и удары в спину, удары по нашим самолетам, которые борются с террористами».
Исламское государство ежедневно зарабатывает от 250 тысяч до 1,5 миллиона долларов на продажах нефти, бензина и дизельного топлива покупателям в Сирии и Турции. Именно поэтому нефтеперерабатывающие предприятия стали основной целью авиаударов России и возглавляемой Соединенными Штатами международной антитеррористической коалиции.
Подозрения Путина о том, что Турция сотрудничает и ведет торговлю с Исламские государством стали для Анкары ударом ниже пояса, отметил сотрудник аналитического центра Sidar Global Advisers Эмре Тункалп. «Путин не выбирал выражения и высказал очень серьезные обвинения».
Это может создать препятствия на пути реализации проекта газопровода «Турецкий поток», который уже столкнулся с трудностями в связи с разногласиями по поводу цены на газ и созданием нового правительства в Турции после ноябрьских выборов. Именно эта проблема должна была стать центральной во время визита в Турцию министра иностранных дел Сергея Лаврова.
«Любой значительный прогресс в вопросе «Турецкого потока» сейчас очень маловероятен, по крайней мере, в краткосрочной перспективе», — заявил Эмре Тункалп.
Помимо экономических рычагов влияния, Москва имеет еще один вариант, который позволит усложнить жизнь Анкаре — усилить поддержку курдских боевиков, которые вот уже на протяжении десятилетий являются головной болью для турецкого правительства. На протяжении почти двух столетий Россия поддерживала тесные отношения с курдскими племенами, а в советские времена даже установила связи с Рабочей партией Курдистана (РПК), которая сегодня снова воюет против турецких вооруженных сил и полиции. В то же время Турция, Европейский Союз и Соединенные Штаты признали РПК террористической группировкой.
«Путин публично — и, как мне кажется, довольно остроумно — намекнул на курдов, как союзников в борьбе против Исламского государства. Поэтому поддержка Рабочей партией Курдистана и связанных с ней организаций является простым способом нанести Турции ответный удар за неприятный инцидент со сбитым российским самолетом», — отметил Майкл Рейнольдс, профессор ближневосточных исследований в Принстонском университете.
Однако такой шаг Москвы может стать очень провокационным, поскольку Эрдоган использовал борьбу против РПК, как способ поднятия рейтинга своей партии для одержания победы на выборах в этом месяце. Это решение может иметь очень опасные последствия, особенно в свете заявления президента Соединенных Штатов Барака Обамы о том, что его «основным приоритетом» после крушения российского самолета является недопущение эскалации ситуации в Сирии.
«Это уже чересчур, как если, например, Турция финансировала бы чеченских боевиков на Кавказе. Это переходит все границы допустимого».
Комментарии