Московские экологи в шоке от Пермского края. «Я в шоке от Пермского края», – заявил директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман ПУКАЛОВ, рассказывая на пресс-конференции о пермском этапе экспедиции «Великие реки России». Год назад на грант президента страны Дмитрия МЕДВЕДЕВА общественные экологи начали изучать главные водные артерии страны на предмет загрязнения, начав, естественно, с Волги и ее притоков. И вот в марте этот независимый аудит прибыл на берега Камы…
Черная речка розового цвета Почему «водная инспекция» была поручена общественным экологам, а не государственному природоохранному ведомству, вполне понятно. Общественная организация, существующая на гранты и благотворительные взносы, объективней госструктуры, пронизанной различными «интересами» и податливой для нажима, особенно если за ним стоят политические интересы. «Зеленому патрулю», например, глубоко все равно, что нынешний губернатор Прикамья уже «замаран» перед Кремлем и крайне заинтересован в том, чтобы во всех остальных сферах деятельности, кроме здравоохранения, имидж края не падал. Но после того, что экологи увидели в Березниках и в Соликамске, «Зеленый патруль», как горячо заверил Пукалов, однозначно снизит рейтинг Пермского края в ежегодно проводимом мониторинге россий-ских регионов с прежнего 48 места до последней десятки. Из 12 обследованных экспедицией субъектов РФ, расположенных в бассейне Волги, самая сложная ситуация со стоками выявлена именно в Прикамье. «Зеленый патруль» работал в Пермском крае весь март, экологи взяли более 50 проб воды в Каме, Чусовой, Лысьве, Косьве и в малых реках, текущих в Перми, Березниках, Соликамске и Краснокамске. Поскольку пробы с поверхности могут быть недостоверны, водолазы экспедиции спускались на дно Камы; была проведена даже аэрофотосъемка Перми и Березников для оценки распределения воздушного за-грязнения выбросами предприятий (очень хорошо видно на снегу, который будет таять и загрязнять ту же Каму). Навестили экологи и особо охраняемые территории, мусорные свалки, места складирования убранного с улиц снега. Поскольку инспекция была общественной, о ней никого не предупреждали, и предприятия не старались временно прекратить сбросы (обычная практика при проведении госпроверок). В результате в Соликамске, например, «Зеленый патруль» обнаружил, что вода в речке Черной на самом деле розового цвета, а химический состав таков, что бравшим пробы инспекторам, которые забыли резиновые перчатки в машине, обожгло руки.
Правда, эту речку давно уже никто речкой не считает…
Не пей водичку, до Европы не доживешь… Собственно говоря, по мнению Пукалова, в «промканалы» превратились все малые реки, текущие по Березникам, – концентрация солей в них такова, что если бы не тяжелые металлы, воду можно было бы брать для засолки огурцов. У экологов появилось сильное подозрение, что засолен даже артезианский колодец, питающий городской водопровод, но его анализы пока не готовы. Такого экологического кошмара экспедиция еще не видела. Будь на месте «Зеленого патруля» какая-нибудь госконтора, она, скорее всего, ограничилась бы одним анализом на всех. Въедливые же общественные экологи брали анализы через каждые 500 метров, после сбросов каждого предприятия. И выяснили, что «Ависма» 30 химических элементов заявляет – 30 и сбрасывает, и за каждый элемент платит штраф. А вот «Уралкалий» заявляет 10, а сбрасывает 16, то есть экономит на штрафах. Очень интересен и вопрос о том, откуда в малых реках Березников столько загрязняющих веществ. Если к ним проложены несанкционированные трубы – это уже работа для прокуратуры. Кстати, все время, которое экологи работали в Березниках, их «пасла» машина с охранниками. С чего бы это? Грубейшие нарушения природоохранных норм «Зеленый патруль» выявил и в Перми, и в Краснокамске. Всего эксперты составили список более чем из 20 нарушений водного, лесного и земельного законодательств. По мнению Пукалова, причина одна – ослабление госконтроля за деятельностью промышленных предприятий. Наивный московский эколог посоветовал Пермскому краю взять в пример Татарстан, где все выявленные «Зеленым патрулем» нарушения были устранены за два месяца, а деятельность трех предприятий даже приостановлена. Нет, конечно, в Прикамье результаты исследований «водного аудита» тоже лягут на стол главе краевой администрации, краевому прокурору. Вот только судя по тому, как бесславно закончилось дело о лукойловских АЗС и по общему политическому фону (до экологии ли теперь?), вряд ли экспедиция «Великие реки России» оставит в регионе хоть сколько-нибудь заметный след. В конце концов, выводы общественной организации – не основание для судебного иска, а всего лишь повод для проверки официальным контролирующим органом. Чем отличаются госструктуры от общественных организаций, смотрите в начале статьи. Напоследок Пукалов обратился ко всем жителям Пермского края, имеющим несчастье жить на берегах главной реки нашего региона – в Каме купаться нельзя! А пить из нее воду – тем более! Иначе не доживете до 2016 года, когда Пермь героическими усилиями Олега ЧИРКУНОВА, Бориса МИЛЬГРАМА и Марата ГЕЛЬМАНА должна стать культурной столицей Европы…
Комментарии