Выживет ли Россия без нефтяной иглы?
Похоже, что в ближайшее десятилетие нас ожидают большие перемены.
Как известно, российская экономика почти целиком и полностью зависит от цен на нефть и газ. Началось все с 70-х годов прошлого века. Наконец-то сбылись многовековые чаянья русского народа: нашли чудо-товар, который стоил гораздо выше своей себестоимости. Это была нефть и газ. Нет, они добывались и до этого. Но, во-первых, цены на них стали резко расти, во-вторых, открыли несколько крупных месторождений. И жизнь стала хороша: мы сидим, а денежки идут! Продолжали производить и то, что производили до нефтяного бума, но уже без прежнего энтузиазма: не получится – и ладно, на нефтедоллары купим. Это называлось «сесть на нефтяную иглу». В лучшие времена доходы от продажи углеводородов составляли 30% бюджета. Тогда-то наверху и возникла мысль хапнуть эти легкие денежки и не делиться со всякими разными, раз всякие-разные не могут принести денег, а могут только их тратить.
Это скверное намерение замаскировали, как водится, всякими красивыми словами о том, что мы безумно отстаем по темпам роста экономики от кого-то, кто был тогда лидером в этом росте (кажется, от Японии. И где теперь у них этот рост?), что темпы этого роста прироста замедляются, и мы так и не догоним Запад, а это – западло, что «надо слезть с нефтяной иглы». Быстренько развалили Союз, чтобы отсечь от пирога растущее на глазах среднеазиатское население. Пожертвовали даже братьями–славянами – дружба-дружбой, но табачок врозь. Выбросили за ненадобностью коммунистическую идеологию и троицу смешных бородачей: Маркса-Энгельса-Ленина. Наконец-то дорогие россияне остались наедине с нефтью и газом! Конечно, не всех подпустили к райской амброзии, но процентов 25 осчастливили в той или иной степени. Вот, кстати, и причина, почему надо было убрать советскую идеологию: разговоры о равенстве тут не катили. Они были хороши, когда надо было всех заставить работать за копейки ради построения светлого будущего. А тут и строить ничего не надо – уже сегодня можно жить в светлом будущем, но на всех, конечно, не хватит.
Зададим себе вопрос: дурно ли было ставить все на один товар? Да все так делают, если могут, конечно. Находит нация такой товар или иное преимущество – блаженствует, не находит – пропадает или влачит жалкое существование. В разное время у разных народов это были разные вещи: иногда, удачное географическое положение относительно тогдашних торговых путей, иногда – отличные сельскохозяйственные условия.
Короче, очень хорошо стать монополистом в чем-то важном для других. Другой вопрос, что почти всегда это плохо кончалось: открывали другие торговые пути, почва истощалась и т.п. Но не будем в это углубляться.
Понимал ли народ, что происходит? Конечно. Народ – субъект истории, что бы по этому поводу не думали разные Наполеоны. Именно поэтому всю Перестройку шли неслыханные прежде разговоры о том, как нам надоели эти чурки, именно поэтому вдруг так возненавидели КПСС и все советское, именно поэтому не вякнули, когда в одночасье распустили СССР.
Но тут народ, как всегда просчитался. Во-первых, те 75%, которые не попали в допущенных к пирогу, потеряли больше, чем приобрели. Во-вторых, страна в целом очень потеряла. Сегодня бюджет на 50%, а то и на 70% формируется от продажи нефти и газа. Вы представляете себе, насколько это хрупкая конструкция?
В прошлом году прошло сообщение, что США стали лидером по производству газа. А газ они добывали в основном из сланцев.
Газ и нефть можно добывать из сланцев. Есть материнская порода, где углеводы содержатся в низких концентрациях, но если в породе будет разлом, то образуется ловушка, где углеводы скапливаются в виде суспензии. Сланцевые породы более-менее равномерно распределены по всему миру, в отличие от месторождений нефти и газа. В 1821 в США году была запущена первая газовая сланцевая скважина. Но тогда этот метод сочли невыгодным. С начала 2000 годов начали добывать из сланцев нефть. Пока себестоимость добычи газа из сланцев – от 140 до 250 долл. за 1000 кубометров, но она может снизиться до 80-90 долл. Себестоимость добычи природного газа – 10 - 40 долл. в зависимости от месторождения (например, Штокмановское находится под водой). Однако потенциально сланцевый газ перспективнее, т.к. его месторождения легче разведать и его гораздо больше. Уже сегодня США добывает из сланцев 100 млрд. кубов в год. Это почти столько же, сколько Россия продает в ЕС. Вероятно, в ближайшие годы сланцевый газ все же не вытеснит природный. Но знание того, что месторождения газа и нефти не иссякнут, поможет ограничить рост цен на углеводороды. А потом, возможно, они и вовсе перестанут быть экспортным товаром: каждая страна начнет добывать их для себя.
Итак, дорогие мои, как жить станем? Посмотрите, как наверху засуетились: говорят, что нужна реиндустрилизация, что нужна модернизация. Ну-ну.
Мы так похожи на дурака из сказки, спалившего свой дом в надежде переехать во дворец, а за ним и не приехали.
Комментарии