Элита стабильности не хочет появления элиты смуты

На модерации Отложенный

Ну, значит, все выговорились. Да-да, дежавю, попытка зайти два раза в одну и ту же канализацию, снова Дагестан, но без Басаева. Все так, кто ж спорит?

Но невозможно оспорить и другое: нынешняя правящая элита совсем не та, что десять лет назад. И моделировать сейчас дальнейшее развитие событий по образцу времен междуцарствия и раннего Путина – занятие бесперспективное.

Тогда существовал редкий в российской истории, характерный для коротких периодов утверждения на троне нового монарха консенсус меж царем и боярами. То есть между новым царем и новым боярством, которое он вел за собой. Да и прежнее, надо признать, не очень-то и обидели. Абрамович – он новый или старый? Сколько ни цитируй Сорокина, до опричнины дело не дошло и дойти не могло. Опала и острог достались немногим и строго индивидуально. И новые, ежели их «Евросеть» приглянулась кому в погонах, отправляются в Лондон не хуже старых. Но все-таки единично и выборочно. Жить можно.

Да, тогда нужна была война. Но и то очень ограниченно: нынешние хозяева жизни не в боях карьеру делали и власть конвертировали. Для фона, для шума она была потребна. А сейчас-то чего шуметь? Институциональная и конституционная основа несменяемости власти обеспечена. Устраивать кавказские погромы – себе дороже, да и некому. Посмотрел бы я на каких-нибудь «наших» или «румолов» без омоновского прикрытия. Вешать собак на демоппозицию, шить ей пособничество террористам – так в нынешнем состоянии от нее ничего, кроме пользы. Ну, разве что СМИ немного притравить.

Эта позиция боярства – и настоящего, и того, кто только хочет попасть  в его ряды. Предпосылка стабильности – формирование в минувшее десятилетие элиты стабильности, не видящей возможностей дальнейшего роста в обстановке чуть более неспокойной. И совершенно не желающей появления элиты смуты. И как бы смешно ни звучали слова одного из агитпроповских функционеров «Наш ответ террористам – Город Будущего», он по-своему честен. Люди, вознамерившиеся хоть что-то получить от всех разговоров и финпотоков вокруг так называемой модернизации, совершенно не заинтересованы в смене курса. Им не нужна ни масштабная война, ни общественная мобилизация, ни завертывание гаек.

Причем это касается и самой молодой части элиты, только-только в нее кооптированной или стоящей в очередь на кооптацию. Новым комсомольцам, совсем как старым, хочется ни за что не отвечать, перекладывать бумажки, нести ахинею на митингах, мелко интриговать, крупно воровать, пить и блюдовать за казенный счет. У вчерашних студентов, делающих карьеры в арбитражных судах (это самый свежий пример), конечно, притязания покруче, но они тоже связаны со стабильностью.



Ежели царь захочет все перекроить, то элита стабильности его не поддержит. А личной гвардии, из которой сформировалась бы элита смуты, не наблюдается, тем паче что непонятно, кто, собственно, царь. В такой ситуации оба царя не уверены ни в себе, ни друг в друге, ни в том, что новые опричники сохранят им верность.

Рассуждая о происшедшем, некоторые удивлялись бурной реакции на взрывы. Мол, на Кавказе это рутина и повседневность, что доказал и кизлярский теракт, напомнивший о событиях 1999 года в этой республике. Это удивление понятно, но разумнее было бы поставить вопрос, почему таково восприятие московских взрывов. На мой взгляд, причина в нарушении некой негласной конвенции, заключенной по понятиям. По этой конвенции безобразия должны быть локализованы на Кавказе, который для жителей столиц давно уже превратился в потусторонний мир.

А вот для многих во власти Кавказ – это очень серьезный бизнес-проект. Согласитесь, что нет особой логической связи между многократными заявлениями Медведева о чудовищной коррупции на Кавказе и тем, что можно назвать хлопонинским проектом. Казалось бы, потоку инвестиций в этот регион должна была предшествовать некая политическая санация. Но нет, ничего подобного. При этом ведь ни для кого не секрет, что боевики давно уже встроены в бюджетные цепочки. Не прямо, конечно, не открыто, но, тем не менее, подпитываются, говоря откровенно, из разворованного.

О серьезности хлопонинского проекта говорит и то, что новый полпред президента подчинен несменяемому и неприкосновенному премьеру – даже закон изменили, чтобы сделать  Хлопонина заместителем председателя правительства. Так нужна им всем новая тотальная война на Кавказе? Нет. Им нужно тотальное финансирование мирного строительства.

И потому в Москве бомбы взрывать – это не по понятиям. Кто бы за этим ни стоял, – это явное нарушение политического равновесия, в отличие опять же от событий десятилетней давности, когда во всем происходившем прослеживалась единая логика. Сейчас же все по-другому: за власть бороться не надо, но за ее конвертацию приходится биться каждый день.

Кстати, может быть, я что-то упустил, но, кажется, пока единственным принятым решением стал президентский указ о безопасности на транспорте. Абсолютно лоббистский, в очередной раз напоминающий об очевидном: основными выгодополучателями от терактов становятся те, кто занимается обеспечением безопасности, производством, продажей, а также закупкой соответствующей техники и оборудования.

Закупкой тоже. Если уж «Даймлер» поставил под сомнение кристальную честность сотрудников ФСО, то чего уж там…