«Россия подделывает свой оборонный бюджет»
И снова ложь
Авиабомба на истребителе Су-35 дальней авиации Военно-космических сил России перед вылетом для нанесения удара по объектам ИГ из авиабазы «Хмеймим»
Американский экономист, научный сотрудник Гуверовского института Пол Грегори считает, что Москва на словах тратит на оборону меньше, чем на самом деле, чтобы страны НАТО урезали свои военные бюджеты
Сообщения о том, что Россия в 2016 году ограничивает рост военных расходов, повысив их всего на 1% по номиналу, вероятно, направлены на то, чтобы провалить инициативу НАТО — повышение оборонных расходов на 2% в каждой стране альянса. Россия играет сразу две роли. Она ликует, потому что ее военная мощь была ярко продемонстрирована в Сирии. И в то же время она встает в позу бедного родственника — слишком бедного, чтобы поддерживать уровень военных расходов. Но это невозможно совместить.
Официальные новостные источники и другие медиа сообщают, что в проекте бюджета Российской Федерации на 2016 год заложено минимальное увеличение оборонных расходов. Согласно проекту, в 2016 году расходы на оборону и национальную безопасность составят около 50 млрд. долларов (в рублях по сегодняшнему обменному курсу) или 4% ВВП, всего на 0,8% больше, чем в 2015 году. При ожидаемой инфляции в 7% это означает значительное снижение реальных военных расходов.
Интуитивно эти цифры трудно совместить с военным участием России в конфликтах в Сирии и Восточной Украине, как и с военными учениями у ее западных границ и в Арктике. Если верить официальной информации, либо Россия — «бумажный тигр», либо она расходует свой военный бюджет с невероятной эффективностью.
Пристальное изучение предмета показывает, что Россия возрождает практику советских времен, когда когда официально публикуемые цифры оборонного бюджета СССР мало что значили, а реальный уровень военных расходов можно было подсчитать лишь с помощью независимых исследований и очень приблизительно.
В статье «Россия прячет бюджет» в газете «Ведомости» сказано, что четверть всех расходов в проекте бюджета засекречена. Разглашение информации об этих бюджетных статьях — уголовное преступление. Что именно относится к гостайне, а что нет — решается весьма произвольно. Но с уверенностью можно сказать, что худосочные официальные цифры, упомянутые выше, — это только незасекреченная часть военных расходов. Секретная часть бюджета в 2016 году вырастет, а это означает, что уровень военных расходов в проекте преуменьшен.
Подготовка российского штурмовика Су-25 на аэродроме «Хмеймим» перед вылетом на боевое задание
Два независимых российских источника попытались оценить уровень военных расходов с учетом засекреченной части. Институт реформирования общественных финансов включает в них рассчитанную на 2016–2020 годы государственную программу развития оборонно-технического комплекса.
По подсчетам института, в 2016 году на оборонные нужды будет выделена треть федерального бюджета, чуть больше 6% ВВП при официально объявленном уровне в 20% бюджета и 4% ВВП.
Институт «Центр развития» Высшей школы экономики приходит к тем же результатам — треть федерального бюджета и 6% ВВП, — пользуясь другими методами. Институт подсчитывает долю расходов на оборону и безопасность, заполняя «секретные» лакуны. Это сложная задача, потому что бюджет разделен почти на десять тысяч позиций.
«Центр развития» пришел к выводу, что 60% оборонных расходов — это собственно военные расходы, а остальное — расходы на национальную безопасность. Характерная особенность расходов на безопасность в России — их федерализация: помимо МВД и ФСБ, располагающих крупными контингентами войск, существует множество федеральных правоохранительных агентств. Если исключить из этого списка службу исполнения наказаний и противопожарную службу, которые к национальной безопасности не относятся, доля расходов на безопасность в бюджете сократится до 31,5%, что все еще выше 6% ВВП.
Еще одна сложность в оценке связана с возможной приватизацией оборонных расходов. По слухам, сепаратистов на востоке Украины финансировал один из российских олигархов (Константин Малофеев. — Открытая Россия). Известно, что Путин вынудил различных олигархов заплатить за Олимпиаду в Сочи. И если можно так поступить с Олимпиадой, почему нельзя с военными расходами?
ВВП России — приблизительно 2 трлн. долларов (по покупательной способности валют). Из них, согласно приведенным выше подсчетам, Россия тратит на оборону 6%, то есть около 120 млрд. долларов. Суммарный ВВП континентальных европейских стран-членов НАТО составляет около 18 трлн., из которых на оборону расходуется чуть больше 1,2%, то есть примерно 230 млрд. долларов. Если континентальные страны НАТО поднимут военные расходы до 2%, к этой сумме добавятся еще 200 млрд., и это не считая расходы США и Великобритании. Таким образом, НАТО сможет потратить на оборону около 430 млрд. долларов против российских 120 млрд.
Во времена Холодной войны СССР приходилось напрягать все силы, чтобы выдержать гонку вооружений с Западом, поскольку его ВВП был сравнительно невелик. Сейчас путинская Россия ввязалась в борьбу с Западом, испытывая ту же проблему недостаточного ВВП. Перспектива повышения оборонных расходов в странах НАТО до 2% ВВП ставит Россию в то же проигрышное положение, что и СССР, когда тот попытался соревноваться с рейгановской программой «Звездных войн».
Официально объявленный скромный оборонный бюджет России может оказаться попыткой сообщить НАТО, что такая жертва, как дополнительные расходы на оборону, не так уж необходима в тяжелые для экономики времена. Зачем им наращивать оборонные расходы, если противник их урезает? Предполагаю, что это и есть линия Кремля.
Оригинал статьи: Пол Грегори, «Россия подделывает свой оборонный бюджет», Politico
Комментарии