Нюрнбергский процесс – 70 лет спустя

 

Сегодня, по прошествии семи десятилетий с момента начала работы Нюрнбергского процесса, нам, живущим на планете Земля, снова приходится обращать свой взор в прошлое, чтобы понять, как, каким образом фашистская идеология, беспощадно заклеймённая международным судом стран победительниц, вновь поднимает свои знамёна над Европой, которую нацисты, тогда семьдесят лет назад, превратили в руины.

Жителям Донбасса, находящимся в течении полутора лет, под обстрелами украинских карателей, не только использующих фашистскую символику на своих знамёнах, но и взявших на вооружение нацистскую идею превосходства нации, нам «ватникам» и «колорадам», испытавшим на себе идеологию ненависти и культ лжи возведенный в ранг официальной политики Киева по отношении к Донбассу, понятно желание большинства жителей Европы и СССР, разобраться во всех преступлениях перед человечеством кровавого нацистского режима и по возможности воздать должное за содеянные преступления тем, кто отдавал преступные приказы и кто, не задумываясь, исполнял их.

Процесс начался 20-го ноября 1945 года в одном из немногих городских зданий, уцелевших после бомбёжек, во Дворце Правосудия, в «Зале 600» здания суда присяжных Нюрнберга.

На протяжении 1943-1944 гг. почти на всех встречах и конференциях, в комиссиях и подкомитетах, везде, где обсуждалась будущая судьба Германии и создание предпосылок для прочного мира, наряду с другими вопросами вставал вопрос о суде и наказании военных преступников. Но вплоть до конца 1944 г. правительства США и Англии неохотно шли на практические действия по подготовке суда и наказания военных преступников.

С 31 мая по 4 июля 1945 г. В Лондоне проходила конференция экспертов по вопросу о наказании военных преступников, в которой приняли участие 16 стран. Работа комиссии подчеркнула необходимость создания Международного военного трибунала для наказания главных военных преступников.

Мировая общественность хотела видеть фашистских главарей на скамье подсудимых, тем более что большинство из них уже было арестовано. Некоторые из них, боясь справедливого возмездия, покончили с собой (Гитлер, Геббельс, Гиммлер). Гесс был взят в плен еще в начале войны в 1941 г. В апреле 1945 г. был арестован Франц фон Папен. В мае – Фрик, Фриче, Франк, фон Нейрат, Зейсс-Икварт, Шпеер, Геринг, Розенберг. Розыск главных военных преступников продолжался. В июне были арестованы фон Ширах, Крупп, Риббентроп. Таким образом, к концу июня 1945 г. большинство преступников находилось в руках союзников.

С 26 июня по 8 августа 1945 г. проходила Лондонская конференция. Задачами этой конференции были:

1. Учредить для суда над главными военными преступниками, преступления которых не связаны с определенным географическим местом, Международный военный трибунал, юрисдикция и деятельность которого должна определяться его уставом.

2. Утвердить устав Международного военного трибунала как неотъемлемую часть настоящего соглашения.

Устав Международного Военного Трибунала содержал перечень деяний, которые влекли за собой индивидуальную уголовную ответственность. К ним, в частности, относятся:

преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из выше изложенных действий;

военные преступления: нарушение законов или обычаев войны, т.е. убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью;

преступления против человечности: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, явились эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершенны, или нет.

Таким образом, были сформированы основные задачи и цели процесса:

 никогда больше не допустить возрождения германского милитаризма. Жизненные интересы всех народов требуют навсегда исключить не только возможность агрессии со стороны германского империализма, но и возможность повторения нацистских преступлений против человечества.

С 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года, было проведено 407 заседаний. «По своим масштабам это был самый крупный процесс в истории человечества. Он продемонстрировал волю народов разоблачить агрессию и фашизм и тем самым создал важную предпосылку для прочного мира во всем мире»

Перед Трибуналом предстали 24 военных преступника, входивших в высшее руководство фашистской Германии. Такого в истории еще не было. Также впервые был рассмотрен вопрос о признании преступными ряда политических и государственных институтов — руководящего состава фашистской партии НСДАП, штурмовых (СА) и охранных (СС) ее отрядов, службы безопасности (СД), тайной государственной полиции (гестапо), правительственного кабинета, Верховного командования и Генерального штаба.

Обвинительный акт на немецком языке был вручен подсудимым за 30 дней до начала процесса, и далее им передавались копии всех документальных доказательств. Процессуальные гарантии давали обвиняемым право защищаться лично или при помощи адвоката из числа немецких юристов, ходатайствовать о вызове свидетелей, предоставлять доказательства в свою защиту, давать объяснения, допрашивать свидетелей и т. д.

В зале суда и на местах были допрошены сотни свидетелей, рассмотрены тысячи документов. В качестве доказательств фигурировали также книги, статьи и публичные выступления нацистских лидеров, фотографии, документальные фильмы, кинохроника. Достоверность и убедительность этой базы не вызывали сомнений.

Все 403 заседания Трибунала были открытыми. В зал суда было выдано около 60 тысяч пропусков. Работу Трибунала широко освещала пресса, велась прямая радиотрансляция.

Судьи тщательно рассматривали все обстоятельства дела, критерий один правдивость показаний и свидетельств. Нюрнбергский процесс стал прецедентом международного права. Его главным уроком явилось равенство перед законом для всех — и для генералов и для политиков.

Процедура суда полностью исключала возможность мести как фактора для вынесения приговора.

30 сентября — 1 октября 1946 г. Суд народов вынес свой приговор. Обвиняемые были признаны виновными в тяжких преступлениях против мира и человечества. Двенадцать из них трибунал приговорил к смертной казни через повешение. Другим предстояло отбыть пожизненное заключение или длительные сроки в тюрьме. Трое были оправданы.

Последствия решений суда и справедливость его приговоров, обеспечили мир, по крайней мере, в послевоенной Европе, на долгие семьдесят лет. Целое поколение выросло и прожило свою жизнь, не зная ни бомбёжек, ни голода, ни мучительных испытаний в концентрационных лагерях.

Сегодня, через этот взгляд в прошлое, мы можем правильно оценить события, происходящие у нас на глазах, в Украине, так стремящейся попасть в Европу.

И только в случае, если народы Европы снова найдут  в себе силы и волю осудить преступления киевского фашистского режима (Украина по над усэ), мы, все вместе, сможем смотреть в будущее.

Я бы очень хотел, чтобы именно в моём родном городе Донецке судили преступников: Порошенко, Яценюка, Турчинова…,  а так же, непосредственных участников карательной операции на Донбассе и по сей день совершающих преступления против мирного населения.

Бабий яр, Хатынь, Волынская резня — сотни и сотни тысяч расстрелянных и замученных русских, украинцев, белорусов, поляков, евреев. И это лишь часть кровавых «военных подвигов» тех, кого теперь на Украине принято считать национальными героями. Эхо той войны докатилось и до нас, спустя семь десятилетий.

В настоящее время в производстве Следственного комитета России находится более 50 уголовных дел по фактам многочисленных убийств гражданского населения Донбасса, применения запрещенных средств и методов ведения войны.