Представители организаций, занимающихся медицинской благотворительностью, написали письмо к президенту РФ Дмитрию Медведеву. Они просят его пересмотреть законопроект «Об обращении лекарственных средств», одобренный Советом Федерации и не предусматривающий понятия «орфанные препараты». Орфанные (в буквальном переводе – сиротские) лекарства необходимы людям, которые больны редкими заболеваниями, то есть одному человеку на несколько тысяч.
В нашей стране таких больных, по разным оценкам, от 1,5 до 5 миллионов. Сейчас доставать из-за границы лекарства кому-то из них помогают благотворительные фонды, другие сами везут жизненно необходимые им препараты контрабандой. А третьи не знают, что делать и просто опускают руки. Об этом и говорят авторы письма и просят президента не оставлять их судьбы без внимания. В блогах, в Живом Журнале и на других площадках сейчас активно появляются ссылки на официальный сайт обращения, где собираются подписи. Их количество увеличивается с каждой минутой. Сейчас подписей уже почти 6000 человек.
В обращении, в частности, говорится:
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Мы надеялись, что с принятием закона «Об обращении лекарственных средств» проблемы россиян, страдающих редкими заболеваниями, будут хотя бы отчасти решены. Этого не произошло. Мы рассчитываем, что Вы не станете смотреть, как из-за несовершенства законодательства умирают сограждане. Мы рассчитываем, что Вы не допустите, чтобы родственники пациентов ради спасения близких нарушали закон и ввозили лекарства в страну контрабандой. В Ваших силах потребовать, чтобы у нас, как и в других развитых государствах, был организован оборот орфанных лекарств».
Напомним, новый законопроект был принят Государственной Думой 24 марта 2010 года. Он должен жестко регламентировать сроки регистрации лекарственных средств, их оборот, а также цены на жизненно необходимые препараты.
Интересно, что, в первых редакциях этого закона, опубликованных летом прошлого года, впервые появилось понятие «орфанные лекарства», что дало надежду людям, больным редкими заболеваниями, на то, что их проблема наконец-то будет решена и они смогут беспрепятственно получать необходимые препараты для эффективного лечения. Однако уже в первом чтении упоминание об орфанных препаратах из законопроекта исчезло.
Мы обратились к пресс-секретарю фонда «Подари Жизнь» Елене Муляровой с просьбой прокомментировать ситуацию. Как сообщила Елена, чиновники Минсоцздравразвития, к которым обратились представители организации в первую очередь, объяснили «исчезновение» орфанных лекарств из законопроекта тем, что в России нет регистра редких болезней, нет унифицированных мер для их диагностики и лечения, поэтому пока еще рано на законодательном уровне вводить такое понятие как орфанные препараты.
- С одной стороны, действительно, такого регистра нет, - говорит Елена Мулярова. - Но, тем не менее, в нашей стране есть люди с редкими болезням. Более того, в мире имеются препараты, которые эффективно применяются для лечения таких заболеваний. Однако в России эти лекарства не производятся и не продаются, и поэтому их приходится привозить из-за границы.
Екатерина Чистяковаза заместитель директора фонда «Подари жизнь», кандидат биологических наук помогла уже сотням больных детей достать из-за границы лекарства необходимые для спасения их жизни.
- Вообще я не родилась с мыслью об орфанных лекарствах, - рассказывает она. - Я не думала ни о чем таком, пока ко мне не начали обращались пациенты сначала одной больницы, потом другой, потом третьей... В результате, стало понятно, что оплатить необходимые лекарства всем больным людям нашей огромной страны силами благотворительного фонда и частных лиц просто невозможно. Нет, наверное, уже города на нашей карте, который бы меня не побеспокоил. Естественно, мы помогаем. Оформляем документы, получаем разрешение на ввоз и так далее. Но это не решение проблемы. Мы должны покупать необходимые российским больным лекарства в российской аптеке. Благотворители нужны для того, чтобы дать денег. А задачу появления лекарств на российском рынке должны решать те, кому это полагается по должности. К тому же не все могут к нам обратиться. И дети по всей стране продолжают страдать. От властей мы уже получили такое количество обещаний, что кредит доверия в настоящее время исчерпан. Но у нас нет другого оружия, кроме, как говорить об этом. Все, что мы можем делать, это требовать соблюдения принципов справедливости и равенства, записанные в Конституции, которая должна это, вроде, гарантировать.
И еще один момент. Когда мы ввозим незарегистрированные лекарства в Россию, то обязаны заплатить 30% таможенных платежей за их ввоз. То есть, мало того, что мы должны намучиться, чтобы спасти жизнь ребенку или взрослому, еще надо и заплатить государству за эту счастливую возможность. Поэтому народ и возит лекарства контрабандой.
Светлана Штаркова – мама трехлетнего Вани, ребенка с особенностями развития (генетика, ДЦП). С самого рождения ему нужны лекарства, которые у нас купить невозможно. Светлана привозит их контрабандой из Франции.
- Ване жизненно необходим препарат «Сабрил», - рассказывает она. - Во Франции он продаются в обычных аптеках в виде таблеток. Каждый раз, когда кто-то из знакомых едет туда, я прошу привезти их для своего ребенка. Нам повезло, что стоят они не дорого – 50 евро за упаковку и не требуют определенного температурного режима хранения. При перевозке их можно пересыпать, например, в упаковки из под витаминов и провезти как для личного употребления. Я никогда не прошу одного человека привезти больше, чем три пачки. Это большая удача, что у нас есть такая возможность, в отличие от многих других родителей, детям которых нужны такие же лекарства.
Самая большая проблема с теми лекарствами, которые помогает привозить Катя Чистякова. Они очень дорогие, требующие определенного температурного режима. Это просто комедия, когда Кате названивают главврачи разных больниц всей страны и у нее, у Кати Чистяковой, которая, собственно говоря, никто, заказывают эти препараты.
В сентябре 2008 года я написала об этом письмо президенту Медведеву. На него был получен ответ в октябре из Государственной думы, в котором пообещали, что сейчас готовится законопроект, в который внесут понятие сиротских лекарств. Затем в июле 2009 года на сайте Минздравсоцразвития появляется текст этого законопроекта. В нем, действительно было написано о сиротских лекарствах. Но когда в декабре 2009 года этот законопроект попал в Госдуму, понятие сиротских лекарств из него просто исчезло.
Почему – остается только гадать. Неужели о миллионах людей слуги народа забыли, как о какой-то безделице?
Комментарии
Дивная фраза которую слышат родители- Зачем вам его лечить? Только деньги тратить! Ведь все равно умрет. Вы себе еще родите!
Деньги- пыль, но иногда они спасают жизнь, а жизнь всегда счастье.
Отмахнуться- самое простое.
Если есть шансы на спасение жизни, то грех зажимать деньги. Если вовремя потраченные деньги это жизнь без инвалидности, то преступление их не потратить. То что делают чиновники по отношению к больным людям это крайне тяжкое преступление.