Цена трагедии. Какие компенсации дают пострадавшим от терактов в России и в мире

На модерации Отложенный

Семьи погибших в результате терактов в московском метрополитене получат по 1 млн рублей. Эксперты положительно оценивают оперативность, с которой власти приняли подобное решения, но отмечают, что в России по-прежнему отсутствует единая методика подсчета ущерба пострадавшим от терактов. Сумма выплат каждый раз определяется «на глазок», а закон, который должен четко описать стандарты выплат, вот уже который месяц не могут согласовать Минфин и другие профильные ведомства.

Власти помогут

Как заявил в понедельник на экстренном совещании в Кремле президент России Дмитрий Медведев, всем людям, пострадавшим при утренних взрывах в московском метрополитене, а также семьям погибших будет оказана финансовая помощь.

Последнюю, в свою очередь, можно разделить на два вида: компенсацию семьям погибших (пострадавшим) и единовременную материальную помощь. Если говорить о первой, то, согласно подписанному премьер-министром России Владимиром Путиным в понедельник распоряжению правительства, семьям погибших при терактах в Москве выплатят по 318 тыс. рублей, тяжело пострадавшим − по 100 тыс. рублей, легкораненым − по 50 тыс. рублей, передает РИА «Новости».

Что касается единовременной материальной помощи, то, по словам пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова, соответствующие средства будут переведены правительству Москвы из федерального бюджета в виде дотации. Выделяются деньги из расчета 700 тыс. рублей для членов семей погибших, 300 тыс. рублей − тем, кто получил средние или тяжелые травмы, и 150 тыс. рублей − легко пострадавшим.

Таким образом, в общей сложности семьи погибших при теракте получат по 1 млн рублей, тяжелораненые − по 400 тыс. рублей, получившие легкие ранения − 200 тыс. рублей. Кроме того, согласно информации Департамента потребительского рынка и услуг Москвы, столичные власти возьмут на себя организацию похорон погибших.

Ценовые перекосы

Что ж, быстрая реакция руководства страны по предоставлению финансовой помощи пострадавшим не может не радовать. А вот что радовать не может, так это отсутствие в России единой методики подсчета суммы компенсаций тем, кого в той или иной степени затронули теракты.

Например, в 1999 году родственники погибших при взрыве жилого дома на улице Гурьянова получили по 9 тыс. рублей, в 2000 году близкие погибших от взрыва на Пушкинской площади − по 20 тыс. рублей. Тяжелораненым московские власти выплатили по 10 тыс., остальные довольствовались компенсацией 3 тыс. рублей. Семья человека, погибшего в октябре 2002 года у ресторана «Макдоналдс» вблизи станции метро «Юго-Западная», получила 40 тыс. рублей.

После теракта на Дубровке в 2002 году правительство Москвы выделило по 100 тыс. рублей родственникам погибших заложников и по 50 тыс. − тем жертвам трагедии, которым посчастливилось выжить. А после того как в 2004 году на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая» произошел взрыв, от которого погибли 42 человека и пострадало 250, на каждого погибшего власти выделили по 100 тыс. рублей. Семьи погибших при взрыве у станции метро «Рижская» в том же году получили по 200 тыс. рублей.

После же подрыва «Невского экспресса» в ноябре 2009 года ОАО «РЖД» заявило о намерении выплатить по 200 тыс. рублей пострадавшим от теракта и по 500 тыс. рублей семьям погибших. Потом, правда, уточнили, что пострадавшим в легкой степени будет выплачено всего по 50 тыс., а в средней – по 100 тыс. рублей.

В суд за справедливостью

Отсутствие закона, регламентирующего финансовую помощь пострадавшим в результате терактов, приводит к тому, что последние нередко подают в суд, чтобы добиться справедливого, по их мнению, размера компенсации.

К примеру, родственники погибшей в результате теракта в метро в феврале 2004 года сотрудницы ЦИК Натальи Киселевой подали иск к правительству Москвы на 1 млн долларов. У Натальи остался десятилетний сын и родители-пенсионеры. Через полгода после теракта Тверской районный суд Москвы постановил удовлетворить исковые требования лишь частично.

В частности, суд взыскал с департамента финансов Москвы на содержание сына Киселевой и ее родителей по 7467 рублей ежемесячно на каждого, а также постановил заплатить в качестве накопившейся с февраля задолженности еще по 37 тыс. 334 рубля 99 копеек также на каждого.

Однако подавляющее большинство пострадавших от терактов и контртеррористических операций в России вынуждены добиваться справедливого, по их мнению, размера компенсаций через Страсбург. К примеру, выплаты жителям Чечни, чьи родственники были убиты или похищены в результате антитеррористической операции, уже тянут на миллионы евро (средняя компенсация морального ущерба за погибшего составляет около 40 тыс.

евро). По российским же законам семьям чеченцев, пострадавших от боевых действий, полагается 2 тыс. рублей, а семьям погибших − 20 тыс. рублей.

«Все рассчитывается индивидуально»

Надо сказать, что российские власти уже поняли, что экономить на пострадавших при терактах гражданах себе дороже. В конце прошлого года президент Дмитрий Медведев поручил Министерству юстиции разработать законопроект о компенсациях гражданам, пострадавшим от терактов. Министр юстиции Александр Коновалов потом отчитался: при подготовке этого документа Россия будет ориентироваться на опыт Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

По словам Коновалова, первая редакция единого законопроекта сегодня проходит рассмотрение в ряде ведомств. Наиболее сложные переговоры, как говорит министр юстиции, проходят с Министерством финансов РФ.

В свою очередь, как считает российский уполномоченный в Европейском суде по правам человека Георгий Матюшкин, после того как закон о компенсациях примут, иски будут рассматриваться уже не в Страсбурге, а в России, и это избавит российскую казну от огромных штрафных санкций.

Цена жизни − 15 тыс. евро

По мнению известного адвоката Игоря Трунова, при разработке соответствующего законопроекта нужно ввести в наше законодательство такое понятие, как «жертва теракта».

«Это необходимо для того, чтобы выплаты людям не ограничивались разовой компенсацией, чтобы от них не откупались, − уверен Трунов. − Ведь пострадавшим необходимо помогать всю оставшуюся жизнь. В том случае, если будет введено понятие «жертва теракта», люди смогут рассчитывать на социальную поддержку и в дальнейшем».

Если говорить о размере компенсаций, которые будут прописаны в готовящемся законопроекте, то, как уверяет Коновалов, «здесь неприменимы математические формулы, каждый случай будет по-своему уникален и трагичен, поскольку сложно оценить моральные страдания». Примерный размер выплат, отметил Коновалов, должен составлять как минимум 15 тыс. евро.

Что же касается даты, когда законопроект о компенсациях пострадавшим от терактов будет внесен на рассмотрение в Госдуму, то в Министерстве юстиции затруднились назвать конкретную дату. Однако, как сообщил источник газеты ВЗГЛЯД в думском Комитете по безопасности, теперь работа над этим документом наверняка будет резко активизирована, и он не исключает, что законопроект внесут в Думу уже в мае этого года.

Иностранный опыт

На Западе компенсации пострадавшим от терактов значительно выше, чем в России. Так, в США после терактов 11 сентября 2001 года особым актом Конгресса был создан специальный Фонд, который за три года работы выплатил семьям погибших и пострадавшим более 7 млрд долларов. Благодаря действию этого Фонда, в среднем раненые в результате атаки на башни Всемирного торгового центра получили по 400 тыс. долларов, а семьи погибших − по 2 млн долларов.

Кроме того, в США принят закон, который разрешает этой стране судиться с государствами, которые поддерживают террористов. Впервые он был применен в 2003 году: федеральный суд США признал Иран виновным в поддержке движения ХАМАС, которое в 1997 году совершило теракт в Иерусалиме (в его результате были ранены восемь американцев).

В итоге для исполнения решения суда власти США заморозили иранские счета и списали с них 400 млн долларов. А в 2008 году Ливии пришлось перечислить США 1,5 млрд долларов за теракты, которые ливийские боевики осуществляли в 1980-х годах.

В свою очередь, в Великобритании размер компенсаций пострадавшим от терактов определяет Служба выплат при министерстве юстиции. Она принимает заявления от потерпевших и назначает специальную комиссию, которая оценивает физическое и психическое состояние пострадавшего, а также имущественный ущерб. «Вилка» компенсаций начинается с 2 тыс. долларов и заканчивается 1 млн долларов. К примеру, семьи погибших в терактах 2005 года получили компенсацию «по потере кормильца» в 22 тыс. долларов.

Наконец, Испания еще 30 лет назад приняла закон, гарантирующий дополнительную пенсию тем, кто пострадал от действий вооруженных группировок. Причиной стала активизация боевиков ЭТА, борющихся за независимость Каталонии от Испании. А в 1999 году испанский парламент принял Акт о солидарности, предусматривающий единовременную выплату вдобавок к пенсии. Благодаря этому документу семьи 192 погибших в терактах 2004 года получили компенсацию в 1 млн долларов.