Наконец, мы энергетически самостоятельное государство.

На модерации Отложенный

Как ни печально, мечты о собственных запасах в Литве разбились драматически: чувствительное оборудование изыскателей в поисках следов газа после бесплодных результатов в лесах и полях привело на ближайшую городскую законсервированную свалку. Но что делать – к тому моменту маленькая, но гордая Литва уже шагала по пути демократии и независимости от Москвы…

 

Решили сделать все по-взрослому: упали в ноги к соседям в Норвегии, попросили организовать плавучий терминал для приема СПГ, назвали корабль «Независимость» и оставили плавать в окрестностях порта Клайпеды, несмотря на протесты местного населения: людям не нравится, что огромный взрывоопасный объект находится неподалеку от жилых массивов и транспортных коммуникаций…

 

Пару слов о корабле «Независимость», построенном по спецпроекту в Южной Корее: далеко не всем в Литве объяснили, что власти всего лишь арендуют плавучий терминал у компании «Hoegh LNG», также принадлежащей норвежским бизнесменам. Неплохо норвежцы устроились: и за аренду денежки берут, и за наполнение своим газом трюмов…

 

И тем не менее, мистерию литовской незалежности разыграли с превеликой помпой. Президент Даля Грибаускайте в день приемки объявила: «Наконец, мы энергетически самостоятельное государство. Никто не сможет шантажировать или заставить нас заплатить «политическую цену». Мы не будем зависеть от поставок «Газпрома». В случае перебоев в поставках наш СПГ-терминал сможет удовлетворить около 90% потребностей трех балтийских государств в газе».

 

Местный бизнес подумал «Да ладно?!», но решил подождать, наблюдая за тем, как быстро образуется разница между обещанными пряниками и реальностью государственного кнута.

 

Первое время темпов бодрости в прогнозах официальный Вильнюс не снижал. Министр энергетики Литвы Рокас Масюлис (дело было в марте 2015) чеканил как по писаному, рассуждая о планах грядущего экспорта из Литвы в другие страны: «Я думаю, что «Газпрому» есть чего бояться. Наша цель – чтобы наши потребители платили за газ как можно меньше… Построив терминал, мы уже можем вести переговоры с любым, и это обеспечивает получение газа по лучшей цене – будь то «Газпром» или будь то сжиженный газ».

 

Ходит байка о том, что на вопрос «сам-то понял, что сказал?» министр Масюлис адекватный ответ сформулировать так и не смог. Наверное, к тому времени министру уже доставили пренеприятнейшее известие о том, что цены норвежского СПГ, которое оператор «Vilniaus energija» без лишнего шума закупает у Норвегии по причине отсутствия альтернативы,выросли для населения на 7 процентов. Один киловатт-час энергии для граждан Литвы превысил отметку в 6,6 евро. И это, как выяснилось, еще гуманный результат: дорогое норвежское топливо составляет лишь две трети от общего объема энергоносителей, поскольку 35 процентов газа по более дешевой цене господам из «Vilniaus energija» достаются от компании «Lietuvos duj? tiekimas».

 

Но откуда у «Lietuvos duj? tiekimas» имеется топливо, которое де-факто дешевле норвежского? Элементарный запрос в поисковике Google немедленно раскрывает секрет полишинеля: вы будете смеяться, но газ на нужды обеспечения литовской энергетической независимости поступает…от российского «Газпрома»! В конце 2015 года истекает срок контракта (между прочим, со скидкой в 21 процент) – а литовские ренегаты уже хотят договориться о продлении отношений с российским поставщиком. Представление о потребностях в более дешевом (как выяснилось) российском трубопроводном топливе начинается с минимума в полмиллиарда кубометров – хотя одному лишь предприятию по производству удобрений «Achema» в литовской Йонаве ежегодно требуется один миллиард и двести миллионов кубометров.

 

Тем временем активно ведут переговоры и в «Vilniaus energija» – о поставке СПГ, но уже с американцами. Литовские власти просят продавать им газ дешевле, чем стоит российский энергоноситель – в противном случае, нынешние проводники американской политики в Вильнюсе не смогут объяснить своим избирателям очевидное расхождение между словами о энергетической независимости и таянием средств в кошельках граждан.

Но заокеанский партнер литовских реформаторов – Cheniere Energy – благотворительностью заниматься не намерен. По одной простой причине: это первый реализуемый за 40 лет в США проект экспортного терминала СПГ, а у рачительных янки после первых отгрузок товара не один год уйдет только на то, чтобы отбить затраты. Даже предполагаемый дисконт от Белого дома (вроде как пионеры экспорта в Европу) не заставит акционеров и инвесторов Cheniere Energy раскошелиться на спонсирование литовских вассалов.

 

Но сказочники правящего кабинета в Вильнюсе не унывают: сам господин Жан-Клод Юнкер из Брюсселя поспешил на помощь. Как сообщает холдинг РБК, в нынешнем октябре государства независимой Прибалтики заключили с Польшей некое соглашение о строительстве газопровода длиной в 534 километра. Трубу протянут из центральных польских провинций к юго-восточным рубежам Литвы. Мощность трубопровода обозначили в 2,4 миллиарда кубометров ежегодно, а реверсную мощность хотят довести до одного миллиарда «кубов» в год.

 

В связи с чем возникает два вопроса: где апологеты независимости найдут и как поделят расходы в 550 с лишним миллионов долларов, но главное – чьим топливом эту «артерию» планируют заправлять?

 

Кто из ближайших в географическом плане поставщиков, кроме российского «Газпрома», согласится обеспечить рай прибалтийских потребителей? Истощенный норвежский Statoil? Сокращающий экспорт Алжир? Не достроивший пока свой Шах-Дениз и не пустивший ни кубометра оттуда на Запад Азербайджан? Связанная десятилетними многомиллиардными контрактами с Китаем Туркмения? Наконец, прости господи – Катар?

 

Теоретически мог бы поделиться любой из выше названных поставщиков. Вот только ни один из вариантов в сравнении с российским однозначно не может похвастаться более приемлемой ценой. Да и расчеты с польским реверсом – уже намек на то, что схема «туда-сюда-обратно, тебе и мне приятно» будет выгодна лишь той кучке бенефициаров, которые начнут цинично делать свой мелкий гешефт под громкие лозунги о победе над «Газпромом». При этом не сообщая широкой общественности, что газ, гоняемый туда-сюда – российского происхождения…

 

Самое печальное, что Вильнюс в своих политических заявлениях об «энергетической независимости от Москвы» погорел на мелочи. Ежегодные суммарные потребности той же Литвы в природном газе составляют (по самым оптимистичным нынешним оценкам) не более трех миллиардов кубометров газа. Не проще было не выпендриваться и закупать этот объем по предсказуемой цене у России? Элементарные законы экономики не позволят Вильнюсу задействовать на полную катушку свой распиаренный терминал СПГ в Клайпеде – соседям Литвы определенно нет никакой выгоды покупать СПГ норвежского (и тем более американского) происхождения с наценкой за транзит и компенсацию литовских расходов. Тем более, если цена Вильнюса привязана к спотовым котировкам британской биржи – а не к формуле долгосрочного контракта с «Газпромом».

 

Вот и получается картина «В скором ожидании пузыря». Американские марионетки в Вильнюсе сделали все, чтобы Литва осталась без российского газа и без выгодного транзита российских грузов (привет тебе, опустевший порт Клайпеды!). Они бы и у марсиан попросили за экпорт - если бы таковые существовали... Теперь Грибаускайте и компания совсем дошли до ручки – сначала подписав кабальный контракт с американскими «друзьями», а теперь выклянчивая скидочные подачки с заведомо известным финалом.

 

В Вильнюсе (как и в Риге, и в Таллине, и в Варшаве) прекрасно известно, что гораздо выгоднее втихомолку закупать газ у России. Чем, собственно, вся нынешняя камарилья и занимается. Но практика давно доказала: если правило экономической задвижки игнорируется в угоду принципу политического сфинктера – рано или поздно громкого шума при лопнувшем выпускном клапане не избежать.