В подмосковной «Кремниевой долине» будут выращивать новых людей и прятаться от террористов
На модерации
Отложенный
То, что незадолго до терактов в московском метро в СМИ гремела дискуссия о «Кремниевой долине» в Подмосковье, – довольно зловещее совпадение. Не совпадение в смысле заговора или вообще какой-либо связи между событиями. Совпадение чисто случайное. Но, в широком смысле, таких случайных совпадений не бывает.
«Инноград» в Сколково и борьба с терроризмом – два совершенно разных идеологических проекта. Война против террора – проект тотальный и цивилизирующий. Это война, которая ведется на всей территории и касается каждого. Ее главный инструмент – мобилизация моральных, физических и финансовых ресурсов, а цель – перестройка мира. Причем, это проект массовый и даже эгалитарный: страдать, бояться или воевать надо будет всем, но и результат – обретение нового мира – тоже будет поделен на всех.
«Кремниевая долина», даже если строят ее из доступного, дешевого силикона, – проект эксклюзивный и элитарный. В «Городе солнца» на Сколковском шоссе будут сверкающие здания из стекла, суперкомпьютеры и высокоскоростной интернет в каждой молекуле воздуха. Не для всех, а для 30 000 избранных. Для них в «Иннограде» будут предупредительные гаишники и воспитанные пожарные, добрые следователи и налоговики, услужливые чиновники, культурные сантехники, аптекари и водители трамваев, врачи, учителя и гувернантки с европейским образованием.
Там даже будет, как предложил один из участник дискуссий о российской «Кремниевой долине», движение правильных и скромных геев: ведь как известно из западного опыта строительства креативных городов, без них никак не обойтись (поскольку настоящих геев в город мечты допускать опасно, их роль придется сыграть участникам движения «Наши». Автор идеи знает, о чем говорит). Там будут вылизанные дороги, свобода мысли, слова, собраний и выбора. В этом городе забудут о словах «прописка» и «паспортный режим».
В сущности, Сколково должно стать пробиркой для новой, продвинутой человеческой расы.
Не «Инноград», а «Иноград». В этой технической утопии будут вызревать новые идеи, продукты, общественные проекты. И, конечно же, этот кокон будет надежно защищен от внешних угроз. Туда не сунутся ни бомжи, ни попрошайки, ни мошенники, ни воры-гастролеры, ни наркодилеры, ни наемные киллеры. Там не будет ни бедности, ни политических протестов: против чего протестовать?
Многим Россия почему-то кажется ареной вечной борьбы этих двух проектов: идея «Иннограда» – в самом широком смысле – противостоит антитеррористической операции, бережное выращивание новых экономических кластеров – альтернатива переделу и силовому капитализму. Оптимисты думают, что свет модернизации в конце концов все равно пробьет пелену силового предпринимательства, пессимисты – что это только фальшивка, фонарик-приманка глубоководной рыбы-удильщика.
На деле два проекта прекрасно уживаются, так как растут из одного корня. И элитарность первого совсем не противоречит эгалитарным идеям второго. Архитекторам подмосковной «Кремниевой долины» все равно, что будет происходить за ее пределами. Более того, она и задумана такой элитарной, поскольку архитекторы прекрасно понимают, что взрывы, коррупция, грязь, неравенство и все остальное не дадут возвести «Инноград» где-то еще, кроме как в герметичной крепости.
Ничто не мешает строить в бразильских фавелах набитый бутиками торговый центр для топ-моделей и модных политиков: достаточно задраить двери и укрепить стены на нижних этажах, а посетителей доставлять вертолетом. Ничто не помешает и построить тихий, чистый, безопасный город будущего в охваченной террором стране. Новой расе людей не будут угрожать радикалы с бомбами. Главное – поставить добрых милиционеров, надежно охраняющих границы утопии. И ,конечно же, не тянуть до Сколково ветку метро.
Комментарии