ЕДУТ, ЕДУТ ПО ПАРИЖУ НАШИ КАЗАКИ!
"Казаки в Париже"
Парижская серия акварелей Опица с изображением казаков дает представление о любопытнейшей странице войны 1812—1814 гг.:
Кроме «девочек» ещё одним увлечением многих русских офицеров стал карточный стол. Генерал Милорадович (тот самый, что спустя 11 лет будет убит во время восстания декабристов) всё своё трёхлетнее жалованье проиграл. Многие офицеры тоже наделали в Париже долгов.
Получить кредит весной 1814-го русскому было до смешного просто: достаточно было прийти к любому парижскому банкиру с запиской от командира корпуса, в которой было сказано, что податель сего является человеком чести и деньги непременно вернёт. Когда русская армия окончательно покидала Францию, все офицерские долги на 1,5 млн тогдашних рублей оплатил граф Воронцов.

Николай Бестужев: «Союзники, возникшие для парижан будто из недр земных - так мало они были приготовлены к их появлению; русские, которых они нашли вовсе не такими, как воображали; стройность их полков, блестящая щеголеватость офицеров, говоривших с жителями их языком, красота русского царя, миролюбивые его намерения, кротость в войсках, какой не ожидали, - всё это было так внезапно для парижан, так противоположно тому, что они привыкли воображать».
Бывали и бесчинства-

Как верно заметил всё тот же Бестужев, «Париж такой город, в котором надобно молодому человеку всего более сохранять кошелёк и нравственность». С кошельком у русских всё было в порядке: войскам разом выдали тройное жалованье за 1814 год. С нравственностью было сложнее - это же Париж!



Комментарии