Давайте признаемся: все мы по-прежнему не готовы к ЧП

На модерации Отложенный

Чудовищная трагедия в Москве, где взрывы в метро унесли, по последним данным, десятки человеческих жизней, в очередной раз показала: - прежние кровавые уроки нас так ничему и не научили. Террористические акты, которые уже неоднократно переживала Россия, слишком быстро стирались из памяти - как правоохранительных органов, так и рядовых граждан. Давайте признаемся: все мы по-прежнему не готовы к ЧП, мы не готовы к тому, что в любой момент может рвануть. Мы не привыкли видеть подозрительное вокруг себя, а если видим, то не спешим сообщать. А если сообщаем, то правоохранители не торопятся реагировать. Это действительно так.

Помнится, после взрывов домов в Москве рядом с домом, где я живу, припарковался огромный грузовик. Водитель бросил машину прямо у подъезда и ушел. Да, я снял телефонную трубку и позвонил в милицию. Вы не поверите, но на другом конце провода со мной десять минут беседовали, спрашивали, почему этот грузовик мне показался подозрительным - дескать, может, это ваш сосед. Или просто человек припарковался и скоро вернется в машину. И вообще, недовольно спрашивал собеседник, у вас разве есть сведения, что в грузовике находится взрывчатка. Возможно, мое сообщение казалось каким-то детским, наивным. Но никто(!) не торопился его проверять.

Аналогичных ситуаций в моей жизни было несколько. И никогда не происходило такого, чтобы сотрудники правоохранительных органов реагировали на сообщение без лишних разговоров. По этой причине люди и не спешат рассказывать милиции о подозрительных предметах - дескать, себе дороже...

Сейчас после случившегося очень много говорят о том, что метро является стратегическим объектом, поэтому находится под усиленной охраной. Господа, объясните, пожалуйста, что следует понимать под "усиленной охраной"?

Старушек со свистками, которые не могут задержать даже "зайцев"? Или скучающих милиционеров, которые разве что усиленно "трясут" в переходах подземки торговцев всяким барахлом?

Сам неоднократно замечал: в метро можно ходить с кучей баулов, и никто на тебя не обратит внимания. Ни рядовые граждане, ни сотрудники правоохранительных органов. Не стоит кривить душой - у нас до сих пор нет четкого осознания того, что мы живем на пороховой бочке. Нашим детям в школе на уроках ОБЖ по-прежнему занудно рассказывают о том, что делать во время ядерной войны. При этом преподаватели - отставные полковники - под дружный гогот учеников напяливают на себя противогазы.

Но детей не учат самому главному - умению замечать подозрительное, не учат тому, как выживать в экстремальных ситуациях, как не быть раздавленным в давке. Никто не знает, что делать во время теракта, например, такому, как произошел в Москве. Это знают в Израиле, где частые и кровопролитные взрывы полностью поменяли психологию людей. О том, как проходят инструктажи по технике безопасности на предприятиях, тоже всем наверняка известно. Главное для любого руководителя в России - чтобы сотрудники расписались в журнале, подтверждая тем самым, что они знают, как вести себя при взрыве или пожаре.

Сейчас всем нам не остается ничего другого, как кардинально менять свою психологию: подозрительно смотреть на своих попутчиков, которые перевозят большие сумки, и безропотно показывать содержимое барсеток и карманов при входе в кинотеатр. Если мы не готовы к этому, то выключите телевизор и скажите спасибо, что вас и ваших родных не было во взорванном вагоне. И вам повезло. В этот раз.