Философия терроризма.

На модерации Отложенный

Актуальность терроризма, как явления современного мира, не вызывает сомнения. Если XX век можно охарактеризовать с политической точки зрения – веком войн и тоталитаризма (Сталин, Гитлер), то XXI уже включает в свою характеристику слово «терроризм». Как явление терроризм существует более чем долго. Можно вспомнить дореволюционную Россию, тогда это считалось вполне нормальной формой политической борьбы, только против императора Александра II было совершено с десяток терактов. В одной Москве найдется десяток названий улиц и площадей с именами известных и до сих пор почитаемых террористов.  В 70-ые годы двадцатого века прокатилась волна террора по Западной Европе, выросшая из анархизма, революционаризма, национального экстремизма. Это старый терроризм. С более совершенным – т.н. «новым» терроризмом Россия столкнулась в период чеченской кампании, но тогда мировое сообщество ей не поверило. Начало терроризма на западе исчисляется с событий 11 сентября 2001 года.

Новый терроризм не исключает старый, он дополняет его. Став более организованным, технически оснащенным новый терроризм стал более чем серьезным и опасным противником цивилизованного мира. В каждой отдельной стране, в разные периоды могут быть свои определения терроризма. Тем не менее, они имеют нечто общее.. Терроризм – это ФОРМА политической борьбы, при которой предельно упрощенная система координат «друг-враг» лишена всяких государственных и дипломатических начал и взывает к древнему инстинкту мести, отчасти родовой мести, что приводит к атакам против населения, ради воздействия через граждан и СМИ на правительства атакуемых стран для достижения рациональных политических целей.

Попытаемся разобраться в мотивационно-ценностной и социально- философской основе такой формы борьбы.
Исследователи выделяют два основных типа – личностные и политико-идеологические мотивации. Личностные мотивы обращения к терроризму в свою очередь могут подразделяться на три вида: эмоциональные, невротичеко-психопатологические и корыстные (государства, организации или лица, спонсирующие террористическую деятельность).

Если смотреть в корень терроризма, то исходит он в основном из стран третьего мира. Отсталость и бедность –  мощный источник агрессии. Самое страшное, что отставание растет и усугубляется глобализацией. Мир раскололся на страны где высоко цениться жизнь, свобода и есть стремление к объединению, с одной стороны, и мир с низким уровнем и ценой жизни вообще – с другой. «Терроризм – есть месть отставшей части мира преуспевающей его части, вызванная окончательностью раскола и невозможностью “догнать” сегодняшний Запад», - заключает философ  В.В.Никитаев. Но это не абсолютная причина, т.к. во главе терроризма стоят как раз таки далеко не бедные индивидуумы, способные выкладывать миллионы долларов на дестабилизацию обстановки и теракты.

Что касается невротичеко-психопатологических причин. Здесь доминирует не психопатология, т.к. большинство террористов объективно вменяемы, а невротические комплексы. Почему среди опрошенных шиитов старшего возраста способны и готовы совершить теракт 34,37%, а среди респондентов в возрасте 15, 16 лет – 100%? Что это? Способ самоутверждения посредством насилия или удовлетворения веры, что способствуют важному делу. Неужели их так воспитывают – промывают мозги? А может просто многие боятся показаться не такими как все – неполноценными, тогда у них появляется потребность «принадлежать группе». «Сравнительные социальные исследования показывают, что сильная потребность в принадлежности к группе является общей чертой террористов во всем мире.»

Идейные мотивы могут быть социально-политическими, националистическо- сепаратистскими и религиозными. Мотивационная основа националистического и сепаратистского терроризма часто значительно прочнее, чем у социально- политического, поскольку связана с кровными узами и семейными традициями, передается из поколения в поколение и закладывается с раннего детства. Еще более "мощной" оказывается мотивационная основа, когда националистические мотивы переплетаются с религиозным фундаментализмом, который нередко приводит к особенному фанатизму. Известный специалист по терроризму Б.Дженкинс считает, что "террористы могут рассматриваться как абсолютисты, как "истинно верующие".

Особенно опасна эта религиозность в исламе, где она доходит до крайних форм фанатизма и слепой веры в свою правоту.

"Чтобы стать террористом, - говорит К.Л.Оотс, - человек должен иметь такую систему верований, которая позволяет ему рассматривать насилие как приемлемое средство для достижения цели... Уверенность в собственной правоте является основополагающим элементом, поскольку немногие способны в достаточной мере посвятить себя делу совершения насильственных актов, если не убеждены в моральной правоте дела, поскольку только правота делает такие акции правыми.”

Террористы Ирландии, Шри Ланки отличаются от исламских радикальных организаций более реальными и осязаемыми целями и требованиями. Исламские террористы делят мир на две части без середины: свои и неверные (сюда же входят и мусульмане лояльные западу) - «друг- враг».
Атака на Всемирный торговый центр и продолжающиеся теракты по всему миру показали, что нашлись такие религиозные группы, которые способны ударить прямо в сердце западной цивилизации и оплота христианства.
Но в современном терроризме, религия – форма «рационализации» и объяснения, а не первопричина террора.

Наиболее варварский компонент социальной практики и социальной философии терроризма - отрицание основного права человека - права на жизнь, возведение убийства в принцип. Это, конечно, требует серьезных обоснований. Идеологи террора, наряду с апелляциями к "высшей справедливости" прибегают к такому приему как "обесчеловечивание" своих жертв. "Враг рассматривается террористами не как человеческое существо". М.Тейлор приводит характерное высказывание активиста Ку Клукс Клана на митинге членов этой организации, смысл которого в оправдании убийства четырех детей. "Это были не дети, - говорил он,- а маленькие мартышки, маленькие собаки и маленькие кошки, маленькие бабуины, маленькие скунсы, а также маленькие черномазые. Да, именно маленькие черномазые... Не стыдно, что они были убиты. Почему?Потому, что когда я убиваю гремучую змею, я не делаю различия между маленькой и большой змеей, так как знаю, что все змеи - враги и ужалят меня, если смогут".
Бедность, неравенство, психология фанатиков – почему это причины именно терроризма, а не революции или войны? Терроризм – этосредство борьбы слабых с сильными (с государством), с которыми они не могут вступить в непосредственную схватку.
Как причину событий 11 сентября и наряду с ними теракт американца Тимоти Маквея, взорвавшего дом в Оклахома-сити, можно расценить то высокомерие США по отношению к другим народам, гегемонизм, триумфализм, неоправданное использование вооруженных сил, убежденность в своем превосходстве. Кроме того не надо забывать, что некогда террориста №1  Усама Бен Ладена, создали именно Соединенные штаты, который будучи героем в конце 80-х стал для них сатаной в 2000-м.

Из интервью французского философа и публициста Андрэ Глюксмана: Вопрос – «Кто такой на самом деле бен Ладен? Греческий философ, переодевшийся восточным анархистом?». Ответ: «Я бы порекомендовал ЦРУ читать Достоевского (имелось ввиду «Преступление и наказание»- прим.автора), если бы агенты этого управления прочитали романы русского писателя раньше, их было бы не так-то легко обмануть. ЦРУ недооценило своего противника. Агенты управления решили, что это лишь "сумасшедшие от Аллаха", мистики. Из-за своего невежества они не смогли обнаружить в бен Ладене и его сторонниках культовость, сводившуюся к тому, что эти люди направили всю свою энергию на восстание против Запада, обучившего их.»

Как известно - «Зло провоцирует зло». Субъект, уверенный в своей правоте, нуждающийся в самоутверждении и преследующий личные экономические и политические цели, попадает под влияние той или иной радикальной группировки «эволюционирует» по цепочке «радикализм – экстремизм – фанатизм– терроризм».

Таким образом,  идеи и мотивы современного терроризма дают возможность увидеть сложность проблемы при ее внешней, криминальной простоте. В современном мире, будущее которого зависит от цивилизованного разрешения социально-политических, этнических и религиозных конфликтов, изучение, в частности, философии терроризма, может помочь понять, разрушить выше указанную цепочку, а значит и искоренить «пропаганду действием» - терроризм как явление.