Страх инноваций
На модерации
Отложенный
Последнее время инновационная риторика руководства страны становится все более интенсивной. К участию в данном «проекте XXI века» призываются самые различные слои населения: от тех, «кому нечего терять», до зажиточных категорий, сумевших найти «питательный» путь к сосцам постсоветской экономики. Однако пока налицо латентный скепсис общества относительно инновационного проекта. И, несмотря на то, что в целом возражений против него не высказывается, очевидным является саботаж его исполнения. Причем это торможение обусловлено не столько нежеланием строить «сильную, процветающую Россию», сколько наличием фобий относительно того, что инновационный путь является ловушкой, которая захлопнется сразу, как только общество встанет на эту стезю.
Так в бизнес-среде господствуют «всепоглощающий» страх государственного вмешательства в экономику и предпринимательскую деятельность. Эту фобию уже озвучил глава РСПП Александр Шохин, отмежевавшись от инноваций «в пользу» модернизации. Действительно, с модернизацией все проще – качай на нее бюджетные средства и проводи обновление по старым добрым схемам «50:50» (половина – на модернизацию, половина – в карман). А инновационный путь требует активизации государственно-частного партнерства и долгосрочных инвестиций «большого бизнеса» в перспективные проекты с «длинным» периодом окупаемости.
Большая часть «простого люда» также исподлобья косится на инновационный проект, но уже по другим основаниям: СМИ слишком часто увязывают его с такими «популярными» понятиями 90-х, как «радикальная реформа», «западный опыт», «свободный рынок» и т.д.
Настрадавшись от «инноваторов» тех лет, население в своей массе опасается, что нынешняя реформа также весьма печально отразится на их пусть и скромном, но достаточно стабильном существовании. Тем более, что до боли знакомой им кажется персона одного из главных инноваторов – Анатолия Борисовича Чубайса, вот уже как 15 лет «задолжавшего» каждому гражданину страны по паре «Волг».
Существуют и политические фобии в отношении инновационного развития Российской Федерации.
Так «партия власти», провозгласив курс на «здоровый консерватизм», видит инициативах не иначе как попытку своих оппонентов «справа» оттеснить ее от рычагов управления и открыть дорогу очередным «молодым реформаторам».
Оппозиция же, напротив, усматривает в инновационной риторике тонкую «отвлекающую» игру со стороны Кремля. Подключившись к такого рода проектам, ее представители опасаются попасть под влияние власти и утратить «протестный имидж».
Таким образом, «нечеткие очертания» инновационности и возможность самых «широких» ее толкований ведут к тому, что общество под бодрую риторику топчется на месте, опасаясь сделать даже первый шаг вперед. И поэтому главная задача власти убедить его не только в целесообразности, но и в «безопасности» и даже «полезности» трансформаций. Как говорится, «народ хочет знать»…
Комментарии