В начале марта при обществе психиатров Челябинской области была создана «Независимая экспертная группа», выразившая озабоченность усилением деятельности на Южном Урале неорелигиозных организаций и оккультных групп. Собственную оценку актуальности этой проблемы, а также свои размышления о причинах интереса людей к сектам и гороскопам, о роли государства в этом противостоянии изложил агентству «Меga-U.ru» председатель комитета по взаимодействию с общественными, религиозными и национально-культурными объединениями правительства Челябинской области Илья Аносов.
- Илья Иванович, в последнее время все чаще обсуждают проблему распространения в России нетрадиционных религиозных культов. При обществе психиатров Челябинской области даже была создана «Независимая экспертная группа» для помощи тем, кто попал в зависимость от сект. Насколько, по-вашему, актуальна эта проблема?
- Проблема действительно актуальна, однако она выходит далеко за узкие рамки психиатрии. Психиатр лишь ставит диагноз личности, которая до этого прошла длительный путь, подпадающий под юрисдикцию других наук - религиоведения, социологии, философии, геополитики и даже экономики и глобалистики.
Однако, в первую очередь, это моральная проблема, которую великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский лаконично сформулировал в своем романе «Братья Карамазовы»: «Спокойствие и даже смерть человеку дороже свободного выбора в познании добра и зла».
Зачем радеть за свою семью, общество, за свое государство, зачем из многих вариантов искать правильное решение, если можно целиком и полностью передать свою волю «знаку зодиака», заморскому или доморощенному «гуру»? А заодно - движимое и недвижимое имущество...
На первый взгляд, парадоксально, но к такому «тоталитарному» мышлению в большей степени склонны не граждане России, а жители наиболее «продвинутых» в сторону рыночной экономики демократических стран Запада, в первую очередь, Соединенных Штатов Америки.
По данным некоторых социологических опросов, от 30 до 40 процентов американцев (что составляет около 100 миллионов человек) искренне уверены, что их жизнь управляется звездами, еще 10 миллионов заказывают астрологу свой гороскоп, и практически все американцы знают свой «знак зодиака». Неудивительно, что США являются родиной практически всех новоявленных религиозных культов.
У нас к этому склонна отечественная интеллигенция. Мой знакомый кандидат экономических наук называет такое мировоззрение «бытовухой».
- Что это значит?
- Это значит, что высшим смыслом жизни такой крайне индивидуализированной (прежде всего, западной) личности является бытовой комфорт. Моральный комфорт достигается тем, что ответственность за свои решения, свою жизнь всецело передается на окружающую среду: «расположение звезд», «предсказание гадалки», совет «гуру», на родных и близких, общество, государство, даже на погоду - на кого угодно! Кроме себя...
К чему строить семейные отношения, если звезды «говорят», что он, «козерог», и она, «дева», - совершенно несовместимые «знаки зодиака»? И никаких тебе мук, сомнений и угрызений совести, нашел свой «знак» и живи счастливо. Ну, не нашел в «этом воплощении», найдешь в следующем, ведь впереди - вечность.
Пусть другие служат в армии, варят сталь, растят хлеб, воспитывают детей. И вовсе не обязательно привлекать небесные светила, можно еще проще: неприятности на работе - виноват начальник, сын-двоечник - генетика тещи, призвали в армию - не пойду, там «дедовщина и т.д. и т.п». В общем, как говорил Ф.М.Достоевский, «среда заела».
К сожалению, этим же «бытовым» акцентом грешит узкий, «психиатрический» подход к проблеме распространения оккультного мировоззрения. Утверждения о всесильности «гипноза», «нейролингвистического программирования», «манипулятивных технологий» изначально оправдывают человека, попавшего в оккультную группу или промотавшего состояние по совету «гороскопа», снимают с него ответственность за свои поступки, перенося ее на внешнюю среду.
- Вы исключаете возможность применения гипноза и других технологий воздействия на сознание в оккультных группах?
- Нет, все это, бесспорно, имеет место, однако, подчеркну - по обоюдному согласию сторон - «гуру» и его ученика. Известный французский социолог Серж Московичи в одной из своих работ приводит весьма поучительный и парадоксальный для исследователей новоявленных религий пример. Некий «гуру» объявляет своим многочисленным последователям, что в определенный день и час наступит «конец света». Настает обозначенное время и... ничего не происходит. Вы думаете, он после этого потерял своих последователей? Отнюдь, его слава и число последователей лишь приумножились.
А вот пример из жизни Челябинской области. В «смутные» 90-е годы один весьма известный в то время лидер оккультной группы практически ежегодно объявлял о «конце света» и предстоящей высадке на землю кораблей инопланетян. Наступал обозначенный срок, земля продолжала вращаться, а инопланетные корабли проходили мимо нашей голубой планеты. «Гуру» скрывался несколько месяцев от своих последователей, а потом они все возвращались, и все начиналось сначала. И так каждый год...
- Почему же уже раз обманутые люди готовы еще раз поверить мошеннику?
- Потому, что последователи этих двух «гуру» вовсе не искали рационального решения своих жизненных проблем, а тем более, ответственности за свой жизненный выбор. Это они могли бы сделать в рамках светской этики, в церкви или в мечети. Наоборот - они искали того, кто снимет с них эту ответственность. Ну и что, что «конец света» не состоялся? Отвечают за это не они, а «гуру». В оккультных группах (да и далеко за их пределами в случае с гороскопами) важен не конкретный результат в виде решения проблем, а сам процесс их устранения в собственном сознании.
Аналогичное действие оказывает водка, но результат ее употребления краткосрочен и процесс потребления не «освящен» псевдорелигиозной доктриной.
- Получается, что проблема внутри самого человека?
- Да, главную проблему надо искать в самой личности, в ее свободном выборе, а уж потом - в «гипнозе», «НЛП» или «манипуляции сознанием». Если же мы признаем их всесильность, тогда нам придется неизбежно признать состоятельность бихевиоризма, утверждающего, что поведение человека формируют не он сам, а внешние воздействия, или марксизма с его известным тезисом «бытие определяет сознание».
Но если ваше сознание определяется окружающей вас средой, мое - моей, а последователей оккультных учений - их средой обитания, тогда каждый прав по-своему, и к чему весь этот разговор?
В те же 90-е годы один мой знакомый безработный рассказал о впечатлениях от посещения собрания одного религиозно-коммерческого культа. Собравшиеся в зале, привлеченные объявлением о перспективах престижной и высокооплачиваемой работы, битых два часа наблюдали яркое шоу в таком роде: «Я пришел сюда бедным безработным, сегодня я занимаю достойное место в иерархии организации, и скоро я буду сказочно богатым! Если вы последуете за мной, станете таким же, как я!» И так далее, и тому подобное...
Десяток лучезарных «счастливцев» в течение двух часов. Мой знакомый собрался уже уходить, однако решил посмотреть, чем этот балаган кончится. И не ошибся, в конце оказалось самое интересное. После того, как самые трезвомыслящие ушли, в зале осталось четыре-пять человек. С ними-то и началась активная задушевная беседа. Именно ради них и устраивался этот спектакль.
- Остались самые глупые и внушаемые?
- Остались те, кто искренне верит, что именно они (в отличие от всех остальных) «созданы для счастья, как птица для полета», что можно стать миллионером, продавая кухонные кастрюли, разбогатеть, отгадав слово из четырех букв, или достигнуть «успеха, счастья и просветления», прочитав неряшливо изданную брошюрку, купленную в подворотне. К сожалению, численность этой категории граждан становится все больше и больше: массовая пропаганда всесилия денег приносит свои плоды.
Человек, который верит в собственную исключительность, не желает трудиться каждый день, неизбежно сядет за карточный стол или пойдет в казино, неважно какое - игровое, криминальное, телевизионное или псевдорелигиозное. Его крайне трудно, да и практически невозможно, переубедить в собственной неправоте.
- Вы совсем отстраняете государство от ответственности?
- Отнюдь нет. У каждого своя зона ответственности: у общества своя и у каждого человека - своя. Дело государства, во-первых, создать условия своим гражданам для свободного религиозного выбора, реализации своих духовных потребностей. Действующий в настоящее время Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в полной мере решает эту задачу. Эту же задачу решает проходящий в настоящее время апробацию факультативный курс «Основы духовной культуры и светской этики». Своим решением Президент РФ Дмитрий Медведев поставил точку в затянувшейся дискуссии между атеистами и верующими, предоставив возможность родителям самим решать в каком, религиозном или светском, мировоззрении они хотят воспитывать своих детей.
Во-вторых, дело государства - пресечь деятельность религиозных объединений, наносящих вред личности и обществу, принуждающих к разрушению семьи, посягающих на личность, права и свободы граждан, наносящих ущерб их здоровью. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в полной мере позволяет решить эту задачу.
- Почему же она так и не решается до конца?
- Она и не может окончательно решиться. Во-первых, потому что мы имеем дело со свободным волеизъявлением человека. И никто - ни государство, ни общество, ни соседи, ни друзья - не могут в него вмешаться.
Во-вторых, вынесение судебного решения в отношении религиозного объединения, приносящего вред его последователям, требует серьезнейшей доказательной базы. А это тяжелейший и неблагодарный труд, на который отваживаются очень и очень немногие.
В-третьих, здесь важна роль науки. Это прозвучит неожиданно, но лучшие исследования отечественной науки, касающиеся деятельности нетрадиционных религиозных культов, относятся к советскому времени. В недрах «научного атеизма» существовала целая научная школа, исследовавшая социально-политические и личностные факторы иррационализации общественного и индивидуального сознания современного Запада, направления и технологии распространения нетрадиционной религиозности, ее последствия для отдельной личности и всего общества. При этом проблема рассматривалась и успешно решалась комплексно в рамках религиоведения, социологии, политологии, философии. К сожалению, сегодня проблема зачастую рассматривается весьма упрощенно на том же бытовом уровне: «Я шел по улице, мне встретились два представителя экзотического культа. И куда смотрят власти?..»
И, наконец, последнее. Оккультное мировоззрение - это духовный стержень, если хотите, религиозное оправдание глобального капитализма, насаждаемого сегодня международной олигархией. Это - неотъемлемая составная часть идеологии глобализма, стремящегося по выражению Достоевского, соединить всех в «бесспорный общий и согласный муравейник» без каких бы то ни было границ, но уже не в отдельной оккультной группе, а во всемирном масштабе. И на распространение этой идеологии работает гигантская пропагандистская машина. Гороскопы, гадалки, экстрасенсы и прочее - это лишь вершина большого айсберга.
- Как этому противостоять?
- Хранить и приумножать духовные традиции России - тот стержень, на котором уже веками зиждется наше Отечество.
Комментарии