«РУССКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ В ХХI ВЕКЕ» - не плохо вспомнить оценки 2004
На модерации
Отложенный
Считаю, что полезно вспомнить ближайшую историю и недавние оценки - 2004 года, чтобы не ошибиться с оценками текущими.
«РУССКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ В ХХI ВЕКЕ»
манифест
Российский либерализм переживает кризис — на сегодняшний день в этом практически нет сомнений. Щедро проплаченные опальными олигархами политики и эксперты, которые год назад, после первых арестов по «делу ЮКОСа», вещали об угрозе авторитаризма, о попрании закона и гражданских свобод, сегодня уже соревнуются в умении говорить медово-сахарные комплименты кремлевским чиновникам. От либерально-бунтарского налета не осталось и следа. Конечно, есть исключения, но они лишь подтверждают правило.
Что происходит после декабрьского фиаско с Союзом правых сил и «Яблоком» — никому, по сути, не известно, да и, в сущности, не интересно. «Комитет-2008», решивший сыграть роль совести русского либерализма, сам с готовностью расписывается в собственном бессилии и говорит о своих перспективах, почти извиняясь.
Тем временем на российской политической почве обильно произрастают носители нового дискурса, идеологии «национального реванша». Это и безликая брезентовая «Единая Россия», и лоснящаяся от собственного превосходства над неудачливыми конкурентами «Родина», и ЛДПР, лидер которой в очередной раз подтвердил свою исключительную политическую живучесть. Все эти люди — реже искренне, чаще фальшиво, но от того не менее убедительно — говорят о крахе либеральных идей, о том, что нашей стране, России свобода просто не нужна. Свобода, по их версии, — просто пятое колесо в телеге национального развития. А кто говорит о свободе — тот либо олигарх, либо сволочь (что, в целом, почти одно и то же).
На таком фоне главным либералом страны представляется уже президент Владимир Путин. Так, собственно говоря, и есть: идеологически Путин куда ближе среднему классу, нежели Рогозин и Жириновский. Ведь как раз не кто иной, как Путин, обуздал наших национальных бесов и не дал Жириновскому — Рогозину (или их более честным единомышленникам) захватить государственную власть в России. Чубайс и Явлинский же сопротивляться «национальному реваншу» были по определению не способны — они могли бы разве что подвывать из темной политической подворотни до тех пор, пока апологеты ценностей типа «Россия для русских» не пристрелили бы их, как паршивых собак.
И тем не менее — либерализм в России не должен умереть. Потому что жажда свободы останется одним из самых главных инстинктов человека — хоть русского, хоть китайского, хоть лапландского. Да, это сладкое слово «свобода» — многозначно. Но дух, который в нем присутствует, неистребим, неискореним. Дух титана Прометея, подарившего огонь людям. Дух Иисуса Христа, говорившего, как право имеющий, а не как книжники и фарисеи.
Кто виноват?
СПС и «Яблоко» проиграли выборы вовсе не потому, что их дискриминировал Кремль. А лишь потому, что Кремль — впервые — им не помогал, не вытягивал из болота за красные от импотентского напряжения уши. Олигархи вынуждены был уйти с политической арены вовсе не из-за внезапного расцвета коррупции в России, а только в силу того, что стандартные коррупционные механизмы — перестали работать. Так как были рассчитаны на слабого президента и прежнюю кремлевскую администрацию. Вот и все. Русский либерализм потерпел поражение потому, что опирался на ложь.
И смертельно боялся говорить правду.
Что ж — час искупленья пробил. На выборах 2003 года народ сказал либералам твердое и бесслезное «прощайте!». И даже молодежь — про которую думали, даже были уверены, что она-то точно проникается идеями либерализма и всецело всегда поддержит Чубайса — проголосовала за ЛДПР и «Родину». У бизнеса и политического класса ельцинской поры были ресурсы, чтобы оспорить игру по правилам коррупции и лжи. Вернее, игру без всяких правил. Но своей податливостью и покорностью, своим подобострастным умением дать, когда просят и даже когда не просят, своим умением «взять и кинуть» они взрастили и чиновничий беспредел, и произвол «оборотней в погонах», а также — в судейских мантиях сверху донизу.
Что делать?
Что могут и должны делать сегодня те, кому дороги идеалы свободы и либеральной экономики, и кому отвратительны этатистские припадки обанкротившихся политиков, называющих себя по привычке «демократами» и «либералами»?
1. Осмыслить новую роль государства. Государство и бюрократия — не синонимы. Надо вспомнить, что государство дало нам достаточно много, и не нужно кусать груди кормилицы. Пришло время спросить себя «Что ты сделал для России?». Что Россия сделала для нас и до, и после 1991 года — уже известно.
2. Научиться искать правды в России, а не на Западе. Имидж в США и Европе — это очень хорошо. Однако он никогда не заменит понимания и поддержки либеральных ценностей со стороны сограждан. Надо перестать пренебрегать — тем паче демонстративно — интересами страны и народа. Патриотизм — должен быть в главе угла нового либерального движения.
3. Отказаться от бессмысленной борьбы с президентом как главой государства. Независимо от того, нравится Владимир Путин или нет, пора осознать, что президент — не просто физическое лицо. Президент — это институт, гарантирующий целостность и стабильность страны. И не приведи Господь нам дожить до времени, когда этот институт рухнет — нового февраля 17-го Россия не выдержит. История страны диктует: плохая власть — лучше, чем никакой.
4. Необходимо признаться, что 90% российского народа не считает приватизацию справедливой, а нанешних собственников — законными собственниками. И пока это так, всегда будут силы — политические и бюрократические, а то и террористические — которые будут посягать на эту собственность. Чтобы оправдать приватизацию перед лицом страны, надо убедить олигархов поделиться с народом, согласившись с реформой налогообложения полезных ископаемых — введением т.н. «природной ренты». Необходимо поддержать ужесточение наказаний за налоговые преступления, за уклонения от уплаты налогов всеми богатыми, научить бизнес и научиться жить по закону.
5. Необходимо разработать и предложить власти программу создания условий для технологической модернизации России. И договариваться с властью о гражданском контроле за реализацией этой программы. Мы — и только мы, а не тупая алчная бюрократия, — можем гарантировать возрождение промышленности и науки, преодоления кризиса в системе образования. Когда Россия окажется завалена обломками своей сырьевой экономики, поздно будет рассуждать на тему «Кто виноват?».
Чтобы изменить страну, нам надо измениться самим. Чтобы убедить Россию в необходимости и неизбежности либерального вектора развития, надо изжить комплексы и фобии минувшего десятилетия. Чтобы вернуть стране свободу, надо вернуть ее — самим себе.
Комментарии