Можно ли сравнивать «Батаклан» с «Норд-Остом»

На модерации Отложенный

Алексей Филатов, вице-президент Международной антитеррористической ассоциации «Альфа» в эфире Радио «КП» объяснил, чем отличались операции по освобождению заложников в Париже и в Москве. 

- У трагедии в парижском концертном центре с «Норд-Остом» сходство лишь в том, что в обоих случаях террористы захватили заложников в зданиях, где проходили массовые зрелищные мероприятия. Но различий гораздо больше.

В Москве, в зале на Дубровке, налетчиков было почти четыре десятка, они долго готовили теракт именно в этом месте, рассчитывая взять в заложники всех зрителей, артистов и обслуживающий персонал - более тысячи человек. Изначально группа Бараева намеревалась привлечь мировое внимание к своим требованиям, поставить российские власти в крайне невыгодное положение. В противном случае они угрожали взорвать мощнейшую бомбу, которая могла разрушить здание и похоронить под его обломками всех.

Как известно, власти пошли на переговоры, всячески затягивая время и давая возможность спецслужбам тщательно подготовиться к операции по освобождению заложников. За несколько дней удалось выяснить, где расположились террористы, чем они были вооружены, и выработать оптимальную схему штурма.

Да, тогда погибло 130 человек, причем не от рук бандидотов, а из-за неоказания вовремя необходимой медпомощи гражданам (по нейтрализации проникновения в организмы спецгаза, использованного в ходе операции). Были уничтожены все террористы.

В парижском - трое смертников ворвались в здание, где находилось примерно 800 человек, и сразу открыли стрельбу. Люди бросились врассыпную, террористам удалось захватить чуть более сотни заложников, которых они согнали в оркестровую яму.

В переговоры с полицией практичесчки не вступали, дав лишь понять, что это «джихад за Сирию». Хотя можно было сообщить им, что власти, мол, готовы выслушать и рассмотреть их требования. Это позволило бы выиграть время. Но через час с небольшим полиция начала штурм, что называется «с колес» - без подготовки и глубокой разведки.

По нашему опыту такие операции проводятся при двух условиях: если мы понимаем, что террористы совсем слабо вооружены или вообще блефуют (например, вместо бомбы муляж) или уже стали убивать захваченных лиц. Похоже, французы посчитали, что именно это и началось в «Батаклане».

После начала штурма двое террористов разрядили все магазины по несчастным в оркестровой яме, а потом там же подорвали себя. Третий отстреливался от спецназовцев (четверо из них были убиты) и тоже привел в действие «пояс шахида».

Судя по количеству жертв, а их оказалось 98 (почти все заложники), террористы практически достигли своей цели. Заставили содрогнуться мир, выставив французские власти и спецслужбы в качестве неспособных противостоять им. В этом смысле спецоперация по освобождению заложников в Париже была проведена неудовлетворительно.

Но хочу сказать, что оценивать работу полицейских легко со стороны. Я представляю, под каким психологическом давлением находились французские спецслужбы, когда в течение двух часов приходит хаотичная информация из разных районов города: стрельба, убийства, взрывы. Понимаете, какой кавардак творился. Они конечно хотели вызволить захваченных в «Батаклане» людей, но не удалось...