Стройка века

На модерации Отложенный

В глубокой древности люди попытались «дотянуться до неба», однако потерпели крах, в результате чего были заложены основы современной цивилизации. Перед нами вполне наглядная аллегория: как бы высоко мы ни метили, в итоге выясняется, что на наш счет есть другие планы.

Казалось бы, что за глупая затея – строить башню до небес? Только древние невежи могли пуститься на такую авантюру. А разве не глупо отливать золотого тельца после бегства из Египта? Однако в славном 21 веке мы снова попались на ту же удочку и наступили на те же грабли.

Разумеется, наши методы строительства не чета прежним, да и золота накоплено столько, что хватит на целое стадо. Но изменились ли мы сами? Или по-прежнему лезем вверх в надежде устроить из небес вторую землю со всеми вытекающими последствиями?

– Папа, а в раю тоже есть банки?

– Конечно, сынок.

– И они тоже выселяют за неуплату?

– Судя по тому, что мы здесь, – да.

 

Прощание с Вавилоном

«Если человек падал и умирал, никто не обращал на него внимания. Если же падал один кирпич, люди садились и плакали: "Горе нам! Когда другой встанет на его место?"»

Древний источник

Итак, мы, как древние вавилоняне, все говорим на одном языке – языке денег – и строим башню из собственных амбиций.

Но вдруг башня начинает рушиться на глазах: акции валятся, ценные бумаги обесцениваются, подрядчики уже не в состоянии обеспечить всех желающих работой на строительстве. Язык денег, столь ясный и благозвучный, становится невнятным, мы перестаем понимать друг друга и разбегаемся в разные стороны, подальше от града осыпающихся фирм и надежд.

Но вот незадача: оказывается, разбегаться-то нам некуда. Мы переплелись в единый общечеловеческий клубок и уже не можем друг без друга. Восток и запад, бедные и богатые, друзья и враги – все скованы единой глобальной цепью.

Древневавилонский сценарий для нас больше неактуален.

В такой ситуации очень важно действовать сообща. Понимая это, начальники стройки проводят периодические встречи и обсуждают пути спасения. Известно, о чем там идет речь. «Архитекторы неверно рассчитали нагрузку, кирпичи были плохо прокалены, нещадно разбавлялся водой, субподрядчики не оправдали доверия, кредиторы пустились в спекуляцию…»

Система начала стройку, которая изначально вела в тупик. И теперь та же система выведет нас из тупика? Скорее уж, наоборот, доведет разрушение до печального конца.

Глобализация – это когда в день св. Патрика в Сан-Франциско из итальянского ресторана полицейский-мексиканец в форме китайского пошива выталкивает толпу обпившихся французским абсентом негров за драку с русскими, выступившими за права эскимосов на Диком Западе.

Мы скованы глобализацией, но единства между нами по-прежнему нет. За красивыми словами об эгоистической экономике и справедливом переделе стоит всё то же – стремление завладеть верхним этажом башни. О чем бы мы ни договаривались, мы договариваемся о новой борьбе. Мы просто не умеем иначе, потому что такова человеческая природа.

Чтобы действительно победить ее, нужно признать… свое поражение. Нужно понять наконец, что на таком фундаменте ничего не построишь, особенно в наш бурный век. Настало время распрощаться с Вавилонской башней. Сегодня на повестке дня другой проект – выстроить единое общество, выстроить свой мир на доверии и взаимопонимании.

На этой стройке века каждый найдет себе работу по душе, а вернее, в душе – ведь начинать всегда нужно с себя самого. Жизнь собрала нас вместе на этом маленьком шарике, буквально поставила «нос к носу» – и чтобы не перебить друг друга завтра, нам нужно взяться за руки сегодня. Скажете, утопия? Нет, вполне реальная задача, особенно по сравнению с башней до небес.