Отдел 85. О том, как немецкая разведка боролась с нацистами в своих рядах

На модерации Отложенный

17 марта Федеральная разведывательная служба Германии (BND) впервые обнародовала документы, которые раскрывают, сколько именно сотрудников нацистского репрессивного аппарата работали в разведке ФРГ после войны. Документы охватывают период вплоть до 70-х годов XX века. Данный шаг был предпринят руководством BND в рамках политики по систематическому пересмотру истории разведслужбы, которая была инициирована шефом немецкой разведки Эрнстом Урлау (Ernst Uhrlau) еще в 2006 году. В основном документы относятся к деятельности так называемого секретного отдела 85, перед которым в шестидесятых годах была поставлена нелегкая задача - выявить в рядах своих коллег тех, кто во время Второй мировой был причастен к нацистским преступлениям.

В 1946 году, когда Вторая мировая война уже год как закончилась, а Холодная только-только начиналась, американские оккупационные власти решили воспользоваться накопленным немцами опытом по борьбе с "Иванами". Так появилась "Организация Гелена", или сокращенно Org. Возглавил ее генерал-майор вермахта Рейнхард Гелен (Reinhard Gehlen), который во время войны руководил 12 отделом Генерального штаба "Иностранные армии Востока" (Fremde Heere Ost - FHO), куда стекались оперативные армейские разведанные о войсках РККА. Согласно оценке Вальтера Шелленберга - начальника политической разведки РСХА, а позднее преемника адмирала Канариса на посту руководителя военной разведки Третьего Рейха -12 отдел отличала систематическая и крайне скрупулезная работа со всеми документами, благодаря которой он приобрел славу одной из лучших немецких разведывательных служб.

Оставшиеся в живых сотрудники отдела "Иностранные армии Востока" составили костяк "Организации Гелена". 6 декабря 1947 года, в день Святого Николая, Org. переехала в Пуллах под Мюнхеном, в "городок Рудольфа Гесса", где ранее располагались дома нацистских бонз. Рейнхард Гелен разместился в бывшей вилле рейхсляйтера и руководителя канцелярии НСДАП Мартина Бормана, а сам "городок Гесса" с тех пор получил наименование "лагерь Николая". Впрочем, "Организацию Гелена" роднило с недавним нацистским прошлым не только место расположения штаб-квартиры: в рядах новой разведслужбы оказалось изрядное количество бывших сотрудников Главного управления имперской безопасности (РСХА), во время войны служивших в СС, СД и гестапо. На биографии тогда особого внимания не обращали, Гелену нужны были профессионалы, и бывшие офицеры вермахта терпели "людей Гиммлера" так же, как терпели их на протяжении всей войны. До определенного момента.

В апреле 1956 года "Организация Гелена" была официально передана в подчинение властей ФРГ и переименована в BND – Федеральную разведывательную службу Германии. А уже в 1961-ом разразился громкий скандал. В рядах BND был выявлен и арестован двойной агент Хайнц Фельфе (Heinz Felfe) и его сообщник Йоганнес Клеменс (Johannes Clemens). Фельфе руководил отделом контрразведки, борясь с советскими шпионами, и при этом сам работал на советскую разведку. Однако главным оказалось даже не это. Куда больший ущерб репутации BND нанесли всплывшие в ходе судебного разбирательства факты, согласно которым сообщник Фельфе Клеменс до 1945 года являлся сотрудником РСХА. Более того, в Италии, где он служил во время войны, за ним закрепилось прозвище "Тигр из Комо" за в буквальном смысле разорванные тела противников нацистского режима и членов итальянского Сопротивления, попавших в руки СС. На повестку дня встал весьма неприятный вопрос: сколько еще таких "тигров" служит в разведке демократического и правового государства?

И тогда в BND был создан Отдел 85, в задачу которого входило выявить, кто из бывших сотрудников нацистского репрессивного аппарата осел в разведке. В отдел вошли всего пять человек, в том числе два секретаря и одна сотрудница отдела внутренней безопасности - Сюзанна Э. (Susanne Е. - по настоянию BND в публикациях немецких СМИ настоящее имя изменено). Все они были молодыми людьми, не достигшими и 25-летнего возраста. Главой отдела был назначен 23-летний сотрудник BND Ганс-Хенниг Кроме (Hans-Henning Crome). Этим пятерым предстояло осуществить масштабное расследование, провести множество собеседований, собрать и проанализировать тысячи документов. Задача крайне непростая даже для опытных профессионалов. Между тем, тот же Кроме, хотя и успел за время службы в BND зарекомендовать себя с хорошей стороны, был всего лишь дипломированным коммерсантом, не имевшим ни военного, ни юридического образования для подобного рода поручений.

Тем не менее выбор Гелена был вполне обоснован. Расследование преступлений "стариков", каким бы тяжелым оно ни было, можно было поручить только молодым, в силу возраста не связанным с преступлениями национал-социализма. Существовала, впрочем, еще одна причина, по которой Рейнхард Гелен назначил главой отдела именно Ганса-Хеннига Кроме. Свою роль сыграл принцип "кастовости", а также некая старомодность, свойственная шефу BND. Отец Кроме, уроженец Кенигсберга, в звании полковника состоял при штабе 6-й армии Паулюса и попал в плен под Сталинградом. В Германию он вернулся лишь в 1955 году и затем вслед за сыном поступил на службу в BND.

Геллен прекрасно знал Кроме-старшего еще со времен их совместной службы в рейсхвере. Таким образом, кандидатура Кроме-младшего идеально подходила для начальника отдела по чистке разведки от "людей Гиммлера": он был молод, трудолюбив, дисциплинирован, и он был "свой".

Отдел 85 работал два года, с 1963 по 1965-й. Позднее Ганс-Хенниг Кроме занимал разные высокие посты в немецкой разведке, был резидентом в Нью-Йорке, Мадриде и Берне, возглавлял один из отделов центрального аппарата BND. Однако в интервью журналисту FAZ он признался: "Единственное, что после 40 лет службы до сих пор преследует меня во снах, - это работа в Отделе 85". Через руки молодого Кроме прошли сотни документов о самых чудовищных преступлениях. Специалисты Отдела 85 провели собеседования со 146 попавшими под подозрение сотрудниками разведслужбы. Многие из них старались утаить компрометирующие факты своей биографии, и сотрудникам отдела в поисках правды приходилось самим искать недостающие свидетельства. Через Сюзанну Э. было налажено взаимодействие с Центром по расследованию нацистских преступлений в Людвигсбурге. Однако даже там порой не находилось необходимых документов, и тогда Ганс-Хенниг Кроме сам отправлялся на поиски в архивы.

Отделу 85 удалось выявить в рядах BND около 200 бывших сотрудников РСХА, замешанных в нацистских преступлениях, что в то время составляло примерно 10 процентов от общей численности аппарата федеральной разведслужбы. К примеру, некто Георг В. (Georg W., имя изменено) в 24 года начал карьеру в гестапо в городе Кеслин. В 1939 году он был зачислен в "оперативный отряд IV/2", соединение численностью примерно 300 человек, которое после захвата Польши занималось ликвидацией тех, кто попадал под определение "интеллигенция" - учителей, адвокатов, коммерсантов. Операция отряда IV/2 длилась три месяца, при этом только в один день в лесу у села Пальмиры каратели расстреляли 1700 человек: мужчин, женщин и детей. Затем вплоть до 1945 года Георг В. служил начальником полицейского отдела в Кесселе, занимаясь преследованием коммунистов и евреев. А после войны устроился в "Организацию Гелена".

В поле зрения Отдела 85 попал также некто Хельмут С. (Helmut S., имя изменено), который в карательных войсках СС дослужился до штурмбанфюрера (майора). В 1941 году в составе "оперативного отряда Б" он принимал участие в акциях на территории СССР, в ходе которых за восемь недель были уничтожены 24 тысячи человек, в основном евреев. Особенно сложно, по признанию Ганса-Хеннига Кроме, приходилось в тех случаях, когда подозреваемые, не отрицая своей службы в рядах СС или СД, замалчивали компрометирующие факты. Некто Курт В. (Kurt W.), в частности, признал, что служил в оперативном отряде "Хорватия" в районе Саймиште под Белградом, но утверждал, что занимался "паспортным контролем" на расположенном там аэродроме. Между тем в Саймиште на территории Независимого государства Хорватия располагался концентрационный лагерь, в котором были замучены 47 тысяч человек, а сам Курт В., как удалось раскопать Кроме, после своей деятельности "по проверке паспортов" до 1953 года скрывался под вымышленным именем. И это не единичные примеры.

1 февраля 1965 года Отдел 85 представил обстоятельный, тщательно документированный доклад за номером 815/65. В нем Ганс-Хенниг Кроме отмечал очевидную "неискренность" тех, с кем ему приходилось беседовать в ходе расследования, их стремление скрыть или минимизировать свое участие в преступлениях. Некоторые даже утверждали, что не только не принимали участия в расправах, но впервые услышали о них только после войны, причем из уст сотрудников Отдела 85. "Реалистично мыслящий и беспристрастный сотрудник разведслужбы не может считать подобные утверждения правдивыми", - отмечал Кроме. Однако результаты работы Отдела 85 оказались, по-видимому, слишком устрашающими. Помимо Гелена с докладом ознакомились не более 20 высокопоставленных сотрудников BND, после чего он был спрятан глубоко в сейф, на 50 лет, пока в марте 2010 разведслужба не открыла его для общественности.

Как отмечает сам Кроме, руководство BND, вероятно, опасалось, что дело с разоблачением сотрудников-нацистов будет иметь слишком большой размах. Было очевидно, что в случае массовых увольнений дело могло легко дойти до суда по улаживанию трудовых конфликтов, а оттуда попасть в прессу, вызвать очередной громкий скандал и, как следствие, поставить под угрозу существование всей разведслужбы. Тем не менее, было бы неверно утверждать, что BND не сделало никаких выводов. Из 146 человек, допрошенных Отделом 85, 71 был вынужден оставить службу в разведке на основании "доказанного участия в нацистских преступлениях". Некоторые были просто уволены, но большинство прошло через процедуру расторжения контракта, предусматривающую выплату солидных компенсаций. Руководство BND предпочло расстаться с бывшими нацистами полюбовно, без лишней шумихи. Одного-двух человек, кого Кроме допрашивал в 1963-65 годах, он в последующие годы встречал на службе. До тех пор, пока их не вычистило неумолимое время.