Советская ненависть к патриотизму. Как коммунизм отучает родину любить

На модерации Отложенный

Сложно представить себе порядочного американца, который выступал бы против исполнения национального гимна в школах. Француза представить немножечко легче, но тоже трудновато. А вот в Восточной Европе, наоборот, не найдешь порядочного человека, который поддержал бы подобный акт патриотизма. Потому что при советской власти наслушались гимнов на десятки лет вперед.

Правительство Словакии хотело, как лучше. Министры переживали, что маленькая пятимиллионная нация, которая полноценную независимость получила только в 1993 г., растворится в махине Европейского союза. Разъедется по Западной Европе в поисках лучшей жизни. А те немногие, что останутся, растворятся в более многочисленных венграх, чехах и поляках. И не будет в мире больше словаков.

Тогда словацкие правители сочинили Закон о патриотизме, чтобы спасти идентичность нации, не дать ей погибнуть от незаметного культурного геноцида. Любовь к родине решили стимулировать проверенными методами: гимнами, флагами и торжественными клятвами верности.

По новому закону все государственные школы Словакии должны были повесить у себя национальный флаг, а каждую учебную неделю начинать с исполнения национального гимна. Гимн также должен звучать перед началом заседаний национального и региональных парламентов и в государственных СМИ ровно в полдень и в полночь. А все государственные служащие при вступлении в должность пусть присягают на верность нации.

Собственно, и все. Не сильно отличается от порядков в американских школах, где законодательно предписано стоять и смотреть на флаг, когда звучит национальный гимн. Или от требований правительства Франции почаще петь с детьми «Марсельезу», чтобы те не теряли чувства французской идентичности. Но американцы и французы не жили при советской власти, им это можно. А в Словакии патриотизм не пройдет. Вся прогрессивная общественность страны легла костьми на пути правительственной инициативы.

Конечно, словацкое правительство озаботилось вопросами национальной идентичности не из одного только патриотизма. В июне в стране парламентские выборы, а целевая аудитория правящей сейчас в Словакии партийной коалиции любит и гимны попеть, и флагами помахать. Словацкая политическая жизнь вообще очень похожа на российскую, только без «Единой России». Для порядка они там делятся на левых и правых, но настоящее разграничение между партиями проходит совсем в другом месте. Одни политики – патриоты-державники, и не важно, что они при этом наследники коммунистов или, наоборот, крайние националисты. А другие – демократы-либертарианцы, стремящиеся построить в Словакии такой Запад, которого и на Западе-то нет.

Естественно, и парламент, и правительство сейчас контролирует странная коалиция из вроде как левой партии Smer-SD, прямой наследницы коммунистов, и крайне правой Словацкой национальной партии.

А либертарианцы, сидя в оппозиции, дробятся на все более мелкие группировки. Закон о патриотизме прошел голосование в парламенте без проблем и уже ждал завершающей подписи президента. Но в дело вмешалось гражданское общество.

Вообще, словацкий гимн «Над Татрами молнии сверкают» довольно мелодичный, можно принять за работу Дворжака. Но словакам плевать и на художественные достоинства, и на западный опыт. Они не позволят правительству заставлять себя родину любить.

Разрозненная оппозиция и не мечтала о такой поддержке. По всей стране начались акции протеста. Правительство клеймили и студенты, и журналисты, и правозащитники, и заслуженные диссиденты советских времен, и вообще все порядочные люди. Союз писателей Словакии даже составил специальное обращение к президенту с мольбой не подписывать проклятый закон. Говорили о попрании прав человека и нарушении свободы совести. Жаловались, что в школах нет компьютеров, а их флаги заставляют покупать. Что государство хочет зомбировать детей. Шутили о том, будут ли играть гимн в школах для глухих, и сколько потратили производители флагов на лоббирование этого закона.

Конечно, много вспоминали о временах фашизма и коммунизма. Когда всех свободомыслящих отправляли или в концлагеря, или в сумасшедшие дома. Ведь в советском сознании от пения национального гимна до газовых камер – один шаг. Указами родину любить не заставишь, все должно быть на добровольных началах. Если не знают дети национального гимна, то и бог с ними. Потому что не должно государство вмешиваться в такую интимную сферу, как любовь к родине.

Премьер-министр Роберт Фицо уже сам оказался не рад, что затеял все эту канитель с воспитанием патриотизма. Вместо дополнительных голосов новый закон стал серьезной угрозой для переизбрания. Поэтому правительство попросило президента Словакии Ивана Гашпаровича подписание закона отложить, и тот с легким сердцем согласился. Формально власти заявляют, что где-нибудь осенью обязательно доработают свою патриотическую инициативу, но она, скорее всего, заглохнет после такого массового отпора.

И пускай на деньги, сэкономленные на флагах, нельзя купить компьютеры, а знание слов гимна – норма для развитых стран. Пускай такая ненависть к национальным символам – штука совершенно нездоровая, от которой за километр несет совком. Сам я прекрасно понимаю протесты словаков и не испытываю особого желания учить слова собственного национального гимна, хотя осознаю, что все это ужасно дико, неразумно и не годится для приличной страны.