Миф о пьянстве на Руси
На модерации
Отложенный
Повсеместно мы слышим утверждения, что русские — самая невоздержанная в употреблении спиртных напитков нация, и так, якобы, повелось испокон веков. Часто мы и сами повторяем утверждения об "исторической предрасположенности" русских к алкоголю. Однако сама история России опровергает этот миф.
Известно, что в Древней Руси пьянства не было вовсе. Население Древней Руси не выращивало виноград, и вино для Таинства Причастия привозилось из Византии (при подготовке к Таинству Причастия оно разбавляется святой водой, во время Таинства употребляется лишь в незначительном количестве). Хмельными напитками были сбродивший мёд и пиво.
В Ипатьевском списке (XII век) - одном из древнейших русских летописных сводов − рассказывается, как совершил свой побег из плена князь Игорь Всеволодович. В тот вечер все в лагере напились кумыса, захмелели и уснули. Игорь же не стал пить этот напиток и потому смог беспрепятственно выбраться из лагеря и уйти так далеко в степь, что его даже не пытались отыскать.
Вино же на Руси служило в лечебных целях и появилось при следующих обстоятельствах. Князь Олег, вернувшись в 907 году из Царьграда, привёз в Киев кроме злата и роскошных тканей много разновидностей греческого вина. В начале XVI века русские отведали бургундское вино, а затем − канарское. Этими винами угощали только почётных гостей: наливали одну, реже − две крохотные рюмочки и подолгу смаковали. Кроме того, мальвазия почиталась как лечебное вино от разных болей. Таким же лекарством считалось и вино церковное, которое привозили из Греции.
Одним из излюбленных напитков русского народа издавна был квас, который был очень полезен и использовался не только как питьё. Уже в X столетии квас не просто пили, но поддавали им пару в русской бане, а также обливались им для здоровья. Общеупотребляемым квас стал после того, как епископ новгородский Нифонт дозволил монахам пить в праздничные дни и в пост квас и мёд, так как он очень полезен для здоровья.
Исследователь старины Прыжов в «Истории кабаков в России», доказывает, что у наших предков пьянства не было. Питие составляло веселье, удовольствие, как это видно из слов, вложенных древнерусским грамотником в уста князя Владимира: «Руси есть веселие пити —не может без того быти». Но оно не было пороком, разъедающим народный организм. Но прошли века, и ту же поговорку дилетанты от науки стали приводить в пример русского пьянства.
Пьянство всегда считалось пороком на Руси, а злоупотребление спиртным осуждалось и вышучивалось. Одной из любимых в русском застолье была шутка с раками, которые подавались невоздержанному в питии гостю, дабы более так себя вести было неповадно. Огромное серебряное блюдо, на котором располагалась изрядная горка красных раков, посыпанных зеленью, мгновенно привлекало внимание. Стоило нерадивому, напившемуся гостю попытаться вывернуть клешню или переломить панцирь, как рак начинал активно шевелиться, пугая гостя. Остальные же гости от души смеялись над его криками. Секрет такого розыгрыша довольно прост: раков незадолго до подачи клали в водку, где они и засыпали, меняя при этом цвет панциря на красный, будто его уже сварили.
Если исторически пьянство не являлось отличительной чертой Руси, как же появилась на Руси водка, которую многие ошибочно считают русским изобретением?
Впервые Русь познакомилась с водкой во времена правления Василия I - сына Дмитрия Донского (к тому времени "просвещённая" Европа употребляла этот напиток уже более ста лет). Но, встретив отчаянное сопротивление православной церкви, этот напиток поначалу не прижился в народной среде, также и потому, что народ в то время, предпочитал традиционные мёд и пиво.
К производству водки на Руси привели печальные исторические события. В 1460 году крымские татары захватили Кафу − генуэзскую колонию в Таврии, после чего на Русь прекратился ввоз итальянских и испанских сухих вин. На медовуху не хватало мёда, а против браги и пива как языческих продуктов опять же сильно возражало духовенство. Всё это вынудило русских перестать употреблять свои традиционные и полезные напитки.
Но и водку наши предки не пили вольготно − многие русские правители боролись с употреблением спиртного на Руси.
Иван Грозный строго ограничил питьё спиртных напитков. В 1565 году в столице открылся первый "царёв кабак", входить в который могли лишь люди из царского круга, в первую очередь, опричники. Для пития простому люду были жёстко определены лишь Рождественские праздники, Дмитриевская суббота, да Светлая седмица. За употребление водки в иное время наказывали плетьми, батогами и даже тюрьмой.
"Винные статьи" по "кабацкой части", действовавшие в Сибири при Петре I, свидетельствуют о том, что он к пьяницам также не благоволил и присвоил им специальное название "питух". В регламенте он делил их на три категории: "питух" из простого народа наказывался битьём палками; "питух" из чиновных людей наказывался наставлениями воевод; "питух" из людей гулящих наказывался принудительными работами.
При таких ограничениях, о каком постоянном пьянстве вообще может идти речь?
Церковь тоже не оставалась в стороне от антиалкогольной кампании. Митрополит Киево-Владимирский Кирилл в XIII веке активно проповедовал против пьянства: «Пьяницы - все отвергаются, ибо лучше один достойный служитель алтаря, чем тысяча беззаконных». В XIV веке митрополит Алексей Московский пишет: «Смотрите, дети, отчего нам всё это приключилось? От нашей неисправности перед Богом. Ещё, дети, пишу вам о том, чтобы вы отсекли от себя корень зла, возбуждающий всякое беззаконие − пьянство. Оно, во-первых, погубляет душу, отнимает зрение очей, тело делается бессильным, сокращает жизнь телесную, истребляет в человеке страх Божий, отделяет его от Бога и доводит его до нищеты душевной и телесной. Смотрите же, дети, сколько зла в пьянстве».
В "цивилизованной" Европе с пьянством дела обстояли иначе.
По словам Тацита, римские легионеры одерживали победы над германцами часто благодаря лишь тому обстоятельству, что последние предавались пьянству, и добычей римского оружия становился пьяный лагерь противника. В свою очередь, римские легионы по той же причине потом терпели поражения от тех же германцев.
В конце XIX века русский исследователь Брандт писал: «Два наиболее передовых современных народа − немцы и англичане − не могут похвастаться своим прошлым по отношению к страсти к хмельным напиткам. Что касаемо немцев, то ещё в VIII веке Карл Великий вынужден был воспрещать тяжущимся и свидетелям являться в суд пьяными и самим же судьям напоминать, чтобы они заседали не иначе как совершенно трезвыми, равным образом приказывать священникам при совершении таинства покаяния отнюдь не угощать вином кающихся».
В своей книге «История пьянства в Англии» Артур Шодуэлл пишет: «В VI веке мы находим указание на существование этого порока (пьянство) среди духовенства. В 570 году правитель Гольдас Мудрый издал декрет, коим "каждый монах, напившийся до того, что не в состоянии будет петь во время службы − будет оставаться без ужина"».
О том, как обстояло дело с пьянством в Европе, также можно прочесть у знаменитого французского писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле. В своём романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он рисует картину современного ему общества, главные герои произведения постоянно пьют вино, объедаются и справляют естественные нужды. Вот лишь некоторые названия глав или цитаты: «Разговоры в подвыпитии», «Едва родившись, он не закричал, как другие младенцы: "Уа!", но громким голосом заорал: "Пить, пить, пить!" − будто всех приглашал выпить», «Таких именно жирных быков зарезали 367 014 штук с целью засолить их во вторник на первой неделе поста... чтобы вначале обеда, приложившись к солёненькому, получше выпить». Цитат можно привести ещё множество, но возникает проблема - мало цензурных.
В XVI веке в Германии всё обстояло ещё хуже, водка продавалась буквально на каждом углу. Этот век немцы даже прозвали "пьяным столетием". Основатель лютеранства Мартин Лютер, между прочим, сам завзятый любитель пива, писал в 1541 году: «К сожалению, вся Германия зачумлена пьянством; мы проповедуем и кричим, но это не помогает». В унисон ему с горечью вторит другой деятель Реформации Ф. Меланхтон: «Мы, немцы, пьём до полного обессиливания, до потери памяти и здоровья».
Аналогичное положение было в Англии. В 1570 году пастор Уильям Кет жаловался: «Мои прихожане каждое воскресенье все смертельно напиваются». В Лондоне на каждом углу располагался трактир. Вывески гостеприимно приглашали посетителей, обещая «простое опьянение − за пенс, мертвецкое − за два пенса и солома даром».
Мало кто знает, что на Руси порой наблюдалось коллективное воздержание от употребления алкоголя.
В конце 1850-х годов "завязала" Ковенская (территория нынешней Белоруссии) губерния, к ней присоединились Виленская, Гродненская, другие соседи. Некоторые зарекались не пить до определённого срока, скрепляя свой зарок грамотой. Другие давали клятвы перед иконой.
В одной из российских губерний в конце XIX веке появился Союз чаепитников. Перед въездом в зону Союза стоял огромный самовар, и любой путник мог бесплатно выпить чашку хорошего чая. Найти же там стакан водки либо вина было невозможно. В соответствии с местными законами на пьяниц в зонах трезвости налагался штраф и телесное наказание − до 25 ударов. Половина штрафа шла в мирскую казну, другая − в приходскую.
В июле 1889 года крестьяне деревни Ново-Сиверской Царскосельского уезда обратились с ходатайством о закрытии питейных заведений на территории их деревни. Крестьяне сами осознали вред и всё зло, наносимые их имущественному и нравственному благосостоянию питейными заведениями, и хотели запретить торговлю и употребление спиртных напитков в своей деревне. Так боролся с употреблением алкоголя сам народ.
Боролась с алкоголизмом и русская аристократия. Лев Сергеевич Голицын, представитель древнего княжеского рода, после получения блестящего образования в Сорбонне и Московском Университете неожиданно увлёкся виноделием. В 1890 году в местечке Абрау-Дюрсо он начал промышленное производство шампанского, а в 1900 году получил Гран-при на Всемирной дегустации в Париже. Цель своей деятельности он видел в прививании русскому народу любви к хорошим виноградным винам.
Голицын прививал народу культуру пития красного вина, активно выступая против употребления водки.
Православная Церковь тоже не оставалась в стороне.
Священный Синод Указом от 5 июня 1889 года призывал духовенство «путём живого и ближайшего воздействия на население способствовать к отвлечению его (народа) от питейных заведений и от употребления вина». Духовенство начало организовывать церковно-приходские общества трезвости, которых к 1890 году насчитывалось до 900.
В православные братства и общества в поддержку благочестия и народной трезвости вступали десятки тысяч человек; строились храмы, приюты, больницы и библиотеки. Так, Александро-Невское братство трезвости, лишь в Петербургском своём отделении имевшем около 70 тысяч членов, построило Воскресенскую церковь, школу, приют и многое другое.
Так почему же считается, что именно русские - традиционно пьющая нация? Миф этот, придуманный не нами, продолжает вредить здоровью нации и нашей репутации в мире. Может, пора покончить с ним?
Миф о том, что русские − самая пьющая нация на свете, пожалуй, самый устойчивый. Причём миф, родившийся не в России, почему-то хорошо прижился у нас, став чуть ли не предметом национальной гордости. Наверно, ни один народ не любит так рассказывать о собственном пороке, порой преувеличивая его, как мы. Русское пьянство − излюбленная тема для анекдотов и отечественных кинокомедий. Говорить о традиции русского пьянства стало чуть ли не признаком хорошего тона.
"Пьяная испокон века Россия", как её любят представлять на Западе, в начале XX века по количеству выпитых вёдер водки скромно стояла в хвосте ведущих держав Европы и CШA, занимая десятое место:
• Франция - 4,76;
• Бельгия - 2,49;
• Англия - 2,05;
• Германия - 1,87;
• Италия - 1,87;
• Австро-Венгрия - 1,76;
• США - 1,43;
• Швеция - 0,71;
• Россия - 0,53.
По данным статистики, сегодня больше всего пьют (от 10 до 12 литров алкоголя на душу населения) в Ирландии, Португалии, Франции, Германии, Чехии и Румынии. В России, по официальным и неофициальным данным, потребление алкоголя составило 8,6 литра.
Сотрудники издания World Drink Trends, пишущего на околоалкогольные темы, занимаются тем, что подсчитывают количество галлонов, пинт и литров, потребляемых гражданами разных стран мира. Затем данные систематизируются и публикуются в виде графиков, схем и таблиц на страницах ежегодника. Так вот, согласно WDT, Россия в рейтинге пьянства занимает всего-то 19 место.
Но, как видится нам, это обманчиво, "статистики" Эрэфии на основании этих данных и вовсе утверждают, что такой проблемы нет. Заведомо умалчивая факты, о масштабах которых можно только догадываться, а именно: огромный рынок "Черной водки", самогоноварение, употребление в качестве пития различных жидкостей бытового предназначения, технический спирт и т.д. Чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть из окна.
Так как же вышло, что русский народ пристрастился к «зеленому змию»?
А вышло это благодаря целенаправленной политике террора государства, начавшегося с трагического 1917 года. Когда жидобольшевицкая Система объявила о тотальном терроре и войне против русского населения.
В большинство сельских советов первоначально выбирали мужиков хозяйственных − кто поумнее, да потолковее. Такое, понятно, большевикам не подходило. В деревнях начали насаждать пришлую власть − "комитеты бедноты" и голытьбу. А откуда в деревне голытьба? Кто от своей бесхозяйственности разорился, у кого голова не варит, и кто пристрастился к вину. Вся эта завистливая дрянь и стала "активом", а настоящих, крепких хозяев объявили "кулаками и мироедами", натравливая на них босяков как новую опору власти на селе. В деревню внесли раскол. Плюс город натравливали на деревню. Из рабочих, голодающих от развала хозяйства, создаются продотряды. Задача их простая – иди и грабь. Крестьянин – враг, потому что у него есть хлеб, которого в городе нет, а привозить его в город крестьянину запрещают.
В итоге, с таким подходом к труду, отменой частной собственности, уничтожением всех передовых и здравомыслящих людей, перед крестьянином ясно встал вопрос – быть уничтоженным или стать "как все", т. е. пьяным совковским быдлом. То, что было чье-то, вдруг стало как бы "ничье" (якобы общее, а на деле принадлежавшее преступной большевицкой "элите"), отсюда и голод, царивший во времена Первой Гражданской на территории Эрэфии, в то время как на территориях подконтрольным белым было все даже шоколад. В промышленности происходило то же.
Но даже в этих условия были люди нежелающие пить, на селе было много попыток борьбы с насаждавшимся сверху пьянством для того, чтобы выкачать из населения оставшиеся средства, чтобы лишить способности думать, анализировать обстановку. Сопротивляясь этому, крестьяне организовывали общества трезвости, просили закрыть кабаки, на что большевицкое правительство отвечало расстрелами. Пьянство насаждалось централизовано и повсеместно, т. к. пьяным стадом легко управлять, контролировать его сознание.
Апогеем всего этого несомненно была Вторая Гражданская, бесстыдно именуемая "Великой Отечественной", когда русских, дьявольски-ложной пропагандой натравливали на своих сограждан, сражавшихся плечом к плечу с братским немецким народом, за освобождение своей Родины. Знаменитые "100 наркомовских грамм" и иди Ваня с топором на танки, ни о чем не думай − вот расчет "отцов командиров"!
Эта "стратегия" хорошо показала себя в послевоенные годы, когда люди, с искалеченной войной психикой, пристрастившись к спирту, увидевшие нормальную жизнь в Европе, сравнив ее с "Социалистическим раем", начинали пить еще больше! Вот еще одна цена заплаченная русским народом во имя жидовской "Победы"!
Третья волна прокатилась после распада СССР (события, безусловно, радостного), но пить народ начал не от радости, а от неумения думать, которое ему привили за годы коммунистической тирании, от того, что хоть СССР со своими "дотационными республиками" развалился и большевики потеряли свою былую власть, но всё же удержать её сумели.
То, что большевики, т. е. костяк большевицкой бюрократической номенклатуры в союзе с чекистами, потеряли власть – очередной исторический миф, достаточно подробно изучить биографии современной "элиты". Просто они более не смогли удерживать свой СССР и были вынуждены пойти на его распад, а также "рыночные реформы", чтобы наверстать упущенное и инкорпорироваться в мировую элиту. Для этого они поделили между собой де-юре всё то, что давным-давно отняли у русского народа и что и так де-факто принадлежало им, делёж происходил буквально по номенклатурным спискам, лишних и слабых "из своих" просто выкинули за борт. Что касается нынешних поцреотов-коммунистов, то это всего-навсего новодел. Власть сама пошла на всё это, "революция" происходила сверху, это даже наши дебильные "свидетели СССР" признают, но почему-то не понимают всей глубины произошедшего, обвиняя во всём США, Запад, масонов, зелёных человечков, которые, мол, подкупили Горбачёва и Ельцина, даже нацистов умудряются приплести (мол, сидели где-то там и ждали реванша, чтобы неким потаённым образом развалить милый сердцу совка СССР). Разумеется, участие "конкурентных держав" в развале этой дохлятины нельзя отрицать, но если бы этому не предшествовала вся антирусская политика большевиков, каковая не прекращалась с момента прихода их к власти, никакого распада бы не было.
Первоначально русские люди действительно радовались, ветераны Второй Гражданской, воевавшие когда-то на стороне большевиков, гордо поднимали "власовский" Флаг (который позднее большевики были вынуждены объявить государственным флагом, при этом сохранив собственные символы – пентаграммы на кремлёвских башнях и зиккурат с терафимом, т. е. мумией своего первого вождя; надо же было сделать вид, что власть сменилась) и участвовали в разрушении большевицких идолов. Народ думал, что власть действительно сменилась, надеялся и верил, но затем начались "шоковые терапии", "чёрные понедельники, вторники, среды, четверги, пятницы, субботы, воскресения" и прочие радости "новой жизни", подаренной большевиками.
Народ начал пить от безысходности и неопределенности завтрашнего дня. Как грибы после дождя росли кабаки, на улицах появилась "шмаль", изо всех щелей повылезали "народные предсказатели, бабки-целительницы и гипнотизеры", люди не хотели знать что происходит, не хотели искать дороги к вечному, к истинному пути. Вместо этого они заряжали банки у телевизоров, искали куска хлеба, не думая о хлебе духовном.
В нынешнее время положение существенно не изменилось. Русских по-прежнему губят спиртным, наркотиками, порнографией, превращая в безропотных "россиян", рассуждая при этом о патриотизме, величии России. Система не очень в этом изобретательна, но как видно, старые средства эффективны, а мы очень порочны и слабы, чтобы искоренить это зло.
Определенные попытки у части русской молодежи все-таки есть, но безбожные власти неустанно называют этих парней "фашистами". Как большевики называли "контрреволюционерами" и крестьянские общества здорового образа жизни.
Ну, а как же иначе? Ведь кроме нас этому действительно некому заняться. Власти принимают множество неадекватных программ по борьбе с пьянством, но результат один – тотальный "русский холокост"… Пить меньше не стали, т. к. Системе это выгодно, она имеет баснословные суммы с алкогольной монополии. Про спорт (альтернативу), можно и вовсе забыть, т. к. цены делают его недоступным, ведь за месячный абонемент можно напиться дешевой водкой раз двести. Власти писают на пожар, всерьез утверждая, что тушат его.
Соратники, наши идеалы высоки. Но отвечает ли наш образ жизни тем устремлениям, к которым мы идем? Мы элита нашего народа, ее будущее, наши тела уже не принадлежат нам, они собственность Бога и нашего народа. Можно обмануть кого угодно, но себя не обманешь, брось пить, займись делом. Здоровый, сильный и трезвый ты опасен, опасен Системе, ты математический сбой в ее процессоре. Современная Россияния напоминает заспиртованного в банке младенца-дауна, таковы ее дети. Нам же нужна сильная Русь, светлый и хороший дом для наших здоровых детей. Изменяя себя − изменяешь будущее! Россия умирает – Новая Русь грядет!
Комментарии