Гламур победы против народной правды о войне
На модерации
Отложенный
Победа 9 Мая является непререкаемой национальной ценностью, духовной основой консолидации российского общества. Но консолидация происходит только в том случае, если мы говорим правду о войне, какой бы она ни была. Чрезвычайно важно делать акцент на героизме советских людей, на их самоотверженности. Даже Сталин вынужден был признать, что, если бы не великодушие народа, который простил руководству страны все его просчёты и страшные поражения 1941-1942 годов, история могла бы развиваться по-иному. Я имею в виду слова Сталина, произнесённые им во время празднования Победы в мае 1945 года: «Иной народ, - заявил тогда вождь, - мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой» (Сталин И. В. Сочинения. Т. 15, с. 228).
Цена триумфа
Cлово «великий» уместно, когда мы говорим об уникальном самопожертвовании советских людей. Но рядом с ужасающей цифрой наших потерь словосочетание «великая Победа», наверное, выглядит как-то странно. СССР потерял 27 миллионов людей - ровно половину из того, что потеряли все воюющие страны на всех фронтах! И совсем неслучайно после войны Сталин не праздновал День Победы, было очень мало славословий в её честь. Тогда ещё были живы те, кто пришёл с фронтов Великой Отечественной, кто уцелел и знал страшную окопную правду о той войне. Та самая народная правда, которую воспели и Александр Твардовский, и Виктор Некрасов, а позже Василь Быков и Виктор Астафьев, была очень созвучна народному восприятию и самой победы, и заплаченной за неё цены. Несколько лет назад последний, на мой взгляд, из великих советских писателей Валентин Распутин сказал, что нынешняя умирающая русская деревня является не только следствием сталинской коллективизации, сталинского голодомора, но и расплатой за победу русского солдата. По моему глубокому убеждению, только в стране, где жизнь человеческая ничего не стоит, могут забывать об апокалиптических потерях СССР и говорить о триумфе 1945 года как о «великой» Победе. Да, она трудная, исторически важная, судьбоносная, но не великая в точном смысле этого слова!
Миллионы против
Когда правительство Москвы планирует разместить на улицах столицы плакаты с изображением вождя, оно вольно или невольно превращает победу из фактора консолидации в фактор раскола. Мэр Москвы Юрий Лужков уверяет, что пошёл на этот шаг во имя исторической правды, - мол, никуда не уйдёшь от того факта, что Сталин был организатором разгрома Германии. Но если быть исторически достоверным, то следует показывать роль Сталина на всех этапах той страшной войны.
Рассказывать и о негативных последствиях уничтожения командования Красной армии накануне вторжения гитлеровцев, и о том, что никакого внезапного нападения не было, что всё это ложь, что Сталин просто не хотел объявлять мобилизацию, когда немецкая армада уже стояла у нашей границы… Историческую правду можно осветить в музее Великой Отечественной войны, рассказать и о первых днях войны, о поражениях тех дней и о победах, действительно совершённых под руководством Сталина. Тогда это будет правда! А когда вы вывешиваете на улице плакат с профилем генералиссимуса, то это пиар, политическая агитка, которая, кроме вреда, ничего не приносит.
Если бы мы могли спросить те миллионы солдат, что лежат в сырой земле во многом по вине Сталина, из-за его ошибок и просчётов, хотели бы они, чтобы сегодня на празднике красовались его портреты? Хотели бы миллионы бойцов, оказавшихся в начале войны в немецком плену и погибших от голода, чтобы мы сегодня славили их Верховного главнокомандующего? Наверное, ответ был бы отрицательным.
Но не хотят этого и многие участники войны, которые, к счастью, дожили до 65-летия Победы и которых я лично знаю. Инициативу с плакатами Сталина не поддерживают потомки миллионов советских людей, ставших жертвами сталинских репрессий. Вспоминая о Сталине как об организаторе победы, нельзя не вспомнить, что при его режиме было совершено множество преступлений и на территории СССР, и на территории стран Восточной Европы. Заново возвеличивая вождя, нынешние власти, сами того не понимая, провоцируют центробежные настроения, морально оправдывают борьбу некоторых потомков тех, кого Сталин зимой 1944 года выселял с Северного Кавказа в вагонах для скота, обрекая многих детей и стариков на смерть. Зачем помогать эмиссарам «Аль-Каиды» вербовать кавказскую молодёжь в ряды вооружённого подполья? Я уж не говорю о том, что инициативы столичных властей наносят урон престижу новой, демократической России, ибо для современной Европы Сталин - один из величайших преступников в истории ХХ века.
Проблема, конечно, не в руководстве Москвы. Его во многом непродуманные и провокационные решения отражают общий моральный кризис в обществе. Нам надо научиться сочетать любовь к своей стране с нравственным подходом. Понимать, что рассказ о Победе 9 мая 1945 года без рассказа о той страшной цене, которая была за неё заплачена, не сеет ни патриотизма, ни ума, ни добра. Подлинная любовь к Родине невозможна без открытой, работающей души, без нравственного сопереживания. Иначе будет то, что у нас есть, - гламур победы, на котором различного рода политики пытаются нажить политический капитал.
Комментарии
Семен Гудзенко
МОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -
только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордится сыны.
Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?
Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-
у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.
Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,
и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.
Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.
Разве горю такому помогут рыданья живых?
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели
приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.
Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-
это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.
А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,
все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-
пусть нам пива наварят и мяса нажарят к обеду,
чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.
Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,
матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.
Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -
все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.
1945
Михаил Анчаров
В германской дальней стороне
Увял великий бой.
Идет по выжженной стерне
Солдат передовой.
Конец войны. Река, ворча,
Катает голыши;
И трупы синие торчат,
Вцепившись в камыши.
И ветер падалью пропах,
Хитер и вороват.
И охряные черепа
Смеяться норовят.
Лежит, как тяжкое бревно,
Вонючая жара.
Земля устала - ей давно
Уж отдохнуть пора.
И вот на берегу реки
И на краю земли
Присел солдат. И пауки
Попрятались в пыли.
И прежде чем большие дни
Идти в обратный путь,
Мечта измученная с ним
Присела отдохнуть.
И он увидел, как во сне,
Такую благодать,
Что тем, кто не был на войне,
Вовек не увидать.
Он у ворот. Он здесь. Пора.
Вошел не горячась.
И все мальчишки со двора
Сбегаются встречать.
Друзья кричат ему: "Привет!" -
И машут из окна.
Глядят на пыльный пистолет,
Глядят на ордена.
Потом он будет целовать
Жену, отца и мать.
Он будет сутки пировать
И трое суток спать.
ПОБЕДИТЕЛЯМ
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!
29 февраля 1944
Это и есть Великая победа в Отечественной войне. За неё они и шли на смерть - и Вам уже ничего не переписать в этой истории.
И плевать нам, что думает об этом современная Европа, пока по улицами столиц членов ЕС маршируют эсэсовцы
От мусора войны:
Поля, обозами пыля,
О ней забыть должны.
Заставит солнце круглый год
Сиять на небесах,
И лед растает от забот
На старых полюсах.
Навек покончивши с войной
(И это будет в срок),
Он перепашет шар земной
И вдоль и поперек.
И вспомнит он, как видел сны
Здесь, у чужой реки;
Как пережил он три войны
Рассудку вопреки.
1946
Маршировка эсэсовцев в 21-м веке не менее отвратительна, чем маршировка "ветеранов" НКВД отсиживавшихся в тылу и сейчас поднявших голову. Естественно после того как большинства фронтовиков уже нет в живых. Пока те были живы, они себе такого не позволяли.
Не знаю, что Вам такого известно. А Ахматова писала просто и ясно :
Анна Ахматова
МУЖЕСТВО
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
23 февраля 1942
И никакого противопоставления народа и власти - во время освободительной войны такое позволяют себе только предатели. И опубликовала она это, кстати, в "Правде".
То, что власть иногда использовала её талант - ровным счётом ничего не меняет. Если вы прочьтёте её дневники, вы поймёте разницу.
То, что власть их использовала в своих целях - это от поэта ни как не зависело.
Так же ка и то, что власть потом сделала с поэтом, когда необходимость в нём отпала.
Цель у Ахматовой, этих Ванек и Сталина в этот момент была одна
О ней же писал и Арсений Тарковский:
Вы нашей земли не считаете раем,
А краем пшеничным, чужим караваем.
Штыком вы отрезали лучшую треть.
Мы намертво знаем, за что умираем:
Мы землю родную у вас отбираем,
А вам — за ворованный хлеб — умереть.
И Кульчицкий:
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.
И Коган:
И, задохнувшись "Интернационалом",
Упасть лицом на высохшие травы.
И уж не встать, и не попасть в анналы,
И даже близким славы не сыскать.
И недавний зэк Заболоцкий:
И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка,—
Встанет утро победы торжественной
На века.
Победитель
Вы помните еще ту сухость в горле,
Когда, бряцая голой силой зла,
Навстречу нам горланили и перли
И осень шагом испытаний шла?
Но правота была такой оградой,
Которой уступал любой доспех.
Все воплотила участь ленинграда.
Стеной стоял он на глазах у всех.
И вот пришло заветное мгновенье:
Он разорвал осадное кольцо.
И целый мир, столпившись в отдаленьи,
B восторге смотрит на его лицо.
Как он велик! Какой бессмертный жребий!
Как входит в цепь легенд его звено!
Все, что возможно на земле и небе,
Им вынесено и совершено.
Вы можете, конечно, пытаться расщепить это "мы". Но реальность сопротивляется такому насилию над ней.
Так же как называние пехоты советской никакого отношения к советской власти не имеет.
Страна называлась Советский Союз и всё что в ней было называлось советским. Вы разве не обратили внимания?
По поводу целей Ванек с целями Сталина - они пересекались как подмножества, но не совпадали. Ваньки воевали за свою родину, за свои семьи, за своих детей. Иногда шли в атаку, чтобы не получить пулю сзади. По разному бывало. Из цель была победить захватчиков и выжить самим.
Сталин был озабочен совсем другим - сохранением режима и себя родного во главе этого режима.
Потому его генералы по его приказу и бросали ванек на пулемёты, когда можно было их окружить и отрезать - мол бабы ещё нарожают. Потому и цена их жизни для сталинских соколов была ничто. Потому после войны и пропустили два миллиона фронтовиков через лагеря - чтобы подавить их дух после победы, чтобы не зазнавались и не считали себя спасителями отечества, а знали своё место. Потому и собрали всех инвалидов-фронтовиков из больших городов да и отправили на Соловки - чтобы картину счастливой жизни советского народа
Сталин сохранил свой режим на крови этих ванек, а пом их же и придавил опять.
Разве это можно назвать одними и теми же целями?
P.S. Вместо "ванек" я предпочитаю "егоров". Просто потому что так завали моего деда, который через всю эту мясорубку прошёл по полной.
http://tapirr.narod.ru/texts/history/20/nikulin_vojna.htm
http://www.belousenko.com/books/nikulin/nikulin_vojna.htm
Очень прочищает, знаете ли мозги от советско-сталинской пропаганды.
Для справки:
Н.Н.Никулин (1923-2009) - Ученик и коллега выдающихся искусствоведов - Н.Н.Пунина, В.Ф.Левинсона-Лессинга, М.В.Доброклонского и других, он сам воспитал не одно поколение эрмитажных исследователей, многие годы возглавляя кафедру зарубежного искусства в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.
Рукопись этой книги более 30 лет пролежала в столе автора, который не предполагал ее публиковать. Попав прямо со школьной скамьи на самые кровавые участки Ленинградского и Волховского фронтов и дойдя вплоть до Берлина, он чудом остался жив.
ОСВОБОЖДЕННАЯ
Чистый ветер ели колышет,
Чистый снег заметает поля.
Больше вражьего шага не слышит,
Отдыхает моя земля.
1945
Отдыхает освобождённая и чистая - а не стонет под пятой тирана Сталина. Так что не надо пытаться приватизировать Ахматову. У неё для таких, как Вы, поучающих издалека что и как должны были тогда делать и думать люди, была прекрасная фраза; "Вас здесь не стояло!"
Слово "русские" в тот момент совсем не было табу, хотела бы - написала "русская" или хотя бы "наша". А она пишет именн "советская".
- На каких могилах? Они живы и здоровы. Если хотите, можем устроить встречу.
И такая встреча действительно состоялась в Красной гостиной Дома писателя имени Маяковского. Тут стало ясно, что английских студентов кто-то подготовил. Один из них, обращаясь к Зощенко по-русски, спросил:
- Как вы относитесь к постановлению ЦК по журналам "Звезда" и "Ленинград"?
И вот на этой-то ненужной встрече Михаил Михайлович сорвался, не сдержав обиды:
- Я не признаю постановления, в котором обо мне говорится как о пошляке и хулигане. Весь мир знает меня другим. Я честный писатель.
Такой же вопрос, но уже другим студентом, был задан и Анне Андреевне. Она несколько располнела, не походила на свои ранние портреты, но сохранила величавую осанку и голову держала гордо.
С высокомерием королевы, едва взглянув на иностранных юнцов, поэтесса как бы сквозь зубы процедила:
- Я согласна с постановлением. В своих внутренних отношениях мы разберемся без постороннего вмешательства. В сочувствии не нуждаюсь
Но Вы можете попытаться представить себе заградотряд в воздушном или танковом сражении:)
Во время войны цели у самых разных людей у нас в стране (и даже у бОльшей части эмиграции) были одинаковые. А после войны вновь у части народа разошлись с властью.
Просто слова другого не было. Страна так называлась.
Не народ разошёлся с властью, а власть разошлась с народом. Точнее опять подмяла его под себя.
Почитайте воспоминания ветеранов-фронтовиков - офицеров и солдат - о тех временах. О том, как их давили отсиживавшиеся в тылу НКВДшники. Прочтите Приказ Министра Вооруженных сил Союза ССР от 9 июня 1946 г.№ 009 за подписью Министра Вооруженных сил Союза ССР Генералиссимуса Советского Союза И.В. Сталина.
Вам понравится.
Если вам ещё нет, вспомните времена, когда вас учили математике и попытайтесь себе ответить на один вопрос " Зачем".
Кому и зачем это было нужно после войны и кто это делал? И кто с кем разошёлся?
И на вас снизойдёт озарение. Может быть.
Про то, как вывозили с рынков нищих инвалидов, мне рассказывали родители - без востогра, но и без особого осуждения, (что для них не харатерно) . Тех инвалидов, кто работал или учился, никуда не высылали. Не трогали даже "спекулянтов"-инвалидов. А профессиональные нищие, действительно, картину портили.
Да и мемуары я читала разные. Так что ни чего нового в правдивых мемуарах о войне я уже не вычитаю.
Не будете же Вы утверждать, что про ветеранов я не вправе судить по своим, а не Вашим впечатлениям???
Так что ещё раз - поищите себе другой объект для поучений. Ваших знаний явно не хватает для того, чтобы меня чем-то удивить.
Справедливости ради, среди осуждённых фронтовиков, наверняка, преобладали уголовники (как и вообще среди заключённых того времен), часть которых очень неплохо воевала, но после войны вернулась к привычным занятиям - про "Сучьи войны" читали?
Кстати, в США тоже очень большая часть ветеранов Вьетнама оказалась в тюрьме - как и у нас "афганцев"
Но я в детстве помогал ветеранам и видел как доживают защитники отечества. И 40 лет после войны мне говорили что "зато мы войну выиграли". А потом мне пришлось увидеть, как живут те, кто войну проиграли. Это породило вопросы и я попытался найти на них ответы пользуясь не пропагандой, а логикой. Читая разные мемуары и сопоставляя их.
Конечно вы вправе иметь на этот счёт своё мнение, так же как я имею своё.
И я так же имею право высказывать своё мнение в дискуссионном клубе, как и вы. Для этого дискуссионные клубы и существуют.
Поражаюсь глубине вашего анализа.
P.S. А меня "здесь стояло" и стоять будет. Это такая же земля моих предков, как и ваших. И политая их кровью тоже.
А тех инвалидов-фронтовиков, которые стали инвалидами защищая родину и не могли работать или спекулировать?
Их значит можно в пыль растереть? Они своё дело сделали и больше не нужны?
Кузнецов "Валаамская тетрадь".
”...ночью органы провели облаву, собрали всех киевских инвалидов и эшелонами отправили их на Соловки. Без вины, без суда и следствия. Чтобы они своим видом не «смущали» граждан. Мне кажется, что инвалиды прежде всего вызывали злость у тех, кто действительно пересидел войну в штабах. Ходили слухи, что акцию эту организовал лично Жуков. Инвалидов вывезли не только из Киева, их вывезли из всех крупных городов СССР. «Зачистили» страну. Рассказывали, что инвалиды пытались сопротивляться, бросались на рельсы. Но их поднимали и везли. «Вывезли» даже «самоваров» — людей без рук и без ног. На Соловках их иногда выносили подышать свежим воздухом и подвешивали на веревках на деревьях. Иногда забывали и они замерзали. Это были в основном 20-летние ребята.»
http://gidepark.ru/post/article/index/id/46027
По поводу ветеранов Вьетнама и Афгана. И среди тех и среди других было много вернувшихся инвалидами. Если не физически, то психически - убивая других людей, особенно мирных, почти невозможно сохранить психику нормальной. И среди тех и среди других хватало и хватает преступников - по понятным причинам. Но не все из них преступники. Некоторым удалось через это перешагнуть и продолжать жить.
Но ни в Америке ни у нас их не гребли под одну гребёнку и не отправляли в лагеря. Тех, кто совершал преступления - судили.
Тех кто нет - нет. Поэтому к ситуации с фронтовиками ВОВ это сравнение не годится.
Если она конечно там есть.
Это и заметно. А теперь Вы стали жертвой контрпропаганды и по-прежнему считаете свой набор штампов истиной в последней инстанции.
Я же никогда жертвой пропаганды не была. Я росла в семье, где с ребёнком принято честно говорить обо всём, о войне - в том числе, моя семья, как я Вам уже писала, была, как это принято у русской интеллигенции, настроена оппозиционно к советскому режиму (как до этого - к царскому).
Вы имеете право на своё мнение и на его изложение - но в приличном обществе не принято поучать собеседников тоном ментора и считать, что есть две точки зрения (Ваша и неправильная). В Вашем случае это особенно нелепо, так как в качестве фактов, которые должны заставить меня задуматься, Вы выкладываете то, что я знаю больше 40 лет - с раннего детства. И что опубликовано и пережёвано многие тысячи раз - начиная с 20 съезда, а уж в 90-х об этом писали все, кому не лень.
Насчёт инвалидов и Соловков Вы загнули, там всё же после войны была не тюрьма, а дом инвалидов (далеко не единственный). Тут либеральная пропаганда играет на ассоциациях со СЛОН, который ЕМНИС перестал существовать задолго до войны.
"Мало того, что она теперь защищает тиранов и убийц собственного народа, она ещё и способствует оболваниванию молодёжи, помогая тем самым нынешнему авторитарно-воровскому режиму держать народ в узде на долгие годы. Поливая грязью демократические страны и либеральные ценности человечества и убеждая молодёжь, что нет у нас альтернативы рабству"
"Куда мы катимся, что стало с русской интеллигенцией!" - воскликнул я я ещё раз.
Потом хлопнул себя по лбу "Как что стало, неужели ты забыл: покинула она Россию - отпыла она на параходе, вышла она по этапам в лагеря, а та, что осталась, спряталась на кухнях демонстрировать свой либерализм - шёпотом, а днём за кусок хлеба с маслом пошла служить режиму верой и правдой. И потомству своему передала на генном уговне страх и раболепное преклонение перед сильной рукой." Вспомнил Эрнбурга, Толстого-советского, Михалковых. Вспомнил Пастернака и грустно стало от таких мыслей.
Поздравляю. Вам почти удалось испортить мой день.
Почти, потому что вспомнил Тарковского, оставшегося в живых Стругацкого, Афанасьева, Шевчука и подумал - "Может не всё
Не могу ни найти, не вспомнить.
Лет 10 назад они чаще склонялись к клнфликтной парадигме (что интересы и ценности разных групп общества различны и иногда антагонистичны). Меня это радует.
И, кстати, Победа для них - важный фактор консолидации.
потерявших страну,за которую они погибли.
Уважаемая Елена Попова, Вы предварили стихи поэтов тех времен фразой, которая выглядит как протест против высказываний Ципко. Но простите, я не нашел в этих стихах (и Анчарова тоже) ни слова, противоречащего сказанному? Стихи эти я ценю больше, чем все работы Ципко вместе взятые, но здесь они выглядят как адекватные иллюстрации к тексту. Уговариваю себя, что это недоразумение, но не очень получается. Хотя возможно, Вы просто текста не читали?
Вы это прочли: Стихи эти я ценю больше, чем все работы Ципко вместе взятые, но здесь они выглядят как...?
Игорь Быков!
Вы только это заметили: "Я уж не говорю о том, что инициативы столичных властей наносят урон престижу..."
А вот это
"я уж НЕ ГОВОРЮ о том, что..."
пропустили?
Стоит человеку намекнуть, что есть и другие аспекты проблемы, о которых говорить не будет, как тут же взвиваются кострами синие мозги. Он же слово ЕВРОПА без твою-мать упомянул! Русофоб, антисталинист, гад ползучий... Мгновенная реакция на знакомые ключевые слова: Тяф-тяф. И не стыдно?
Ципко с Ивановым пытаются убедить нас, что мы не знаем цену, уплаченную за Победу - и что то, что эта цена велика, принижает Победу:
"По моему глубокому убеждению, только в стране, где жизнь человеческая ничего не стоит, могут забывать об апокалиптических потерях СССР и говорить о триумфе 1945 года как о «великой» Победе. Да, она трудная, исторически важная, судьбоносная, но не великая в точном смысле этого слова!"
При этом ещё и утверждают, что говорят от имени не доживших до наших дней участников событий
Я привела стихи того времени, где дана оценка из того времени - и потерь, и самой Победы:
«Жизнь свою за други своя»
Это явно контрастируют с потоком сознания этих господ.
"Ципко с Ивановым пытаются убедить нас, что мы не знаем цену, уплаченную за Победу". Это, простите, неверное прочтение. Или манипуляция глаголами. Вряд ли кто-нибудь сейчас (из взрослых) не знает, даже если очень не хочет знать. Глаголы у Ципко другие: признавать, помнить, не забывать, не уходить от факта. Согласитесь, что это совсем другое. Факт был. Его можно умалчивать, о нем можно кричать (на мой взгляд оба варианты плохи) и его можно учитывать, не делать вид, что его не было. При всем моем неприятии Ципко (ну не люблю, по-человечески) в этом я с ним согласен. Победы над фашизмом нас всех объединяет. Это был наш общий враг. И между прочим, общий и со всем цивилизованным человечеством, миром (война была мировой!) Но главное: объединяет НАС всех, со всеми нашими разногласиями и разномифностями. Мир нам нужен, общность, даже с такими, как Ципко. Народ у нас один. Родина у нас одна. И нельзя этот праздник единства превращать в повод для сражений между нами. Это аморально.
"По глубокому убеждению" Ципко, эту победу нельзя считать великой. Не вписывается она у него по каким-то параметрам в его классификацию. По ВАШЕМУ глубокому убеждению, это не так. По МОЕМУ - это не эдак (хотя в этом я с Вами солидарен). Но я к тому, что это значит всего лишь, что у разных людей - разные мнения, убеждения. Ну Вы же умный человек, Вы же понимаете, что разнообразие мыслей - это достоинство, а не недостаток народа. "Из разных мнений соткан мир, и цвет его не серый".
Следует ли из текста, что он "пытается убедить нас"? И да, и нет. Он ведь тоже не дурак и знает, что переубедить убеждения невозможно. Это на уровне веры. В чем же он пытается убедить? Всего лишь в том, что ОН прав. В основательности своих аргументов, в корректности своих рассуждений, в логичности ЕГО выводов. Но разве не делаем мы все то же самое? И разве трудно нам проходить мимо иных мнений? Так может лучше спорить с аргументами, а не с человеком? Оспаривают ведь мнения, с человеком - другие глаголы.
О мертвых аут бене аут нихил. О героях - бене, о негероях - нихил. В стихах фронтовиков нет противопоставления властям. О них нихил. И это их приговор.
Иисусом сказано другое: "Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя"(Ин. 15.13)
Я помню, что Вы агностик, и слова Иисуса для Вас не безусловная истина, поэтому в голову не придет предлагать Вам сказанное, как непреложную инструкцию. Просто сравните эти разные утверждения. У них разные смыслы, разные направленности. К тому же первую чаще всего используют для оправдания смерти ДРУГИХ, не своя жизнь за други своя полагается в таких случаях, а чужая. Т.е. мало того, что это оправдывает месть (а не наказание), но это еще и ложь.
Положить ДУШУ свою - включает в себя и ЖИЗНЬ, и все остальное. И это ради любви, а не ради мести. Созидательное начало, а не уравнительное око за око, жизнь за жизнь.
Автор равняется на мнение Европы, у него нет своего
Скромнее надо быть в желаниях. Дай им волю, они и подводные лодки на Красную площадь вытащат.
Не представляю, что будет с этим днём, когда не останется ни одного ветерана.
Это, между прочим, из официальной советской песни (она была впервые исполнена на концерте в юбилей Победы - как и песня Окуджавы "Бери шинель, идем домой"). И Минуту молчания в День Победы никто не отменял.
Так что весь этот пафос что мы не помним цены Победы - демагогия. Хорошо помним.
"Просто Вы дверь перепутали, улицу, город и век".