Гламур победы против народной правды о войне

На модерации Отложенный

Победа 9 Мая является непререкаемой национальной ценностью, духовной основой консолидации российского общества. Но консолидация происходит только в том случае, если мы говорим правду о войне, какой бы она ни была. Чрезвычайно важно делать акцент на героизме советских людей, на их самоотверженности. Даже Сталин вынужден был признать, что, если бы не великодушие народа, который простил руководству страны все его просчёты и страшные поражения 1941-1942 годов, история могла бы развиваться по-иному. Я имею в виду слова Сталина, произнесённые им во время празднования Победы в мае 1945 года: «Иной народ, - заявил тогда вождь, - мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой» (Сталин И. В. Сочинения. Т. 15, с. 228).

Цена триумфа

Cлово «великий» уместно, когда мы говорим об уникальном самопожертвовании советских людей. Но рядом с ужасающей цифрой наших потерь словосочетание «великая Победа», наверное, выглядит как-то странно. СССР потерял 27 миллионов людей - ровно половину из того, что потеряли все воюющие страны на всех фронтах! И совсем неслучайно после войны Сталин не праздновал День Победы, было очень мало славословий в её честь. Тогда ещё были живы те, кто пришёл с фронтов Великой Отечественной, кто уцелел и знал страшную окопную правду о той войне. Та самая народная правда, которую воспели и Александр Твардовский, и Виктор Некрасов, а позже Василь Быков и Виктор Астафьев, была очень созвучна народному восприятию и самой победы, и заплаченной за неё цены. Несколько лет назад последний, на мой взгляд, из великих советских писателей Валентин Распутин сказал, что нынешняя умирающая русская деревня является не только следствием сталинской коллективизации, сталинского голодомора, но и расплатой за победу русского солдата. По моему глубокому убеждению, только в стране, где жизнь человеческая ничего не стоит, могут забывать об апокалиптических потерях СССР и говорить о триумфе 1945 года как о «великой» Победе. Да, она трудная, исторически важная, судьбоносная, но не великая в точном смысле этого слова!

Миллионы против

Когда правительство Москвы планирует разместить на улицах столицы плакаты с изображением вождя, оно вольно или невольно превращает победу из фактора консолидации в фактор раскола. Мэр Москвы Юрий Лужков уверяет, что пошёл на этот шаг во имя исторической правды, - мол, никуда не уйдёшь от того факта, что Сталин был организатором разгрома Германии. Но если быть исторически достоверным, то следует показывать роль Сталина на всех этапах той страшной войны.

Рассказывать и о негативных последствиях уничтожения командования Красной армии накануне вторжения гитлеровцев, и о том, что никакого внезапного нападения не было, что всё это ложь, что Сталин просто не хотел объявлять мобилизацию, когда немецкая армада уже стояла у нашей границы… Историческую правду можно осветить в музее Великой Отечественной войны, рассказать и о первых днях войны, о поражениях тех дней и о победах, действительно совершённых под руководством Сталина. Тогда это будет правда! А когда вы вывешиваете на улице плакат с профилем генералиссимуса, то это пиар, политическая агитка, которая, кроме вреда, ничего не приносит.

Если бы мы могли спросить те миллионы солдат, что лежат в сырой земле во многом по вине Сталина, из-за его ошибок и просчётов, хотели бы они, чтобы сегодня на празднике красовались его портреты? Хотели бы миллионы бойцов, оказавшихся в начале войны в немецком плену и погибших от голода, чтобы мы сегодня славили их Верховного главнокомандующего? Наверное, ответ был бы отрицательным.

Но не хотят этого и многие участники войны, которые, к счастью, дожили до 65-летия Победы и которых я лично знаю. Инициативу с плакатами Сталина не поддерживают потомки миллионов советских людей, ставших жертвами сталинских репрессий. Вспоминая о Сталине как об организаторе победы, нельзя не вспомнить, что при его режиме было совершено множество преступлений и на территории СССР, и на территории стран Восточной Европы. Заново возвеличивая вождя, нынешние власти, сами того не понимая, провоцируют центробежные настроения, морально оправдывают борьбу некоторых потомков тех, кого Сталин зимой 1944 года выселял с Северного Кавказа в вагонах для скота, обрекая многих детей и стариков на смерть. Зачем помогать эмиссарам «Аль-Каиды» вербовать кавказскую молодёжь в ряды вооружённого подполья? Я уж не говорю о том, что инициативы столичных властей наносят урон престижу новой, демократической России, ибо для современной Европы Сталин - один из величайших преступников в истории ХХ века.

Проблема, конечно, не в руководстве Москвы. Его во многом непродуманные и провокационные решения отражают общий моральный кризис в обществе. Нам надо научиться сочетать любовь к своей стране с нравственным подходом. Понимать, что рассказ о Победе 9 мая 1945 года без рассказа о той страшной цене, которая была за неё заплачена, не сеет ни патриотизма, ни ума, ни добра. Подлинная любовь к Родине невозможна без открытой, работающей души, без нравственного сопереживания. Иначе будет то, что у нас есть, - гламур победы, на котором различного рода политики пытаются нажить политический капитал.