(Блумберг) -- Четверть века назад распад советской империи привел к одному из самых масштабных в истории перераспределений благосостояния. Теперь банкиры готовятся к новому переделу: на смену первому поколению российских капиталистов приходят новые.
Конфиденциальные опросы десятков миллионеров и миллиардеров, проведенные после введения США и Евросоюзом экономических санкций против РФ в прошлом году, показывают, что российские богачи видят для себя мало возможностей передать свои состояния по наследству в рамках законодательства РФ. Большинство из них говорят, что впервые серьезно озаботились вопросом преемственности бизнеса и капиталов.
«Отцы - это заложники своих корпораций, - сказала политолог Алена Леденева из Университетского колледжа Лондона, которая два десятилетия изучает сеть связей в России. - Дети тоже могут предложить себя в качестве заложников. Это вопрос рекрутинга системой, а не вопрос кровной связи. Это будет системное решение, в логике модели власти».
Семейные династии
В результате в ближайшие годы может возрасти число сделок с российскими активами, отмечают в московской инвестиционной компании Phoenix Advisors, которая консультирует частных предпринимателей по вопросам передачи бизнеса и состояний.
Половина участников опроса PricewaterhouseCoopers LLP, результаты которого были опубликованы в 2014 году, сказали, что планируют продать свои активы - доля принявших такое решение более чем вдвое превышает среднемировой показатель. Крупные российские бизнесы «не превратятся в семейные династии», считают более 50 процентов респондентов, принявших участие в исследовании Центра управления благосостоянием и филантропии при Московской школе управления Сколково.
PwC провел опрос среди 2484 руководителей и директоров компаний из 40 стран, в том числе 57 из России. Исследование Сколково базируется на беседах с 39 лидерами российского бизнеса. Центр является частью научно-технологического хаба, запущенного при поддержке премьер-министра Дмитрия Медведева и миллиардеров Виктора Вексельберга и Романа Абрамовича, а также входящих в экспертную группу бизнес-школы Александра Абрамова и Петра Авена.
Представитель Путина Дмитрий Песков не ответил на просьбу о комментарии.
Дорогостоящая проблема
Перед богатейшими людьми РФ встает дорогостоящая проблема. Согласно ежедневно обновляемому индексу Bloomberg Billionaires, в который входят 400 самых состоятельных людей мира, 22 российских миллиардера в общей сложности контролируют активы примерно на $200 миллиардов, и более половины этой суммы -- $115 миллиардов -- приходится на частные или публичные компании, работающие в РФ.
Проблема, с которой они столкнулись, характерна для специфической формы отечественного капитализма. Династическая традиция передачи состояний в России оборвалась с приходом к власти большевиков почти сто лет назад, а в постсоветской экономике, которая формировалась при президенте Владимире Путине, предпочтение отдается личным связям и соблюдению зачастую неписанных правил.
Влиятельные связи
«Сочетание стареющего поколения предпринимателей и тенденции выходить из бизнеса, а не передавать его семье - это специфическая особенность российского рынка», - сказал Илья Соларев из UBS Wealth Management, которая управляет активами частных состоятельных клиентов почти на $500 миллиардов.
В итоге подавляющему большинству состоятельных россиян годами или даже десятилетиями приходилось выстраивать связи с разными представителями власти -- от членов парламента и налоговиков до регуляторов и других собственников. «Эти связи не могут быть автоматически переданы следующему поколению, поскольку выступают в роли нематериальных форм капитала, что также ограничивает возможности для формирования предпринимательских династий», - говорится в докладе центра Сколково.
«Основное - правоприменение, - приводятся в исследовании слова одного из респондентов. - Зачем зарабатывать еще один миллиард, если отнимут первый?»
В других странах дело обстоит иначе: там процесс передачи состояний по наследству уже долгие годы защищает правовая база. Треть из 400 миллиардеров в индексе Блумберг унаследовали свои капиталы. Среди 125 американских миллиардеров в этом рейтинге 25 процентов получили состояние по наследству, а в Европе половина от 106 крупнейших состояний была передана по наследству хотя бы раз.
В отсутствие столь же развитой правовой базы в России по меньшей мере двое из богатейших людей страны все же пытаются передать доставшиеся нелегкой ценой капиталы своим наследникам, в том числе Андрей Гурьев, который назначил сына главой своего основного бизнеса.
Политические последствия
Бывший партнер Михаила Ходорковского, некогда самого богатого человека в РФ, Гурьев помог превратить ОАО «Фосагро» в крупнейшего европейского производителя фосфорных удобрений. Более 10 лет миллиардер являлся членом Совета федерации РФ.
Состояние Гурьева оценивается в $4,5 миллиарда. Ходорковский, бывший основной владелец НК «Юкос», в 2005 году был обвинен в уклонении от уплаты налогов, отмывании средств и хищении нефти. Ходорковский настаивает на своей невиновности, заявляя, что обвинения против него стали местью за финансирование политических партий, находившихся в оппозиции к Путину. Правительство отрицает эти заявления. Ходорковский провел 10 лет в тюрьме и теперь проживает в изгнании в Швейцарии.
Гурьев отказался от комментариев. Ходорковский через представителя Ольгу Писпанен отказался от комментариев.
Передача контроля
В 2013 году Гурьев ушел из политики на фоне обсуждения в руководстве страны курса на национализацию элит и передал контроль над торгующейся в Лондоне компанией своему сыну, Андрею Гурьеву-младшему, назначив его генеральным директором Фосагро. Чтобы обеспечить плавный переход, 55-летний Гурьев занялся стратегией компании, заняв пост заместителя председателя совета директоров.
«Я очень часто общаюсь с отцом, - сказал в интервью 33- летний бизнесмен, закончивший Университет Гринвича в Лондоне. - Мне было бы очень тяжело, если бы он отошел от управления компанией».
Похожая стратегия и у Давида Якобашвили. В 2010 году предприниматель вместе с партнерами продал мажоритарный пакет ОАО "Вимм-Билль-Данн» компании PepsiCo Inc. за $3,8 миллиарда. Его сын Михаил, в прошлом году закончивший Нью-Йоркский университет, вернулся в Москву, чтобы научиться нюансам инвестиционного дела у своего отца.
Школа жизни
«Жизненные университеты - самые полезные, - говорит 58- летний Якобашвили. - Чем больше он будет знать - тем лучше».
По словам бизнесмена, сын помог ему договориться о продаже 49-процентной доли в энергетической компании Petrocas Energy Group государственному ОАО «Роснефть» за $144 миллиона в декабре прошлого года.
«Я смотрю, как отец общается с людьми», - сказал Михаил Якобашвили в интервью в семейном офисе, где отец с сыном занимают близлежащие кабинеты.
Эта попытка реализовать стратегию преемственности не стоит на повестке дня для многих состоятельных россиян. Отвечая на вопрос том, что является основным вызовом для их бизнеса, 61 процент владельцев компаний сослался на «государственную политику и регулирование» - почти вдвое больше, чем в среднем в исследовании PwC. Определяющей характеристикой системы являются ограниченные права на собственность, говорит Леденева из Университетского колледжа Лондона.
Дилемму с передачей капиталов в ближайшие несколько лет предстоит решить примерно 60 тысячам владельцев компаний, сказал председатель экспертного совета сколковского Центра управления благосостоянием Рубен Варданян. Продав в 2011 году инвестбанк «Тройка Диалог» государственному ПАО «Сбербанк» более чем за $1 миллиард, Варданян в этом году учредил Phoenix Advisors, чтобы помочь предпринимателям выработать стратегию в отношении передачи собственности.
«Как показывает исследование Центра управления благосостоянием Сколково, немногие российские владельцы капиталов планируют передачу своих активов следующему поколению, поэтому вопрос их монетизации будет одним из самых актуальных, - сказал управляющий директор Phoenix Advisors Алексей Станкевич. - По нашим расчетам, это может спровоцировать резкий рост сделок M&A».
Перевод статьи: Putin’s Gilded Cage: Russia’s Rich Are Facing Cash-Out Conundrum
Комментарии