Ад в Кёнигсберге
К концу второй мировой войны и американцы, и англичане, кроме авиационной поддержки своих войск, целенаправленно бомбили города, не имеющие ни малейшего военного значения.
В этот период союзники действиями своей авиации старались вызвать максимально возможный ужас у горожан и произвести максимальное опустошение территорий.
Тактика американской и британской авиации, которая первоначально была различной, стала практически одинаковой. Первым это поняло и ощутило на себе население германских городов.
До конца 1944 г. примерно четыре пятых немецких городов с населением от 100 тыс. человек и выше были разрушены. В общей сложности бомбардировкам подверглись 70 крупных городов, в четверти из которых разрушения составили 60 %, а в остальных — 50 %.
Из крупных рейдов Королевских ВВС летом 1944 года особо следует отметить два жесточайших налета на Кёнигсберг, состоявшихся в ночь на 27 и 30 августа.

Кёнигсберг
До августа 1944 г. Кёнигсберг считался одним из самых спокойных городов Германии.
Немцы называли такие города «убежищами», в них, а также районах провинции, находилось большое количество жителей из других районов страны, спасающихся от бомбардировок.
В материале, посвященном 60-летию бомбардировочной авиации, об этом рейде сказано:
«26–27 августа 1944 г. 174 «Ланкастера» группы № 5 — [...] в Кенигсберг, важный для снабжения германского Восточного фронта порт. Расстояние от воздушной базы группы № 5 до цели составляло 950 миль.
Снимки самолета-фоторазведчика показали, что бомбардировка пришлась на восточную часть города, но нет возможности получить сообщение о цели налета, ныне Калининград в Литве...».
Очередное вранье самодовольных «победителей нацизма»:
«...нет возможности получить сообщение о цели налета»...
Ну надо же, какая тайна! Специально для английских идиотов, считающих, что Калининград находится в Литве, сообщаю: главная цель этой бомбардировки — уничтожение жилых кварталов вместе с людьми, как того требовали преступные директивы и приказы Бомбардировочного командования.
Кроме того, на жителях Кёнигсберга Королевские ВВС впервые опробовали действие бомб, снаряженных напалмом.
Потери англичан в первом налете составили 4 самолета. Кстати, по утверждению германского командования, английские бомбардировщики летели на Кёнигсберг через воздушное пространство Швеции.
Что не так в атаке на Кёнигсберг
Английская газета «Manchester Guardian» в номере от 28 августа 1944 г. в статье под заголовком «Полет «ланкастеров» за 1000 миль к Кёнигсбергу — уничтожающая атака с новыми бомбами», захлебываясь от восторга, сообщала:
«Бомбардировщики «Ланкастер» Королевских ВВС (Royal Air Force) совершили полет на 2000 миль, чтобы провести первый налет на Кёнигсберг, столицу Восточной Пруссии, сейчас важнейший порт снабжения немцев, которые за 100 миль к востоку сражаются против Красной Армии. Бомбардировщики были в полете 10 часов. Их груз включал новые огнеметательные зажигательные бомбы. Налет был ограничен 9 с половиной минутами.
После этого там появилось то, что один из пилотов описал как самый большой огонь, который он когда-либо видел — потоки пламени, которые были видны за 250 миль. Порт защищали многочисленные зенитные батареи, но после того как налет заканчивался, эти оборонные мероприятия были нерегулярны и бездейственны. Только пять бомбардировщиков не вернулись».
Служба новостей британского министерства ВВС тоже объявила по поводу налета 27-28 августа:
«Это был заметный успех, донести большой бомбовый груз близко к русскому фронту, не заправляясь. «Ланкастеры» нападали гораздо ниже своей обычной рабочей высоты.
Налет проходил так быстро, что сопротивление было быстро сломлено. Погода была ясная, и все члены экипажей были едины в том, что это была очень мощная бомбардировка. Кёнигсберг, большой портовый и промышленный город с 370 тыс. жителей, по сравнению с другими городами остался не задетым воздушными налетами.
С его превосходными железнодорожными сообщениями и большими доками при нынешних процессах в Восточной Европе ни один город не является для немцев более значительным, нежели Кёнигсберг.
И в мирные времена Кёнигсберг был важен для врага также как для нас Бристоль. Доки соединены с Балтийским морем двадцатимильным каналом, который недавно был заминирован британскими ВВС. Кроме этого, есть железнодорожное сообщение с Берлином, Польшей и на северо-восток к русскому фронту».



Последствия бомбёжки Кёнигсберга, эта бомбардировка один из первых случаев широкого применения бомб начиненных напалмом

Понятно, пресс-служба английского министерства не может врать по определению! Но вот некий майор Диккерт в своей книге «Битва за Восточную Пруссию» рассказывал об этих событиях менее восторженно: «С ужасающим успехом здесь были испытаны новые реактивно-зажигательные бомбы, и жертвами огненной стихии пало множество пытавшихся спастись бегством.
Пожарная служба и противовоздушная оборона оказались бессильны. На этот раз бомбардировке подверглись исключительно жилые кварталы с рассыпанными тут и там лавками и административными зданиями, что дает право говорить о террористическом акте. Добычей огня стали почти все культурно значимые здания с их уникальным содержимым, среди них:
"кафедральный собор, замковая церковь, университет, старый квартал складов"

Кёнигсберг. Вид на Штайндамм со стороны Штайндаммской кирхи. Пожары после второй бомбардировки Кёнигсберга.
Слева отель «Берлинер Хоф», справа кинотеатр «Альхамбра». Фото август 1944 года.

Кёнигсберг. Штайндамм в западной части от Королевского замка. Горящий офис Дрезднер Банка в результате бомбардировки. Фото 26 августа 1944 года.
Второй налет состоялся в ночь на 30 августа 1944 г. До цели из 189 машин долетели 173 бомбардировщика. Город в то время был закрыт низкой облачностью

Кёнигсберг. После бомбёжки острова Кнайпхоф. На заднем плане в дыму проглядывается башня Кафедрального собора. Фото август 1944 года.
Очевидец тех событий Михаэль Вик пишет в своих воспоминаниях:
«Это зажигательное оружие настолько быстро поджигало город, что у людей, сидевших в подвалах, не было возможности выйти оттуда.
Загорались целые улицы, возникал огненный шторм, и неважно, куда ты шел, чтобы спастись, жар был настолько силен, что люди его не выдерживали и сгорали. Многие, кто жил в центре города, прыгали в Преголю. Но всё равно в этих пожарах гибли тысячи».
В связи с этим англичане сдвинули график бомбардировки на 20 минут. В течение этого времени самолёты-разведчики искали разрывы среди облаков. Когда просвет был обнаружен, к операции приступили самолёты-маркировщики. Они работали на высоте 900-2000 метров группами по 5-9 машин.
В их задачу входило определение и обозначение сигнальными бомбами конкретных объектов, подлежащих уничтожению. Операция осуществлялась в несколько этапов. Сначала для уточнения цели в стороне от объекта на парашюте сбрасывалась 1000-литровая осветительная бомба красного цвета, затем уже непосредственно на цель направлялась осветительная бомба, горевшая жёлтым огнём. После этого приступали к бомбардировке главные силы и за считанные секунды сбрасывали свой убийственный груз. Подходила эскадрилья за эскадрильей, и удары наносились сразу по нескольким объектам. Всего во время второго налёта на Кёнигсберг английские самолёты сбросили 165 т фугасных и 345 т зажигательных бомб.
Во время второго налета в городе начался «огненный шторм», в результате которого погибло от 4,2 до 5 тыс. человек, 200 тыс. остались без крова. Сгорел весь исторический центр города, включая его части: Альштадт, Лёбенихт, Кнайпхоф и складской квартал Шпайхерфиртель. По свидетельству М. Вика, пережившего бомбардировку, «...весь центр города от Северного вокзала до Главного бомбардировщики планомерно усеивали канистрами с напалмом [...].
В результате весь центр вспыхнул почти разом.
Резкое повышение температуры и мгновенное возникновение сильнейшего пожара не оставили гражданскому населению, жившему в узких улочках, никаких шансов на спасение. Люди сгорали и у домов, и в подвалах... Около трех суток в город было невозможно войти.
И по прекращении пожаров земля и камень оставались раскалёнными и остывали медленно. Чёрные руины с пустыми оконными проёмами походили на черепа. Похоронные команды собирали обугленные тела тех, кто погиб на улице, и скрючившиеся тела тех, кто задохнулся от дыма в подвале...»




Кёнигсберг превращался в выжженые руины, бомбы падали на все кроме военных объектов
И еще одно свидетельство — рассказывает бывший «остарбайтер» Ю. Хоржемпа:
«Первая бомбежка была еще терпимой. Длилась минут десять. А вот вторая — это был уже сущий ад, который, казалось, никогда не кончится. Британцы впервые применили заряды с напалмом. Пожарные пытались тушить это море огня, но ничего не выходило. У меня до сих пор перед глазами: полуголые люди мечутся среди пламени, а с неба с воем падают все новые и новые бомбы...
Утром земля блестела от бесчисленных ленточек фольги, с помощью которых англичане сбивали с толку радары. Центр Кёнигсберга пылал несколько дней. Из-за невыносимого жара туда было не попасть. Когда же он спал, мне и другим «остарбайтерам» приказали собирать трупы. Стоял жуткий смрад. А уж в каком состоянии были тела... Останки мы складывали на телеги и увозили за город, где закапывали в братские могилы...»
Во время второго налета английская авиация потеряла 15 самолётов. Потери были связанны с тем, что на этот раз бомбардировщики ушли в рейд без прикрытия истребителей.
В результате бомбардировки более 40 % жилых зданий подверглось разрушению. Исторический центр города был полностью стерт с лица земли. Интересно, почему так получилось? Не потому ли, что по решению Тегеранской конференции Кёнигсберг вместе с прилегающими территориями должен был отойти к СССР? И, конечно же, совершенно случайно (иначе и быть не могло!) ни один из мощных кёнигсбергских фортов не пострадал!

Это форт «Штайн», входивший в немецкую систему укреплений, но ни одна бомба союзных ВВС не упала на этот форт и вообще ни одна бомба не упала на военный форт
Союзные ВВС бомбили только гражданские объекты

Немецкие оборонительные форты даже искать было не нужно, как и в 19 веке их линия обороны имела круглую форму и защищала город изо всех сторон
И в апреле следующего года штурмовым группам Красной Армии пришлось буквально прогрызать немецкую оборону и выкорчевывать врага из этих фортов ценой большой крови.
Особенно радовался результатам бомбежки Кёнигсберга Черчилль. Он писал по этому поводу: «Никогда еще не было принесено столько разрушений столь малым количеством самолётов на такой огромной дистанции и в такое короткое время». До уничтожения Дрездена оставалось полгода...

Кёнигсберг. Вид с западной стороны на Королевский замок и его окрестности после разрушений от английской бомбёжки в августе 1944 года. Фото 1944 года.

Фото конец 1960-х годов. Калининград. Вид на остров Кнайпхоф (могила И.Канта) «сквозь» останки Королевского замка.

Каллининград. Фото 1960-х годов. Северный вокзал. Перроны. Справа сегодня проходит Советский проспект, слева - ул. Гаражная, где расположен Калининградский пассаж.
Наверху - здание мэрии, правее которого - перекрёсток начал Гвардейского и Ленинского проспектов.
......
Почему британские ВВС не нанесли удар по немецким фортам думаю понятно, они хотели задержать там Красную армию, но город-крепость была взята в кратчайшие сроки военным искусством Красной армии.
Но само системное истребление гражданского населения стало по сути основной тактикой союзных ВВС, они уничтожали не только мирное население, но и огромное культурное наследие.
Их поведение очень напоминает поведение настоящих варваров.
Комментарии
Советская бомба лишь подчеркивает, что та война не была войной благородных рыцарей.