Почему мужчины не любят умных женщин?

На модерации Отложенный

В качестве жены, спутницы жизни любой мужчина мечтает иметь чуть менее умную, чуть менее образованную, чуть менее ориентированную на профессиональный успех и чуть более - на ведение домашнего хозяйства женщину.

Было мне лет 19-20 и училась я не где-нибудь, а в университете на жутко идеологическом философском факультете. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, как то: духовные искания, метания и построение разного рода социальных теорий.

Согласно одной из них, которой, кстати, в некотором отношении я придерживаюсь до сих пор, все человечество делится на следующие категории: глупые, неглупые, умные и очень умные. Было еще две крайности - идиоты и гении, но их я намеренно отбрасываю, потому что и то, и другое - патология, не вписывающаяся ни в какие рамки.

Дурам живется легче

Себе, любимой, в этой иерархии, разумеется, я отводила третью ступень: умная. Чем чрезвычайно обижала свою подругу, вписав ее в категорию неглупых. Но, как ни странно, никакого удовлетворения от высокомерного признания собственного ума я не испытывала (как, впрочем, не испытываю и сейчас). Уже тогда, в двадцать лет, я начала понимать, что ум не приносит женщине счастья. Чем умнее женщина, тем труднее ей устроить свою личную жизнь. Помнится, во время очередной ссоры с отцом (по моей градации - очень умным человеком) я бросила ему в качестве упрека фразу: лучше бы я была дурой!

- Почему это? - опешил отец.

- Да потому что дурам живется легче!

Начнем с того, что мальчики с нашего факультета, недостатка в коих не было, несмотря на гуманитарную направленность обучения, девочек с нашего факультета обходили стороной - женского кипящего и фонтанирующего ума им хватало с лихвой на семинарах. Не стоило путать личную жизнь с научной дискуссией. Так что браки, хотя и случались, но не так часто, как это могло бы быть.

На улицах я не знакомилась, на дискотеки не ходила - словом, вела довольно-таки затворнический образ жизни. Редкие случайные знакомства заканчивались ничем, едва только я произносила название факультета.

- У-у-у! - вежливо говорил мальчик и отваливал.

Доходило до абсурда. Как-то моя подруга, та самая, неглупая, обвинила меня в том, что я сломала ей личную жизнь! Знаете, почему? Да потому что благодаря мне она чуточку поумнела, что незамедлительно сказалось на ее взаимоотношениях с молодыми людьми. Им почему-то хотелось видеть в ней просто смазливую дурочку. Вы скажете - бред! И будете правы. Такое положение вещей, действительно, - бред! Но факт, тем не менее, остается фактом.

С тех пор минуло… не скажу, сколько лет. С годами я - увы! - не поглупела. Даже наоборот. Говорят, ум можно пропить, но непьющему человеку, а я без тени сомнений могу отнести себя именно к этой категории граждан, такой способ утраты умственных способностей явно не грозит. Так вот, с годами я не поглупела. До старческого маразма тоже пока далеко. И однажды с удивлением обнаружила, что меня окружают сплошь умные, но при этом совершенно неустроенные в семейном плане женщины. Одни, как и я, побывали замужем, другие не были никогда. И все одино-о-оки-и-и-е! Нет, вру, есть одна замужняя. Умная баба. За что и подвергается бесконечным, казалось бы, шутливым, но все-таки оскорблениям со стороны мужа. И терпит. Я бы давно такого мужа послала.

Пусть будет чуточку глупее

Сейчас мужчины возмутятся: клевета, поклеп, гнусные инсинуации! Мы любим умных женщин!

Любите, кто же спорит. Но при этом предпочитаете, чтобы они были несколько глупее вас или, по крайней мере, притворялись таковыми. Помните монолог "това-аровэ-эда" у Райкина: пусть у нас все будет, но при этом пусть хоть чего-то не будет! Вот так и здесь. Пусть она будет умной, но все-таки чуточку глупее меня! Ведь это же такое удовольствие для мужчины - сказать женщине с восхищением (удивлением, сожалением, порицанием: ну ты и дура! Или - в другом варианте, ласково: глупая ты моя!

Многие женщины, стремясь сохранить семью, идут по пути притворства. Но притвориться, что ты глупее мужчины… О-о-о, это надо быть очень умной и очень терпеливой женщиной! Иначе мужчина моментально раскусит притворщицу, и тогда ситуация сложится в точном соответствии со знаменитым афоризмом Виктора Степаныча Черномырдина: хотели, как лучше, а получилось, - как всегда.

Но главное - мужчина должен быть достойным того, чтобы женщина притворялась. А вот это уже бо-о-ольшая редкость! Как правило, мужчина хочет быть умнее просто по праву рождения. Увы! В бытность свою преподавателем одного из тюменских вузов, я сделала одно маленькое открытие: самые скромные и, казалось бы, самые незаметные, ни умом, ни внешностью не выделяющиеся студентки замуж выскакивали раньше длинноногих красавиц сокурсниц. Значит ли это, что для мужчин красота и ум - не главное? Наверное, не в них дело, а адекватной оценке девушкой своих возможностей: серые мышки "не копаются" в женихах. Они берут то, что посылает им жизнь, справедливо полагая, что уж если дано прожить с супругом долгие годы, так оно и будет, а нет - так и красота с умом не спасут.

И такая позиция, надо признать, гораздо выигрышнее, чем у тех девушек, которые вроде бы счастливо сочетают ум и внешность, но остаются при этом не востребованными мужчинами. Проблема в том, что умницы и красавицы много хотят от этой жизни: хорошее образование, интересную работу, достойный заработок. Они достигают всего этого, но при этом сталкиваются с суровой реальностью: мужчине не нужна женщина с высоким социальным статусом.

Потому что такой женщине надо соответствовать. До нее нужно тянуться. А мужчина делать это либо не хочет в силу своего характера, либо не может - в силу недостатка ума. Что приводит в результате к диким комплексам, скандалам в семье и частенько к разводам. И потому в качестве жены, спутницы жизни любой мужчина мечтает иметь чуть менее умную, чуть менее образованную, чуть менее ориентированную на профессиональный успех и чуть более - на ведение домашнего хозяйства женщину.

Скажете, не так? А я вам историю расскажу.

История первая

Наталья С. - преподаватель высшей школы. Закончила МГУ. Большая умница. Железная логика. Неуемная фантазия. Компьютерная память. Великолепная хозяйка, мать и жена. Но… разведена. Интересно, что муж ушел от нее к учительнице начальных классов. "Тебе нужна дурочка, которая будет заглядывать тебе в рот!" - в сердцах бросила Наталья мужу. "Может быть, ты и права!" - легко согласился тот.

Спустя некоторое время Наталья познакомилась с Александром. У нее кандидатская диссертация и двадцать лет преподавательского стажа, у него - 25 лет выслуги и звание полковника. "Ты хорошая, - сказал он ей однажды, - но я на тебе не женюсь. Для жены ты слишком умная". Но присутствие у женщины ума - это не все, чего боится мужчина. Еще он не может пережить, если социальный статус женщины выше, чем у него, умного, красивого и безумно талантливого!

История вторая

Ирина З., 39 лет, заместитель директора Тюменского филиала московской торговой компании. Разведена. Дочери 19 лет. Ирина познакомилась с В. - очень интересным, на ее взгляд, мужчиной. При первых же встречах поняла, что он - если и не идеал, то, по крайней мере, нечто стоящее рядом с идеалом: умен, образован, с чувством юмором и такта (большая редкость в наши дни!). Они провели вместе некоторое время. Но почему-то совершенно интуитивно Ирина скрывала от нового знакомого, где и кем работает. И не зря. Как-то, сияя от радости, В. сообщил ей, что приобрел "Запорожец" и пообещал, что будет заезжать за ней на работу. "Я на "Запорожце" не поеду, - тихо, но твердо сказала Ирина. - Для меня это несолидно. Не соответствует моему статусу". В. исчез на некоторое время, а потом позвонил и сказал с сожалением, что они не будут больше встречаться, - слишком разные люди.

Вспомните любимую мелодраму всех женщин Советского Союза "Москва слезам не верит" - она как раз об этом. Как вы думаете, кто из трех героинь фильма - идеал Владимира Меньшова? Тоня, конечно! Хотя сам режиссер вряд ли в этом признается. Хорошенькая деревенская простушка, лимита, отхватила себе лакомый кусочек - ничего что невзрачный, с плешинкой, без манер и лоска, зато с московской пропиской, из вполне добропорядочного мещанского семейства, чей идеал семейного счастья - уютный домик за городом, грядки с луком и клубникой, банки с огурцами и помидорами и вечерний чай на веранде. Идиллия!

Полная противоположность - Людмила. Вот она, одинокая женщина, как ее воспринимает мужчина, - что называется, без прикрас: стерва, хищница, чей смысл жизни лишь в том, чтобы урвать себе мужичка побогаче, посолиднее, поосновательней - профессора или генерала. Но позвольте, за что же ее осуждать, если основная идея фильма: женщина должна быть при муже. Вот она его и ищет всеми доступными ей способами. И даже главная героиня Катя не выбивается из этого ряда: муж ей нужен! Зачем?!! Умница, красавица, всего сама в жизни добилась, дочь подняла, а значит, свое природное предназначение выполнила, директор завода, депутат! Но мужа нет, только слабохарактерный любовник.

И вот тут попадается ей под руку Гоша, он же Гога, он же Жора: загадочный супермужчина. Да какой он супер! Типичный интеллигент в первом поколении, напичканный под завязку мужскими комплексами, откровенно страдающий женофобией и стремящийся преодолеть свои страхи за счет подавления личности противоположного пола.

Едва познакомившись с женщиной, он тащит ее на пикник, где друзья наперебой поют ему дифирамбы, а он, распустив, подобно павлину, хвост, красуется, греясь в лучах их красноречия: вот он я какой! В то же время живет, как бирюк в норе, в полном одиночестве в своей комнатушке в коммунальной, заметьте, квартире. И это при том, что работает в НИИ, где, как вы понимаете, молоденьких девушек и женщин, извините, как грязи. Но: со всеми своими талантами и положительными качествами слесарь не интересует женщину - научного сотрудника, которая ориентирована на партнера из своего круга.

Так складывается самый главный комплекс: женщина не должна иметь более высокого социального статуса. И уж тем более получать более высокую зарплату. Помните то чувство превосходства, какое звучит в ответе Гоши на вопрос Александры о его зарплате: "Да уж побольше, чем у твоей мамы!"

А чего стоит заявление "Решать все буду я сам на том простом основании, что я мужчина"? Плохо ли - хорошо ли, зато так, как он хочет… Вспомните сцену за ужином, где Катя узнает, что Гоша с друзьями проучил горе-ухажеров Александры. У Кати железные нотки в голосе: "Я попрошу, чтобы в следующий раз без моего разрешения…" Договорить она не успевает: Гоша собирается встать и уйти, и, спохватившись, испугавшись, Катя отступает: "Извини…" Но какова пощечина мужчине: женщина позволяет себе диктовать ему правила игры!

А Катя тем временем сдает одну позицию за другой. Подумать только, чужой человек приходит в ее дом - со своим уставом в чужой монастырь! Обратите внимание: это он приходит в двухкомнатную директорскую квартиру Кати, а не она к нему в коммуналку, где из мебели - стол, стул и кровать. Берет на себя ответственность за жизнь ее дочери, а Катерина на все согласна, лишь бы принадлежать мужчине! Просто какая-то апологетика домостроя. И на этом воспитывается уже не одно поколение наших девушек!

Самый драматичный момент фильма - та сцена, где Гоша узнает, что его избранница - директор, да еще и скрыла от него этот факт! Такого удара по мужскому самолюбию Гоша пережить не может. В кино он, конечно, возвращается к Кате, но, будьте уверены, в жизни отыгрался бы сто раз за пережитое унижение.

Но это кино. В жизни, скажете вы, все не так. Если бы! Как-то довелось беседовать с главой администрации одного из районов Тюменской области. " Я иголка, моя жена - нитка, - сказал он о своей спутнице жизни. - У нас все как должно быть: я мужчина, добытчик, она женщина, она заботится о семье и обо мне".

Ну и напоследок еще одна простая "Житейская история"

Вполне, на первый взгляд, обычная и благополучная тюменская семья: она закончила художественное училище, подавала большие надежды. Он - геолог, летом бродил по тайге, зимой - сидел в своей конторе. Их судьбы пересеклись, и она первая заметила его способности к рисованию. Научила держать кисть и карандаш, разводить краски, грунтовать холсты. Помогала делать первые шаги, проводить первые выставки. Он "пошел в гору", а она тем временем растила детей, варила обеды, стирала его носки и рубашки. Сегодня он - признанный мастер, а она уже много лет не брала в руки кисть. Когда однажды попыталась высказать свои критические замечания по поводу одной из его картин, получила замечательную оплеуху: "Кто ты такая, чтобы судить о моей работе?!"

Таков наш российский менталитет: умная женщина кладет свою жизнь на алтарь служения мужчине. Безо всякой надежды на признание и благодарность.