Профессия - гастарбайтер

На модерации Отложенный

 Главные предрассудки российского общества по отношению к мигрантам.

1. Иностранцы отнимают работу у местных жителей.

2. Россия – христианская страна, и приезжие представители других конфессий не в состоянии принять христианских ценностей.

3. Мигранты занимаются торговлей наркотиками, ухудшают криминогенную ситуацию в стране.

4. Иностранцы приезжают только для того, чтобы попользоваться социальной системой России.

Первое и второе утверждения не имеют под собой почвы, что касается ухудшения криминогенной обстановки из-за наплыва мигрантов в российские города, то подобное если и имеет место, то не столько по причине их цивилизованной несовместимости с местным населением, а потому, что многие мигранты не имеют никакого официального статуса. Они лишены возможности найти работу в стране, на которую возлагали надежды, что лишает их законных источников средств существования. Это и толкает их в криминальную среду. Т.е. основные причины негативных явлений социально-экономического, а не цивилизационного характера.

Вся история человечества во многом является историей миграции. С древнейших времен непрерывные передвижения народов по просторам континентов (особенно Евразии) были неотъемлемой частью исторического процесса, приводя к возникновению новых государств и этносов. Именно благодаря миграции возникли многие современные европейские народы. Например, французы, англичане, итальянцы, болгары. Кроме того, периодически огромные массы людей переселялись в границах одной страны, порождая такое явление, как внутренняя миграция.

Большинство же мигрантов, приезжающих работать в Россию, в массе своей знают русский язык, по той причине, что 95% из них приезжают из республик бывшего Советского Союза, в которых и по сию пору русский язык де-факто, а иногда и де-юре. Этим и объясняется тот факт, что в России, в отличие от Европы, фактически нет пресловутых чайна-таунов – районов, в которых замкнуто живут представители той или иной национальной диаспоры. Экс-советским гражданам и их детям, несмотря на разлитую в российском обществе ксенофобию, все же легче адаптироваться в России из-за того, что русский язык и культура не являются для них чужими.

В последнее время экономическая необходимость заставила российские власти смягчить закон о гражданстве и облегчить положения, регулирующие получение разрешения на работу. Однако тут же было принято прямо противоположное постановление о запрете иностранцам работать в сфере розничной торговли, которое, конечно, радует радикальных националистов, но не имеет ничего общего с экономической целесообразностью.

Мигранты в большинстве случаев не являются конкурентами местному населению на рынке труда, так как занимают в основном те рабочие места, которые коренное население считает не престижными.

В Советском Союзе после Октябрьской революции шли примерно те же процессы индустриализации, что и в других европейских странах. Первая массовая волна миграции из деревни в город прошла в конце 20-х – начале 30-х годов во времена массовой коллективизации и индустриализации, когда стране для строительства десятков тысяч новых крупнейших заводов и электростанций понадобились миллионы рабочих рук. К концу 30-х эта волна была остановлена административными мерами – колхозникам запретили покидать колхозы. В конце 50-х, в хрущевскую оттепель, запрет был снят, и миллионы крестьян снова потянулись в города, где помимо возведения новых заводов и фабрик началось грандиозное жилищное строительство и возникла новая потребность в рабочих руках. То, что эти руки в массе своей не обладали достаточно высокой квалификацией, было непринципиально.

В современной России и Европе массовая потребность существует именно в низкоквалифицированных мигрантах, тех, кто будет за низкую, порой ничтожную плату делать самую грязную, тяжелую и непрестижную работу, трудясь на стройке, укладке дорог, уборке мусора и т.д. В связи с этим заявления некоторых российских официальных лиц о необходимости предоставлять приоритет в получении разрешения на работу высококвалифицированным иностранцам, вызывают подозрение в недостаточном знании потребностей российского рынка труда.

Как бы то ни было, но очевидно, что в начале XXI века в России, как и в Европе, и в Северной Америке, ресурсы внутренней миграции (из деревни в город) исчерпаны. В России сегодня около 75% граждан живет в городах. В деревне, соответственно, осталось около 25% населения. Примерно такое же соотношение имеет место и в Европе. Недостающие рабочие руки может, как и в начале XX века, дать только деревня. Только уже не российская или европейская, а азиатская и африканская.

Россия, теряя ежегодно в среднем по 700–800 тыс. своего населения, кровно заинтересована в привлечении мигрантов. Можно, конечно, попытаться запретить миграцию. Что из этого получится? Можно смело утверждать, что бурно развивающееся сегодня строительство остановится почти полностью. Мостовые перестанут ремонтировать, а тротуары подметать, отчего очень скоро наши города зарастут горами мусора, который некому будет убирать… Так что лучше подумать, как создать условия для легализации мигрантов и их эффективной интеграции в российское общество. Параллельно не забывая о повышении уровня жизни и коренного населения…