Детская мини-революция: «Я сам!»
На модерации
Отложенный
Если у вас в хозяйстве был или есть двух-трехлетний ребенок, вы скорее всего кое-что знаете о возрастном кризисе этого периода, который психологи называют «Я сам!»
- Я сам! – говорит ваш малыш, пыхтя и полчаса застегивая непослушными пальцами пуговицы на рубашке, или шнуруя ботинки, пресекая на корню все попытки помочь с целью как-то ускорить процесс.
- Я сам! – заявляет он на улице, и действительно идет сам, причем категорически не туда, куда надо. Переход через дорогу становится огромной проблемой. Любые попытки как-то скорректировать направление вызывают бурный протест, слезы и истерику на потеху сердобольным прохожим.
Он лезет сам резать хлеб, точить карандаши, пришивать пуговицы и чистить картошку. Он пытается мыть пол, разливая воду, и чистит ботинки, размазывая обувной крем по паркету. При любой попытке как-то повлиять на его деятельность ребенок громко настаивает на своем. «Я - сам!»
- Ребенка как подменили, - растерянно говорят родители. – Был спокойный, ласковый, послушный малыш. Я просто не знаю, как теперь себя с ним вести!
Ничего не поделаешь. Единственный рецепт – терпеть. Рано или поздно кризис кончится, и малыш, усвоив границы своих возможностей и предоставленной ему свободы, снова станет прежним.
Дети взрослеют, и такие мини-революции необходимы им для развития.
Гораздо печальнее, когда этот самый кризис чрезмерной самостоятельности настигает взрослых.
Ребенок не представляет опасности, которую может на себя навлечь, самостоятельно переходя дорогу или работая c напильником. Взрослые, больные чрезмерной самостоятельностью, в этом мало от детей отличаются. Хотя они и осознают умом, чем чревата излишняя самоуверенность, тем не менее на сто процентов уверены, что с ними-то ничего подобного не случится.
Самостоятельность – очень хорошее качество до тех пор, пока она не становится фанатичной, как нынче модно.
Особенно много таких воинственно «самостоятельных» в среде молодых мам.
- Я сама знаю, что нужно моему ребенку! – строго говорят они окружающим. – Потому что я - мать. Я – сама.
Самостоятельной быть нынче круто. Самостоятельные с чувством превосходства смотрят на окружающих, и уж тем более – на менее самостоятельных. Неумех и неженок.
- Я не то, что некоторые, которые не могут одни в поликлинику-то сходить, тащат мужей за собой! Я – все сама. На метро до самых родов ездила! И работала до последнего дня! И в больнице ни разу не лежала! Вела обычный образ жизни. Хотя мне тоже говорили – то нельзя, другое нельзя, полежи, не ходи, не езди, давай я тебе помогу. Но я сама знала, как надо. И теперь знаю!
«Самостоятельные» много читают и, как правило, находятся в состоянии перманентного конфликта со старшим поколением. Потому что имеют свое мнение по всем вопросам ухода за младенцем еще до того, как впервые в жизни увидят и возьмут на руки настоящего ребенка.
- Пеленать не буду! – безапелляционно заявляют они еще до рождения наследника. – Везде пишут, что это пеленание – уже прошлый век. Бутылки-соски тоже покупать не буду. Лучше слинг куплю. Да, прям с рождения, а что вас так шокирует? Вы почитайте, это физиологическое положение младенца. И ничего не вредно. В конце концов, кто из нас мать? Я! Я сама знаю, что вредно, а что нет!
В результате родственники, махнув рукой, оставляют самостоятельную в покое – делай как знаешь.
И она действительно все делает сама.
Сама, чертыхаясь и утирая пот, тащит с пятого этажа без лифта и обратно коляску с ребенком, глумясь в душе над соседкой с третьего, которая, неженка, делает из этого проблему. Сама готовит обед на газовой плите, примотав к себе слингом младенца. Наплевать, что это опасно, зато – сама! Сама идет в магазин и в аптеку с температурящим ребенком на руках, хотя ведь можно попросить брата, соседа или ту же свекровь. Но просить – не комильфо. Лучше гордо сделать все самой, упиваясь своей самостоятельностью.
Она никому не доверяет, ибо кругом одни диверсанты. Свекровь норовит накормить внука колбасой и апельсинами, муж никогда не поправит на улице шапку и опять простудит малыша, у родителей постоянно работает телевизор, а в этом для ребенка ничего хорошего, участковая педиатр, чуть что, пытается выписать антибиотики, поэтому ее рекомендации надо делить на тридцать три. Даже светофор на перекрестке – и тот враг. И дорогу надо переходить не по его сигналу, а по своему разумению. Везде – сама.
Только вот парадокс – у самостоятельных мам часто вырастают нервные, боязливые, закомплексованные дети. Воспитанные в полной семье, с отцом и комплектом родственников, эти малыши, кроме мамы, никого не знают, боятся людей и нововведений и выглядят странновато.
Без мамы они не могут улечься в постель, поесть, выйти на улицу. Потому что никто не знает, что молоко ребенок пьет только из синей кружки, яблоко ему надо разрезать определенным образом, а перед сном рассказать именно про белого бычка, а не про красную обезьяну. И иначе никак.
Если мать вдруг заболевает и какое-то время «сама» не может выполнять взваленные на себя обязанности, в семье наступает катастрофа. Потому что остальные родственники практически все делают не так и постоянно попадают впросак. Что еще более убеждает нашу героиню, что никому тут доверять нельзя. Кругом если не враги, то недоумки.
… В последнее время в интернете широко обсуждаются идеи домашнего обучения. Потому что поколение детей, воспитанных самостоятельными мамами, теперь не то, что раньше. И в школе, где нагрузка, программа и требования, им будет сложно. Если вообще реально.
Кто, как не любящая мать, лучше всех знает, как и чему надо учить ребенка. Разве можно доверить это дело совершенно постороннему человеку, учителю, который явно не идеал.
Она лучше будет учить своего ребенка дома – сама…
Комментарии
Болезнь эта несет страшные последствия, которые проявятся в следующих поколениях. Но... это будет проблема тех самых... следующих поколений, и ни одна женщина не будет себе забивать голову чужими проблемами - своих нерешенных проблем достаточно.
Рубить сук на котором сидишь - одно из любимых занятий больных этим недугом.