Павловский на тропе войны
На модерации
Отложенный
Слова Павловского о том, что партия «дискредитирует Путина», не случайно были произнесены сейчас – до осенних выборов остается еще достаточно времени, чтобы убедить всех: именно Глеб Олегович должен возглавить главный партийный think tank.
После выборов 14 марта не прошло и недели, как «Единая Россия» дождалась сильнейшего удара не от оппонентов и не от несистемной оппозиции, а от своего же Клуба 4 ноября, который в довольно пространной форме попробовал выгнать из партии Бориса Грызлова и Юрия Лужкова, а саму партию то ли переформатировать, то ли запретить.
Слова Глеба Павловского о том, что «Лужков и Грызлов дискредитируют власть», а «нынешнее руководство партии должно уйти, чтобы далее не ослаблять своего лидера Путина», прозвучали в предгрозовой атмосфере. Эта атака уже сама по себе – очень сильный ход: по мере приближения к кампании 2011–2012 годов каждый новый выпад будет становиться все более острым, и глава Фонда эффективной политики очень точно понял, когда именно и куда именно нужно нанести удар.
Грызлов и Лужков, лидеры «Отечества» и «Единства», на базе которых была создана «Единая Россия», у многих даже лояльных партии людей вызывают сложные чувства. Борис Грызлов не побоялся подставиться под удар с программой «Чистая вода», московский градоначальник и его супруга мало кому симпатичны в принципе.
Эмоционально Павловский бьет в самую главную для «Единой России» связку: «Партия меланхолично наблюдает сегодня за бессовестной атакой на Путина», – говорит глава Фонда эффективной политики, и с ним автоматически соглашаешься. Мы привыкли к тому, что ЕР – огромная и неповоротливая конструкция, медленно реагирующая на вызовы, и то, что в ходе выборов 14 марта партия власти радикально изменила стилистику, отвечая всем оппонентам, и то, что партия резко выступила против Сергея Миронова, критиковавшего Путина, – все это пока никого не убеждает, прошло еще слишком мало времени.
«Единая Россия» медленно меняется, Павловский возвращает ее в исходное состояние, чтобы легче было подойти к главному. К идее разрыва партии власти с Путиным. Мысль о том, что ЕР оздоровится, если выгнать Лужкова и Грызлова, может быть, и могла бы прозвучать свежо из уст блогера-неофита, но уж Глеб Олегович должен отлично осознавать, что уход двух знаковых для партии фигур будет сопряжен с расколом «Единой России»: он начнется не сразу, но к выборам 2011 года успеет оформиться в противостояние двух фракций в партии парламентского большинства.
Разумеется, сам Павловский не в силах «уволить» Грызлова и Лужкова, его авторитета не хватит и на то, чтобы партия прислушалась к идеям партийного клуба.
Но если долго говорить о том, что «партия не достойна Путина», есть надежда и на то, что и часть партийцев прислушаются к этим словам, и на то, что сам премьер окажется перед консолидированным общественным мнением, говорящим о том, что «Единую Россию» стоит трансформировать во что-нибудь более белое и пушистое.
Желательно в аналог «Правого дела».
Впервые тема о том, что власти стоит отказаться от ЕР, прозвучала сразу же после избрания Дмитрия Медведева. Тогда московская околополитическая тусовка ждала уничтожения «Единой России»: воевать против бывшего президента было страшно, а партия власти и тогда многим казалась «слабым звеном». Спустя два года слова о «слабом звене» произносятся уже в партийном клубе ЕР, а атаки на партию власти чередуются с разговорами об отставке премьера.
Лобовая критика «Единой России» два года назад никакого эффекта не возымела: Дмитрий Медведев, которому адресовались многочисленные велеречивые послания о том, что от партии Путина необходимо избавиться, просьбам не внял.
Сегодня ситуация изменилась. Выборы 14 марта показали, что ЕР становится из доминирующей партии лидирующей, и противники восприняли это изменение как слабость: поражением было названо даже большинство в Свердловской областной думе.
О расколе «Единой России» не случайно заговорил Глеб Павловский, и слова о том, что партия «дискредитирует Путина», не случайно были произнесены сейчас: до осенних выборов остается еще достаточно времени, чтобы убедить всех, что именно Павловский должен возглавить главный партийный think tank. И если нынешней ЕР политолог не слишком нужен, он, возможно, пригодится обломку партии власти – по крайней мере для того, чтобы попытаться «продать» половину нынешней «Единой России» Медведеву как «президентскую партию», способную на равных конкурировать с «партией Путина».
Вместо того чтобы уничтожать «Единую Россию», ею решено воспользоваться. И это, возможно, сработало бы, останься партия «приводным ремнем», объектом власти, не начни она превращение в отдельного политического субъекта, в перспективе равновеликого первым двум лицам страны. Идея партийного премьера и партийного кабмина будет первым шагом к субъектности ЕР: в 2011 году у партии есть все шансы эту стратегию реализовать.
Критикуя «Единую Россию» за преодолеваемую и почти преодоленную слабость, Павловский делает нужное дело. Накануне большой федеральной кампании всякому нужно повышать капитализацию, и лучше делать это при помощи партии власти. Этим с переменным успехом занимаются и КПРФ, и ЛДПР, и «Справедливая Россия» – все они работают на то, чтобы «Единая Россия» не слишком застаивалась.
И партия отвечает. Павловскому почти сразу ответил Андрей Исаев. Еще год назад ЕР пробудилась бы дня через три. Стоит полагать, что еще через полгода партия сама спросит с Глеба Олеговича, как он сегодня спрашивает с нее, – вот будет неожиданность.
Комментарии
За каждой государственной личностью должна идти следом свита не охранников, а поклонников, как минимум, а по идее, соратники и народ, который выбирает этих личностей. если народа нет, то идет партия, на кого-то они должны же опираться.