Борис Гребенщиков: «Всё, что мы делаем, имеет отражение в разных мирах…»

На модерации Отложенный

«Давно я так подробно ни с кем не разговаривал!» - улыбнулся Борис Борисович после нашей беседы. Поводом для этой встречи стал предстоящий 10 апреля во дворце спорта «Юбилейный» концерт «Аквариума», но нам не хотелось превращать общение в разговор только о концерте, и, заручившись согласием БГ, мы предложили читателям «Фонтанки» присылать свои вопросы, не ограничив тематику.

Возникло, правда, ограничение во времени, так как из-за плотного гастрольного графика БГ появился в Питере совсем ненадолго, однако читатели интернет-газеты проявили чудеса скорости и буквально за полтора дня прислали массу вопросов, большинство из которых явно не придуманы впопыхах, а выстраданы, порой годами… Распечатав длинный список вопросов, наш обозреватель поспешил в студию «Аквариума», на Пушкинскую, 10.

«Звезда можжевельника» с ирландским флейтистом

- Борис Борисович, прежде чем мы приступим к ответам на вопросы читателей, расскажите, пожалуйста, про концерт «Аквариума» 10 апреля в петербургском дворце спорта «Юбилейный»!

- Михаил, мы давно знакомы, и давайте поговорим как мужчина с мужчиной: я не понимаю, что можно рассказывать про концерт, который еще не случился?

- В последнее время «Аквариум» выступает в Петербурге в БКЗ «Октябрьский», ДК Ленсовета, в клубах, но не в семитысячном «Юбилейном»…

- Ну, почему же - насколько я помню, года три назад у нас был очень неплохой концерт и в «Юбилейном». Конечно, мы предпочитаем играть в залах поменьше, но когда играем в больших залах, я тоже получаю массу удовольствия.

Есть один очень специальный фактор в пользу «Юбилейного»: в этом сезоне, начиная с августа, мы играем, можно сказать, специальные концерты, которые очень долго длятся, по три часа. К тому же с «Аквариумом» сейчас играет изумительный ирландский флейтист по имени Брайан Финнеган. С моей точки зрения, это лучший флейтист кельтской традиции. А поскольку «Аквариум» давно не чужд такой музыке, то нам с Брайаном играть легко и приятно. С его участием некоторые наши вещи звучат более полнокровно.

Мне давно очень хотелось с ним и с тем, что у нас вместе получается, проехать как можно больше городов России, заглянуть даже в те уголки, где мы давно не были. И вот мы устроили тур, масштабней которого мы давно не предпринимали. У нас получается заехать даже на Дальний Восток и Сахалин. Хотим с ним сыграть везде, где Брайан успеет - потому что у него тоже своя жизнь, своя группа, он только что завершил работу над собственным альбомом «The Ravishing Genius Of Bones». Вот в связи с этим мы с удовольствием соберем «Юбилейный», чтобы иметь возможность показать нашу совместную музыку как можно большему количеству людей.

- Почему Вы назвали концерт 10 апреля – «Звезда Можжевельника»?

- Это - слова из песни «День Радости». Акустическая структура этих шести слогов, как говорит квантовая семантика, вызывает особо сильное переживание весны.

- Многие уже увидели в этом какой-то знак, символ…

- Они правильно увидели. Всё, что мы делаем, имеет отражение в разных мирах; а то, что происходит в этих мирах, отражается в нашей музыке.

- Особенностью этого сезона стали еще и творческие встречи БГ… Началось всё с выступления в одном их храмов Вильнюса, затем вы сыграли в Санкт-Петербургской государственной капелле имени Глинки. Читательница по имени Лена спрашивает: «Было бы интересно узнать, как появилась идея творческих вечеров? Будут ли такие встречи продолжаться?»

- Да, они продолжаются; вот мы только что вернулись из Орла и Тулы, где играли трио: Боря Рубекин, я и Саша Титов, который специально для этого приезжает из Лондона.

Объясню, в чем причина этих творческих вечеров – дело здесь не в том, что нам нужно срочно заработать денег. Однажды меня попросили сыграть небольшой концерт в «Пушкинском доме» в Лондоне, и после концерта кто-то из друзей (вероятно - желая сделать мне приятное) сказал, что ему понравилось, как я играю на гитаре. Мне же, как человеку вот уже сорок два года на гитаре играть совершенно не умеющему, это – естественно - очень польстило. С тех пор я стараюсь использовать всякую возможность таких тихих выступлений, ведь что бы я ни играл на гитаре в «Аквариуме», этого – в силу специфики нашего звука - всё равно никто не слышит.

Таким образом, для меня эти творческие вечера - что-то вроде творческой лаборатории: я пробую какие-то вещи, которые с «Аквариумом» играть не буду, или они будут звучать как-то совсем не так.

А сам для себя я могу и поэкспериментировать. Иногда - один, иногда с Борей Рубекиным, иногда – в виде трио – с Борисом, Игорем Тимофеевым или Андреем Суротдиновым. Вот сейчас будем пробовать – что получится с Борисом и Сашей. В разных вариантах все играется по-разному, и в голову приходят разные песни, иногда – из тех, что я не вспоминал десятки и сотни лет.

И площадки – тоже самые разные. В Гонконге мы играли с Брайаном в крохотном пабе, а в Петербурге я пел в Капелле. В Москве меня зовут петь в зал Чайковского. Одним словом – беспринципно играю, где попало.

- Правда, что было несколько таких концертов в Китае?

- Да, в рамках планомерного освоения Китая я уже успел сыграть в Гонконге, Пекине, Гуанджоу и Шанхае.

- Для русскоязычной публики?

- Конечно. Китайцы пока не имеют даже понятия о моем существовании.

«Власть была такой же и 20, и 40 лет назад…»

- Вопрос Василия: «Подсказывает ли вам чутьё творческого человека, как скоро в России будет революция?»

- Уважаемый Василий! Напомню, что любая революция неизбежно сопряжена с огромными человеческими жертвами. Спросите у себя самого: вы готовы убивать детей?

- Борис, добрый десяток вопросов касается горячей в последнее время темы резких высказываний Юрия Шевчука по поводу нынешней власти. Вот Александр из Перми пишет: «Недавно Фонтанка процитировала высказывания Ю.Ю. Шевчука о сегодняшней власти, о роке, о музыке. «По ящику у нас показывают, что все хорошо, мармеладно просто… Ты, быдло, только смотри, жуй это все и не вякай. Древний Рим: хлеба и зрелищ… А что творится реально? Да все нормально, богатые богатеют, нищие нищают. Коррупция тотальная - воруют все. Система выстроила сейчас у нас в стране жестокую, жесткую, бесчеловечную власть. Народ мучается не только в тюрьмах и лагерях, но и в детских домах, больницах. С другой стороны... сколько сволочи, кормящейся во власти, в погонах и с мигалками — грабят нас, сбивают нас на дорогах, расстреливают в магазинах, и никто за это по большому счету не поплатился». Что бы вы добавили к сказанному? А еще лучше - ваше мнение?»

- Что по этому поводу можно сказать или что к этому добавить?

Я вполне понимаю, почему он это говорит; и во многом не могу с ним не согласиться. Другое дело, что и двадцать лет назад была такая же власть, и сорок лет тому назад была такая же власть, и сто лет тому назад; по сути своей, они мало чем отличаются друг от друга. Большую часть исторического времени в России происходило все то же самое, что происходит сейчас; лучше не было практически никогда, и бывало значительно хуже.

То, что власть у нас часто несправедлива и жестока – да, с этим сложно поспорить. Но здесь всегда было так, и я боюсь, что власть в России, к сожалению, еще очень долго будет такой.

- Joker: «Борис Борисович, как Вы думаете, почему возвращается совок в виде 20-ти летних? Они не жили при нем, но пытаются его построить у себя в головах… Почему 40-летние более нонконформисты, чем 20-летние? Получается конфликт «отцов и детей», только наоборот».

- Я боюсь, что это из-за нежелания думать. Всем «любителям совка» кажется, что сидеть в лагерях будут не они, а кто-то другой; а думать так, как мы знаем из истории - большое заблуждение.

Но при этом все-таки существуют люди, которые не хотят быть конформистами; люди, которые хотят чего-то большего, и, я считаю, что их старания, пусть не очень заметные, постепенно могут сделать наше общество лучше.

- Сергей: «Уважаемый Борис Борисович! Вы много путешествуете, скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, какая из европейских стран (кроме России) больше всего подошла бы русскому человеку для постоянного проживания, - с точки зрения психоэмоционального комфорта?»

- К сожалению, я ничего на это не могу ответить, потому что я нигде постоянно не жил. Я всюду приезжаю в гости, а гостить и жить постоянно – это совершенно разные вещи. Я лично с энтузиазмом отношусь к Англии, но некоторым людям ближе Франция или Италия. Или, скажем, Сербия. В Европе, куда ни приедешь, везде встречаешь русских, которые живут там с удовольствием.

- Иван: «В одном из интервью Вы сказали, что через несколько лет мир настолько изменится, что мы его не узнаем. Что же Вы имели в виду? И согласны ли Вы с утверждением, что «за последние пару тысяч лет человечество мало изменилось»?

- Мне кажется, что человечество - как физически, так и нравственно – действительно мало изменилось за последние пару тысяч лет (а, вероятно, и за значительно большее количество времени).

Но постоянный технический прогресс, особенно в области информатики, сильно меняет наш мир и наши возможности. Сами-то мы не меняемся: наши желания и наша природа все те же, что и были; но доступ к информации и возможности общения меняются очень сильно. И меняется наше к этому отношение, поэтому и весь мир меняется до неузнаваемости. Но, по-моему, это перемены на поверхности; в глубине – то же, что и было.

Простой пример. Я очень хорошо помню, как несколько десятков лет назад сложно было услышать новую музыку, как сложно было ее достать, найти. Сначала ее невозможно было найти, и она была абсолютно бесплатной, потом она стала более доступной, но дорогой; потом очень дорогой, а теперь она опять становится бесплатной, и найти ее очень просто. И это, безусловно, меняет наше отношение к музыке, что очень интересно, потому что принципы музыки от этого не меняются. Музыка аналогична миру, потому что построена по тем же законам, что мир. Изучая музыку, мы можем больше узнать о мире. Но разная доступность музыки в разные времена влияет на наше к ней отношение.

- Леминг: «Уважаемый БГ! Вы изменили свое мировоззрение за последние 30-40 лет? И до сих пор – «сонцемилия это проекция жизни на бутерброд с сыром»?

- Лемминг - хорошее имя... Я в первый раз слышу эту фразу, не знаю, что здесь имеется в виду… А что до моего мировоззрения, то, с моей точки зрения, оно не изменилось за последние 30-40 лет.

- Вася: «Как Вам видится окружающий мир через стеклянную аквариумную стенку?»

- «Аквариум» - это название той музыки, которой мы занимаемся. Но живу я не в музыке, а в мире. Музыка – лишь одна из составных частей этого мира. Поэтому стенки между окружающим меня миром и мной – нет.

Боюсь, что жить в стеклянном контейнере мне было бы не интересно.

- Николай: «Как Вы относитесь к современной молодёжи? В чём разница между той молодёжью, которая была в Ваше время, и нынешней?

- Никакой разницы не вижу; как относился, так и отношусь. Как к людям.

- А когда вообще каждый из нас перестает быть «молодежью»?

- Человек перестает быть «молодежью», когда он сознательно делает выбор – я больше не молодой, говорит он. Теперь я буду старенький. У молодого все в будущем, у старого – все в прошлом.

- Или ему говорят, намекают: «Ты уже не молод!»

- Нет-нет-нет. Есть люди, про которых лет до 90 нельзя сказать, что они старенькие, потому что они любого молодого просто на вилы поднимут. Потому что они по духу моложе. Как писал человек двумя страницами раньше: «Теперешние 20-летние часто бывают конформистами». А любой конформист – уже немолодой.

- domik: «Борис, как давно ты заразился болезнью морализаторства и собираешься ли лечиться, чтобы снова вернуться в рок-н-ролл?»

- Приведите, пожалуйста, пример моего морализаторства. Без примера это довольно голословное заявление. Я морализаторов не очень люблю, и не хотел бы оказаться в их числе.

Бывает, что меня о чем-то спрашивают, и я отвечаю то, что я думаю; но это едва ли морализаторство, потому что утверждать, что я прав, а остальные не правы, я не стану.

- Олег: «Что Вы курите, когда пишите свои стихи?»

- Ничего не курю. Я вообще не курю.

- Антон: «Ваше отношение к легализации конопли?»

- Легализация любых наркотиков - дело государственное.

Когда наркотики запрещены, те, кто ими торгует, получают с этого очень большие деньги, и часть этих денег идет на взятки высокопоставленным чиновникам. Естественно, таким чиновникам невыгодна легализация.

Логично предполагать, что легализация - как средств воздействия на сознание, так и проституции - сильно оздоровило бы общество; ведь оттого что сейчас они вне закона, меньше ни того, ни другого не становится. Просто деньги идут не в государственную казну, а в «теневые структуры».

Но пока что всем проще делать вид, что этого вопроса не существует.

- Василий: «Вот главный нарколог страны говорит, что треть студентов вузов - наркоманы, а, сколько их, по-Вашему, и о чем это говорит?»

- Боюсь, что главный нарколог вряд ли мог такое сказать, потому что наркомания – это болезнь, а говорить, что треть русских студентов больны, это, мягко говоря, преувеличение. Больными обычно являются пять процентов населения, в худшем случае, десять, но, чтобы треть студентов была больна – простите, в это я никогда не поверю. Скорее, кто-то перепутал «наркоманов» с «попробовавшими». Так что это ни о чем не говорит, кроме того, что на дворе 2010 год.

- Денис: «Уважаемый, Борис Борисович! Нужно ли музыканту, в частности Вам, занимать какую-то активную позицию в жизни современного общества?»

- У меня очень активная позиция в жизни современного общества. Я активно живу и творю в современном обществе – в этом моя позиция.

- Максим: «Ваша позиция «просто наслаждаться жизнью, выражать удовлетворение и не замечать разрухи в стране и дебилизации россиян» - это просто потому, что Вам всё равно, потому, что Вы и, правда, ничего такого не замечаете или потому, что Вы боитесь?»

- Я не уверен, что то, что Вы называете «дебилизацией» россиян – это сегодняшнее явление. Мне кажется, что в начале 90-х годов люди начали выбирать, каким путем им идти – и, к сожалению, пошли самым легким, самым проторенным путем, который ведет вниз. Поэтому то, что происходит сейчас – это последствие решений, принятых всеми нами в начале 90-х.

Альтернативой этому было бы «приказать всем стать умными», а не ставших умными – посадить. Это мы уже проходили.

И разруху, и пробелы в образовании нужно ликвидировать постепенно, и совсем не по приказам сверху, а на местном уровне. Только тогда это может оказаться действенным.

«Бог один, и в него невозможно не верить…»

- Константин: «Уважаемый Борис Борисович, Вы хотели бы достичь нирваны? И второй вопрос, если можно: чего Вы больше всего боитесь в жизни, и что доставляет наибольшую радость?»

- Пока человек «хочет достичь» нирваны, это значит, что он плохо представляет себе то, о чем он говорит. Чтобы хотя бы приблизиться к этому состоянию, нужно перестать желать его достичь. А совсем мудрые говорят: «нирвана есть самсара», то есть наш повседневный мир, увиденный ясным взором.

Ну, а второй вопрос - частный, я не могу на него ответить. Многие вещи доставляют мне радость, и многие вещи меня печалят, но перечислять их я не стану – это мое личное дело и навязывать свое мироощущение другим - некорректно.

- Вадим: «Уважаемый Борис Борисович! Вы в Бога веруете и если да, то в какого?»

- О! Это вопрос, может быть, самый важный в сегодняшнем разговоре.

Уважаемый Вадим! Бог только один; нет двух богов, трех богов. Нет «своего Бога» у каждого народа, потому что Бог в бытии только один, но каждый народ и каждая культура называют Его по-своему – а Он у всех один и тот же.

В Него невозможно «верить» или «не верить», потому что Он значительно больше любых верований, идей или представлений любого человека. Как говорили христианские богословы: «Бог начинается там, где кончаются наши представления о Нем». Все мы - только часть этого Бога; так же, как и каждая волна какое-то время существует сама по себе и при этом остается частью Океана.

- Егор: «Насколько важна роль семиотики в Вашей жизни?»

- Только по четным дням, с часу до трех. Но мудрые говорили, что интерпретация знаков – это одно из важнейших дел человека.

- Винсента: «Б.Б! А каббалу Вы почему до сих пор не изучаете? Вперёд в Петербургский Центр!»

- Я с уважением отношусь к каббале, но импульса ее изучать у меня в данный момент нет.

- Павел Шерстобитов: «Борис, правда, что Вы являетесь тайным адептом иудаизма, и с помощью буддизма скрыто боретесь с православием в России?

- Я не могу бороться с православием, потому что оно безгранично и непостижимо, и я отношусь к нему с трепетом и любовью.

Про иудаизм я почти ничего не знаю, поэтому агентом или адептом его мне тоже сложно являться, да и с какой радости?

С помощью же буддизма с православием было бы бороться сложно, потому что это две разные вещи, говорящие о разном. И более того – одна не противоречит другой.

Если Вы способны почитать первоисточники, то почитайте, пожалуйста, и Вы придете к этому выводу сами. Если не способны, попробуйте все-таки узнать подробнее – о чем именно Вы говорите, потому что, на мой взгляд, вредно говорить с чужих слов.

Попробуйте применить собственный рассудок и собственное сердце.

- Сергей: «1. Известно, что выбор религии во многом определяется этнической принадлежностью (доминирующей религией в этносе). Борис, какие наиболее негативные последствия Вы испытали при «переходе» от православия к ваджраяне, и были ли они вообще? 2. Как Вы считаете, существует ли возможность в будущем выработки «некоей универсальной позитивистской этики» вне религиозных воззрений: бессмертия души и реинкарнациии? Спасибо!»

- Объясню сразу одну простую вещь – я никогда не переходил от православия ни к ваджраяне, ни к дзогчену, ни к остальным достойным занятиям. Да это было бы и невозможно. С тем, как идет моя жизнь, я все больше и больше узнаю, как в разных этносах почитают Бога, и какие методы используются в каждой культуре для того, чтобы человек мог стать лучше. Это процесс последовательного узнавания – а сам я остаюсь на своем месте, никуда не перехожу и не вижу ни смысла, ни возможности этого делать.

А «универсальная позитивистская этика» - нужна ли она? Наука и так постепенно приходит к согласию со старинными учениями, а мне мило, когда каждый верит и выражает свои чувства к Богу по-своему.

И потом - эта этика существует. Благородные люди всех времен и народов всегда имели один кодекс чести, по которому они узнавали друг друга. И даже, если они были смертельными врагами, скажем, мусульмане и крестоносцы находились в отношениях смертельной вражды, но они уважали рыцарство друг друга и поступали по отношению к рыцарям с обеих сторон очень даже позитивно.

Кодекс чести существует универсальный, на всю землю, и все его придерживаются. Массовая религия существует для людей, которые не знакомы с этим кодексом чести. И там этот кодекс чести перелагается более простыми словами. Поэтому универсальная позитивистская этика существует.

А религиозные воззрения должны быть разные в разных культурах, так же, как в разных странах говорят на разных языках. Если все заговорят на одном, человечество непоправимо обеднеет.

- Алексей: «У каких Тибетских Ринпоче Вы учились? Вы переводили Книги Тулку Ургена Ринпоче и Чокьи Нима Ринпоче, как Вы познакомились? Спасибо!»

- Мы принимали буддийские учения у Чокьи Нима Ринпоче, Ургена Тулку Ринпоче, Беру Кьентце Ринпоче, Тенга Ринпоче; принимали некоторые учения у полудесятка других лам. Со всеми ними я познакомился в Непале, в Катманду, где у них у всех монастыри. Просто приходили к ним в монастыри.

- Роман: «Как Вы считаете, какая религия будет доминировать в мире в ближайшие 25-50 лет (ну если слишком далеко беру, то насколько Вы можете спрогнозировать), и будет ли от этого людям жить лучше?»

- Я не могу прогнозировать будущее; и, более того, мне это не очень интересно. Мне интересно то, что происходит сегодня, сейчас.

Жизнь всех людей едва ли станет лучше; но жизнь отдельного человека может стать лучше, если он начнет очищать свое собственное сознание. Желая изменить мир, следует начинать с самого себя.

- onecooler: «Борис Борисович, как Вы думаете, бытие определяет сознание или всё же сознание определяет бытие?»

- Каждое сознание замечает в бытие то, что оно может заметить, поэтому бытие и сознание – это две стороны одной и той же монеты. Они взаимно определяют друг друга.

- Kupiduska: «Есть ли спасение от конечности бытия?»

- Бытие бесконечно.

- Никита: «Одолевали ли Вас раньше демоны (Демон Никотин - Ваш же образ)? Другими словами, испытывали ли Вы муки совести, поддавшись какому-либо искушению? Какие есть способы борьбы с подобными демонами?»

- Я думаю, что и демоны, и искушения меня одолевали всегда, как и любого другого человека.

Только вот мук совести я никогда в жизни не испытывал: если что-то сделано, то это уже сделано; слезами делу не поможешь. Лучше принять это к сведению и идти дальше.

Что же до искушений - я всегда с наслаждением поддавался искушениям; надеюсь, что и далее буду продолжать это делать, потому что, если искушение пришло, значит, во мне есть пустое место для его появления. Мне кажется, что с этим нужно не столько бороться (потому что борьбой ты только придаешь ему силу), сколько ясно увидеть – откуда оно взялось, что на самом деле значит, и чего тебе на самом деле хочется. Подавлять в себе искушение – значит, пытаться срубить куст, оставляя его корни. Он просто вырастет вновь.

Искушение может появиться только тогда, когда мне кажется, что мне чего-то не хватает. А я уже знаю, что мне хватает всего. И когда - с Божьей помощью – это искушение увидишь при свете дня и разберешься с ним так, чтобы оно тебя более никогда не смогло тревожить, тогда это - конструктивная работа с искушением.

- Роберт: «Согласны ли Вы с мнением, что Господь не пребывает в храмах, отстроенных человеческими руками»?

- Господь пребывает абсолютно везде.

- Михаил: «Здравствуйте, Борис Борисович! В чём смысл жизни? Вы ведь наверняка знаете».

- Смысл жизни в раскрытии в себе Бога путем любви к окружающим живым существам.

«На вопросы о творчестве отвечать невозможно…»

- Daemon: «Если можно об этом говорить, "дьявол с серебряным ртом" перестал диктовать строки? Или всё, что просилось быть сказанным - сказано? С глубочайшим уважением и вниманием».

- Это цитата? Вопрос? На вопросы, связанные с творчеством, отвечать правду невозможно, потому что ее не ответить. Песни, слава Богу, еще пишутся.

- Ефимова Наталья: «Борис Борисович, как Вы пишете: долго и прилежно трудитесь над песней, или же Бог сразу вкладывает Вам в голову готовое сочинение?»

- И то, и другое. Только это не Бог вкладывает в голову, а там что-то проявляется в результате очень долгого прислушивания к возможностям красоты.

- Николай Копирник: «В последнее время Вы, кажется, уже не поёте «но ещё 4 года, и на часах будет...», а также «иные грядут времена, когда...» С чем это связано? Не сбылось? Или наоборот? Как оно вообще, по-Вашему, - зачем человеку дано чувствовать течение времени? (Его же, говорят, не существует!)».

- Говорят, что мы - люди, пока мы замечаем время. Как только мы перестаем замечать время, мы перестаем быть людьми, и становимся кем-то другим.

Что касается перемен в песнях, то и рад бы ответить, но не получится. Бывает, что песня вдруг поднимется из глубины времени с изменившейся строчкой и станет вдруг совершенно сегодняшней. Если песня вдруг так появляется во мне, то я ее пою; если она становится заезженной, то перестаю ее петь. Если мы ее играем, то это не потому, что я хочу ее петь – просто нужно делать именно так.

Почему это происходит – я не знаю.

- Михаил: «Ваша потрясающая песня "Мама, я не могу больше пить!" - выстрадана лично вами?»

- Вопросы по поводу творчества – на них не могу отвечать. Догадайтесь сами.

- Алексей: «Скажите, Борис, Вы по-прежнему считаете дикий крик «право руля» достойным занятием?

- В песне, которую Вы цитируете, не сказано, что я так считаю. Сказано, что есть два достойных занятия. Поэтому все остается, как сказано в песне. Дикий крик «право руля» у нас из моды не выходит.

- Иванов Денис Юрьевич: «Здравствуйте, Борис Борисович! Я являюсь давним поклонником Вашего творчества и всегда восхищаюсь Вашим умением удачно сочетать музыку и неповторимые литературные обороты, позволяющие полноценно раскрыть характер песни. Вопрос: у Вас есть песня «Иванов» (обратите внимание на фамилию автора вопроса! – Прим. Ред.), расскажите, пожалуйста, об истории ее создания, кто был прообразом персонажа?»

- Про историю создания песни «Иванов» вряд ли можно сказать все по той же самой причине. Вынужден повторяться: о творчестве нельзя сказать что-то правдивое, придумать истории – пожалуйста. Но то, как на самом деле происходит, как из ничего получается что-то – это великая, может быть, самая важная тайна во вселенной, и у меня никак не получается эту тайну открыть.

- Борис, а от слов «я являюсь поклонником вашего творчества», Вас немного не передергивает?

- Нет, я сам поклонник творчества «Аквариума». Мне нравится то, что мы делаем.

- А восхищаетесь ли Вы своим «умением сочетать музыку и литературные обороты»?

- Более того, не то, что восхищаюсь, оно превосходит возможности моего понимания. Я, честно говоря, не знаю, как это получается.

- Бывает так, что услышите где-то старую песню и подумаете: «Как я хорошо раньше писал!»

- Да, всегда так и бывает.

- Алексей Моховиков: «Борис, вот лет 100 или 400 назад талантливый поэт или певец не имел записей на лицензионных дисках и соответственно отчислений, на которые можно жить, а сейчас не надобно быть талантливым, достаточно грамотно пропиарить себя и использовать технику для записи чего угодно и как угодно, а потом втюхать это всё, и иметь, на что жить. В чем смысл покупать лицензионный диск? Если мне нравится певец, я лучше дам ему денег в той мере, в какой он мне нравится, но кормить прослойку лоботрясов, крутящихся вокруг певца за счет платы за некую лицензию - это маразм. Вы как считаете? Или это издержки прогресса и морали времен нынешних?»

- Я совершенно с вами согласен. Поэтому записи «Аквариума» есть в свободном виде в Интернете. Я всегда придерживался этой точки зрения. Благо в 80-е годы за всю нашу музыку никто не брал и не получал ни копейки. Считаю, что полезно придерживаться той же идеологии и теперь. А диск можно сделать и самому: скачать в Интернете в самом высоком качестве бесплатно любой альбом, скачать обложку – или самому её сделать, разрисовать все это и поставить не полку – и будет ничуть не хуже.

- Николай: «Что для Вас значит «День Радости»?

- Частный вопрос. По-моему, в песне довольно много по этому поводу сказано.

- Андрей, СПб: «Борис Борисович, при каких обстоятельствах родилась знаменитая «Плоскость»? Что окружало её создание, какие впечатления, мысли? Песня странная и волшебная: настроение в себе…»

- Андрей, спасибо за хорошие слова. А на вопросы о творчестве у меня отвечать не получается.

- Николай: «Здравствуйте, Борис! Зная Ваш интерес к различным жанрам музыки, скажите: в написании песен Вы придерживаетесь, так скажем, уже традиционного звучания «Аквариума», хотя и с исключениями (« Афанасий Никитин буги, или Хождение за три моря»), и есть ли желание и возможность экспериментировать более масштабно?»

- Желание есть, есть и возможность - но каждая песня требует своего единственного воплощения и тут я мало что могу сделать.

Например: мы пытались песню «Мама, я не могу больше пить» сделать более электронной, однако большую часть из этого пришлось выкинуть. Там осталось много электроники, но песня просто не для этого.

Каждый песня предполагает свою манеру аранжировки и, наворотив в ней чего-то, что к ней не подходит, можно ее загубить.

Поэтому жажда экспериментировать у меня есть, и она все сильнее и сильнее, но не везде это уместно. Что я могу, то я делаю.

- www.igor-zharkov.ru: «Борис, почему у Вас тексты песен грустно-умные?»

- Что появляется, то и появляется.

- Кирилл: «Ваши творческие планы?»

- До июня мы будем продолжать тур «День Радости»; не всегда, но по возможности - с Браяном Финнеганом.

Летом – как я надеюсь - наступит время подготовки к новым записям.

Если мыслить стандартно, в форме «альбомов», и иметь время и возможности, «Аквариум» мог бы записать сейчас приблизительно три или четыре «альбома» совершенно разного материала.

Пока что мы решили изменить сами принципы записи: обычно, когда группа записывает альбом, она собирает все лучшее, что обязательно должно войти в этот альбом, а невошедшие песни остаются в архиве группы, или выходят в пиратском виде. Мы же решили записывать сначала все необязательные и странные песни, которые – очевидно - не войдут в альбом – а там посмотрим.

А если речь идет лично обо мне, то я продолжаю писать передачи «Аэростата» (авторская программа БГ на «Радио России» и радио «Культура». – Прим. Ред.) и работаю над переводом великого сокровища индийской философии, книги «Бхагават Гита»; вернее, не столько переводом, сколько изложением смысла «Гиты» простым русским языком.

О личном

- Александр: «Борис Вы тщеславны?»

- Наверняка. Мне присуще все то, что присуще любому другому человеку, поэтому, наверное, я очень тщеславен. Честно говоря, не видя себя со стороны, не могу судить о себе.

- Денис: «Б.Б., Вы, как человек публичный, боретесь с тщеславием?

- Я с ним не борюсь – это заведомо обреченная борьба. Я жду, когда оно пройдет само. Нельзя бороться с плохой погодой.

- Наталья: «Как бороться с унынием?»

- Набирать положительную энергию. Любое уныние - это результат дефицита простой жизненной энергии; или, как сказали бы китайцы – застоя этой самой энергии.

Средств для этого много: от простой ходьбы или ежедневной гимнастики до посещения церквей, в зависимости от ваших личных склонностей. Желательно и то, и то.

Главное, что это работает.

- Дмитрий: «Борис, скажите, пожалуйста, что для Вас открыли ваши дети? Что для Вас значит отцовство?»

- Отцовство для меня - большая честь; а дети открывают во всех самое главное, наверное - чувство удивления и восторга перед жизнью.

- МВС: «Вас все время называют Борис Борисович, но многие ничего не знают о старшем Борисе. Чем он занимался?»

- Мой отец был изобретателем, работал научным сотрудником в институте морского флота и изобретал всякие приборы, связанные с мореходством.

- Александр: «Борис, правда ли то, что в школе Вы писали стихи, сидя под партой в позе лотоса, утверждая, что подобная поза способствует увеличению творческих способностей?»

- Хуже того, я засовывал голову в ящик парты и смотрел на мир через отверстие чернильницы в поисках вдохновения. Как-то это мне удавалось - подтверждением этого служит тот факт, что хорошо помню, как видел свет, идущий из отверстий чернильницы. Это были старые парты еще, это был 1965 год.

И, боюсь, что без позы лотоса; в этой позе засунуть голову в ящик парты невозможно.

- Андрей: «Кто ты теперь, с кем ты сейчас?»

- Я все тот же.

- serdjuzz: «Когда последний раз, ну, может быть, первый: Вы были не в себе?

- Слишком личный вопрос. И потом я не знаю – где это: в себе.

- Виктор: «Борис, Вы производите впечатление уравновешенного человека. Скажите, что в жизни заставляет Вас раздражаться (shiver)? Ну, и что Вы с этим делаете?»

- Опасное заблуждение – считать, что я уравновешен; сорваться мне всегда было легко; но я знаю, как это вредно.

Чтобы реже срываться - полезно помнить, что одно мгновение гнева уничтожает позитивную энергию, накопленную за много десятков жизней (как говорят специалисты). Если это все время помнить, то раздражение будет реже проявляться и скорее проходить.

- Владимир П.: «Здравствуйте Борис. Я считаю, что Вы талантливый музыкант, но меня беспокоит такой вопрос - когда Вы последний раз посещали кабинет психиатора? Заранее благодарен за ответ. Долгих лет жизни».

- Я никогда не был у психиатра.

- Андрей Д.: «Разрешаете ли Вашим любимым женщинам трогать Ваши гитары?»

- Я разрешаю любимым трогать все, что угодно.

«У меня сразу несколько вопросов…»

- BigNode: «Борис Борисович, добрый день! У меня сразу несколько вопросов. 1. Достаточно давно российская телесцена стала во многом потешным балаганом в обертке попсы. Есть ли, по Вашему мнению, какой-либо тренд в нынешнем состоянии (слово «развитии» пока еще не совсем уместно) питерского рока? 2. Ощущаете ли Вы нынче по личной гастрольной деятельности, по настроению залов, востребованность кардинальных перемен в жизни страны, общества, либо все еще осталось, как и прежде, болотом? 3. В чём отличия, по Вашему мнению, между публикой в залах эпохи «застоя» и нынешней? И какая из них вам лично ближе по духу? Спасибо, удачи и успехов!»

- Но так называемый «питерский рок» (хотя я не очень согласен с этим названием), никак не связан с российской телесценой. Потому что телемир – это одно, а так называемый «рок» - или любая другая музыка – это другое. С моей точки зрения, эти два феномена никак не пересекаются. Как только что-то попадает на телевидение, оно имеет очень опасную возможность немедленно перестать существовать.

А никакого особого трэнда пока не замечал.

Что касается вопроса номер два...

Любые «кардинальные» перемены в жизни страны и общества будут кардинальными только за счет огромного количества человеческих жертв. Ну, поймите вы это, наконец. Любая революция – это кровь. Вы хотите крови? Вы очень хотите убивать своих сограждан?

Другое дело – постепенные, «некардинальные» перемены: если наше общество будет постепенно эволюционировать, то у нас есть выйти шанс из болота. Но, учитывая теперешнее состояние, это потребует огромного количества работы со стороны не только правительства, но и со стороны всей страны.

Главное, видимо, это - перестать воровать в личной жизни – и начать отличать истинное от подделок. Для очень большого количества людей в этой стране это будет кардинальная перемена.