Мы добры или просто потакаем своим эмоциям?
На модерации
Отложенный
В 19 или 20 году, когда мой дед заболел скарлатиной, прадед отвез его к доктору вместе с мешком муки, а семье сказал: "перезимуете на картошке". Этот был серьезный выбор. У прадедова брата тогда же заболела дочь. На нее муку тратить не стали. Этот выбор тоже был нормальным. Для нас он непредставим, но родители девочки, конечно же, не мучились угрызениями совести всю оставшуюся жизнь.
Через много лет, уже в конце 80-х другой мой родственник, глубокий старик, отказался резать выросших в доме козлят. Он немало перерезал за жизнь кур, козлят, поросят и телят. Но время уже было другим. Мультфильмы, игрушечные зверушки, вместо чумазой оравы под ногами – штучные внуки, которых красиво одевали и водили на музыку.
Я думал об этом, когда решал, отдавать ли деньги на лечение кошки – половину месячной зарплаты. Это не совсем то, чем был для прадеда мешок муки 90 лет назад, но почти то. Я заплатил, потому что понял, что все равно не смогу этого не сделать. Крайне глупо, но какой уж тут выбор.
Добры мы или просто потакаем своим эмоциям? Научились воспринимать чужую боль как собственную или разучились без страха глядеть в глаза смерти?
Я знаю, что второе вернее, но не думаю, что лучше. Плохо другое - что скоро все это кончится. Но теперь уже ясно, что никакой возможности беречь друг друга и всякую тварь в том объеме, к которому мир стал привыкать лет 50 назад – уже нет.
Главнейшей составляющей современного стандарта жизни стало отсутствие в жизни призрака смерти. Спасут, помогут. Продлят молодость, отодвинут старение. Обеспечат каждому человеческие условия, достойное отношение, уважение к слабостям. Уничтожат жестокое обращение с животными, китобойный промысел и выращивание скота на мясо. Создадут неравнодушный мир, где у каждого будет желание и возможность помочь друг другу. Но пока это "каждый" реально распространялось только на затронутых высокой цивилизацией, то есть на каждого пятого или десятого жителя земного шара, никто особо не задумывался о ресурсах, мальтузианство было списано на пессимизм доиндустриального общества. А речь-то уже шла не просто о росте населения, а о взрывном росте потребностей.
Тем временем великая коммунистическая мечта и великая антикоммунистическая мечта – все рухнуло. После исчезновения Мира Полудня обнищавшие духом толпы развернулись к комфортному изобилию Мира Хищных вещей века, но успели увидеть лишь закрывающиеся ворота. Мира, где можно будет хотя бы жить беззаботно, не думая о неминуемом конце, уже не будет. Нам придется вернуться в прошлое. Отвыкать от мысли о ценности человеческой жизни. Находить удовольствие в "аз есмь червь" или чем-то еще.
Если я заболею, и на лечение потребуются серьезные деньги, я не стану говорить об этом родным и друзьям.
Комментарии
http://ljudmila.ya.ru