Как потерять Египет – мастер-класс от Путина


В 2015 году в отношениях между Россией и Египтом ничего не предвещало беды. Владимир Путин успешно рубил окно в «колыбель человеческой цивилизации», освобождаясь от гнета западных санкций. Египетское руководство отвечало теплой взаимностью, демонстрируя готовность хоть сейчас вступить в Евразийский экономический союз.

К примеру, в феврале этого года президент России Владимир Путин посетил с двухдневным визитом Египет, по результатам которого был достигнут ряд важных для Кремля договоренностей, а также намечены рубежи дальнейшей двусторонней кооперации:

<pre><code class="undefined">усиление военно-технического сотрудничества; взаимодействие в атомной энергетике (участие Росатома в строительстве первой египетской АЭС); создание зоны свободной торговли между Египтом и Евразийским экономическим союзом; переход во взаиморасчетах на национальные валюты; совместное противодействие террористической группировке «Исламское государство».</code></pre>
В марте главы военных ведомств двух стран Сергей Шойгу и Сидки Субхи подписали соглашение о военном сотрудничестве между Россией и Египтом.

В этом же месяце российская компания Gazprom Global LNG Limited и египетская EGAS подписали рамочное соглашение о поставках сжиженного природного газа (СПГ) из РФ в Египет, предусматривающее продажу 35 партий СПГ на протяжении пяти лет. В августе чрезвычайный и полномочный посол Египта в России Мохаммед эль-Бадри сообщил, что Египет и Газпром начнут фактическое сотрудничество по поставкам российского СПГ в течение 2015 года.

В конце августа президент Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси совершил ответный визит в Москву, в ходе которого обсуждалось двустороннее сотрудничество, борьба с ИГИЛ, возможное создание антиигиловской коалиции, а также урегулирование сирийского кризиса. Тогда же президент России в очередной раз заявил о целесообразности создания зоны свободной торговли между Египтом и Евразийским экономическим союзом, а также использования национальных валют во взаимных расчетах.

Все эти визиты, заявления о намерениях, предварительные договоренности сопровождались радостными заголовками и комментариями в российских СМИ: «развенчание мифа об изоляции России», «экономический прорыв России и Египта», «геополитический прорыв России» и т.п. Похоже, что дружелюбный и солнечный Египет должен был в ближайшие годы заменить России «фашистскую» Украину.
В целом динамика отношений между Россией и Египтом носила положительный характер и сулила хорошие перспективы. И все у них должно было получиться, пока 31 октября над Синайским полуостровом не произошла ужасная трагедия с пассажирским самолетом Airbus А321 авиакомпании Когалымавиа.

В результате авиактастрофы Россия потеряла свыше 200 ни в чем невинных своих граждан. Российские туроператоры понесли громадные убытки, исчисляемые десятками миллионов долларов США. Еще большие убытки, в сотни миллионов долларов, понес и еще понесет (Рождество и Новый год уже близко) Египет в связи с тем, что ряд европейских государств и Россия после авиакатастрофы запретили своим авиаперевозчикам осуществлять перелеты в эту страну.

Кроме того, Россия, собирающаяся значительно усиливать двустороннее сотрудничество с Египтом и совершать «геополитический прорыв», похоже, отказалась от такой идеи. Как сообщает российский Коммерсант, ссылаясь на источник в аппарате правительстве РФ, введенный российскими властями запрет на полеты в Египет продлится «не месяц-другой, а годы». Примечательно, что по версии российских силовиков, на которых ссылается Коммерсант, «катастрофа» на борту российского авиалайнера стала следствием «предательства египетских спецслужб».

Получается, что все эти переговоры, договоренности, заявления о создании зоны свободной торговли, усилении экономического сотрудничества, консолидации с Египтом борьбы против ИГИЛ... Все было перечеркнуто господином Путиным, возомнившим, что Россия может высовывать свой нос за рамки геополитического приличия, не имея для этого ни ресурсов, ни стратегического мировосприятия. Это и подтвердила помощница президента США Селест Уолландер, подчеркнувшая, что многочисленные внешнеполитические ошибки руководства России свидетельствуют об отсутствии у него понимания стратегической ситуации.

Ведь Путин полез в Сирию, рассчитывая сохранить и усилить свое влияние на Ближнем Востоке, а также на то, что Европа снимет с России санкции и станет более податливой в вопросе урегулирования конфликта в Украине. Но вместо этого в ЕС сейчас говорят лишь о продлении антироссийских санкций. А усиление влияния на Ближнем Востоке обернулось гибелью российских туристов и прогнозируемым спадом двусторонних отношений с Египтом. И все работа, проводимая в течение последних нескольких лет российским МИДом и правительством, пошла насмарку. Так держать, Вольдемар!