Ветераны по сортам

На модерации Отложенный

Люди, пережившие Великую Отечественную войну, делятся на несколько сортов.  

Инвалиды и участники боевых действий обязательно попадают в первый сорт. Для всех остальных сорта определяются отдельно на каждом уровне власти.  

На федеральном уровне человек, переживший войну, может входить в первый сорт, а на региональном — числиться во втором или даже в третьем. Причины, по которым их относят к тому или иному сорту, не укладываются в нормальную логику, поэтому сейчас, накануне 65-летия Победы, ситуация выглядит довольно запутанной.  

У федеральной власти, например, помимо непосредственных участников боевых действий и инвалидов в первый сорт попадают еще их вдовы, а также несовершеннолетние узники концлагерей. А вот совершеннолетние узники числятся уже не первым сортом, а вторым. Вероятно, власти считают, что они меньше страдали в лагерях, чем несовершеннолетние. А может, предполагается, что раз они были совершеннолетними, то могли и не попадаться в лапы фашистам. Взяли бы да убежали. Взрослые ведь были, а не дети малые…  

Официальных разъяснений по этому поводу нет, поэтому предположения можно строить самые разные, но факт остается фактом: ко Дню Победы совершеннолетние узники получат от президента Медведева не по пять тысяч рублей, как первосортные ветераны, а всего по тысяче.  

Зато мэр Лужков не делит узников на совершеннолетних и несовершеннолетних. От московской власти и те и эти получат поровну — по полторы тысячи.  

Такую же сумму вручат обладателям значка “Почетный донор”, сдававшим кровь в годы войны. Спустя 65 лет их заслуги перед страной в денежном эквиваленте сравнялись с муками людей, переживших плен.  

Полторы тысячи — планка, установленная столичными властями для второго сорта. Первый сорт получит от Москвы по две тысячи. Кроме воевавших на фронтах сюда включены строители оборонительных рубежей и инвалиды детства, ставшие таковыми в результате ранений.

 

Что касается вдов, то в отличие от президента Медведева Лужков не относит их к первому сорту. Они маркируются вторым, причем даже не все, а лишь те, у кого муж погиб (умер) во время войны, и больше они в брак не вступали. Если вступали, тогда они однозначно третий сорт.

В указе президента Медведева деньгами премируются только два сорта. Лужков подошел к задаче более вдумчиво: в Москве “победные” выплаты предусмотрены не для двух, а для трех сортов. К третьему сорту относятся все москвичи, родившиеся до 31 декабря 1931 года включительно. Каждый из них получит к празднику свою тысячу рублей.  

Мой папа, москвич, родился в 30-м. В 41-м семья уехала в эвакуацию в Казань, и все военные годы он там нормально учился в школе. В прошлом году к 9 Мая ему прислали поздравление, как полноценному ветерану войны, чем повергли в глубочайшее недоумение. Теперь дадут “косарь”, и он, наверно, решит, что мир окончательно сошел с ума, пойдет и закажет себе военную форму.  

Примечательно, что человек может быть двух сортов одновременно: он, скажем, и донор, и вдова. В таком случае ему выплачивается премия только за один сорт — тот, что выше. Здесь все предусмотрено, мышь не проскочит. А вот разбивка по сортности у властей недоработана. Нет единой таблицы, и граждане часто обижаются, почему им присвоили один сорт, а не другой.  

Сейчас, в канун 65-летия Победы, стране необходима простая и внятная система сортировки людей, переживших войну. Может быть, их стоит попробовать сортировать как макароны — по росту. Или как картошку — по весу. Тогда по крайней мере будет понятно, кому и почему дадут тысячу рублей, а кому — полторы.  

А еще можно вообще не делить людей на сорта. Относиться ко всем одинаково: как к Людям, которые пережили Войну. Это будет совсем просто.