Открывай «обезьянник», я вам ч*мо привез

На модерации Отложенный

Жители Челябинска возмущены беспределом гаишников

В Челябинске расследуется очередной громкий скандал с участием сотрудников правоохранительных органов. Здесь два инспектора ГИБДД задержали и избили 29-летнего местного жителя Алексея Прокопенко, который вез свою жену в больницу с послеродовым кровотечением. В результате женщине пришлось добираться до больницы чуть ли не ползком, что едва не обернулось трагедией. К счастью сейчас молодая мама чувствует себя хорошо, она дома с малышом. А ее муж надеется, что гаишников, незаконно применивших к нему силу, удастся наказать. Тем временем Областной Следственный комитет уже возбудил в отношении них уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств».

Сегодня свое отношение к происшедшему высказали правозащитники. Так глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сказала «Интерфаксу»:

«Виновные должны быть наказаны, и их начальники. Иначе никакая реформа милиции не будет иметь успеха, и сотрудники МВД будут и дальше вести себя по отношению к нам, как к населению оккупированных территорий».

О том, как отреагировали на происшедшее жители Челябинска и как защитить себя в таких ситуациях, Алексей Суздалов рассказал «Свободной прессе».

«СП»: - Как по вашему это что?

- Негодование и мерзость в душе из-за поведения сотрудников наших правоохранительных органов. Такое я вижу и слышу впервые, чтобы молодые мужики, да еще и в форме, так по хамски вели себя в отношении женщины, которая нуждалась в срочной медицинской помощи. Любой нормальный мужчина просто на руках был бы обязан эту женщину донести до больницы. При этом они еще и превысили свои должностные обязанности, применив наручники к ее мужу. Это вообще запрещено.

«СП»: - История вызвала резонанс в городе? Что говорят люди?

- Все шокированы поведением гаишников. Многие водители говорят, что, мол, они бы в такой ситуации постарались откупиться – молча дать денег и поехать дальше. От себя скажу, что я рад, что Алексей вел себя достаточно сдержано. Я на его месте не смог бы сдержаться, если бы вез свою единственную и любимую жену в больницу, а кто-то посмел меня остановить. Боюсь, что я бы применил физическую силу. К сожалению, в некоторых случаях это единственный выход.

«СП»: - Все-таки ситуация была неоднозначной. По словам гаишников, водитель не пустил пешехода. Это и стало поводом для его остановки. Но он вез жену, истекающую кровью. Как по закону в таком случае должны были действовать инспекторы?

- Даже если и был какой-то пешеход, которого водитель не пропустил из-за того, что торопился, все-таки он остановился по требованию сотрудников, предъявил им документы и сказал: «Сейчас жену отвезу и приеду обратно, составим протокол». И они могли его отпустить, записав номер автомобиля. Через 20 минут он бы вернулся и все было нормально. Инспектора ГИБДД обязаны соблюдать основной закон государства – Конституцию, затем Федеральный закон о милиции, а также положение о патрульно-постовой службе. Это те инструкции, которые прямо обязывают сотрудников в первую очередь соблюдать и защищать права и свободы гражданина и человека. В данном случае, гаишники явно нарушили все это. Причину я вижу в том, что с ними совершенно не ведется воспитательная работа.

«СП»: - Насколько правомерным в этой ситуации было силовое задержание?

- Совершенно незаконно надевать на человека наручники и избивать за нарушение правил дорожного движения.

«СП»: - Известно, как отреагировало на этот случай руководство ГУВД? В Москве в последнее время на подобного рода вещи милиция реагирует довольно быстро. А как в Челябинске?

- Сейчас заведено уголовное дело, тем не менее, ГУВД не торопится признавать вину своих сотрудников. Была уже информация о том, что эти двое подали рапорт об увольнении из органов, как это всегда и бывает. Увы, мы с вами прекрасно понимаем, что есть у нас так называемая круговая порука в милиции. Милиционеров выгораживают и судьи и прокуратура. К ним либо применяют условное наказание, либо штрафные санкции, либо вообще ограничиваются административным взысканием.

«СП»: - Как в правовом плане могут действовать граждане, пострадавшие от действий сотрудников милиции?

- Уж коли мы живем в этой стране, и порядка в милиции пока нет, я бы посоветовал всегда при себе иметь диктофон, видеокамеру и фиксировать подобные ситуации.

Для этого подойдет даже мобильный телефон. В данном случае, пострадавший все сделал правильно - записал происходящее на диктофон и после зафиксировал все побои. Все-таки в глубине души я надеюсь, что Нургалиев займется повышением дисциплины и воспитанием своих сотрудников милиции и нам не больше не будет нужно искать способы защититься от них.

Несмотря на то, что инцидент уже вызвал широкий общественный резонанс, в ГУВД по Челябинской области 17 марта пояснили, что «выводы о виновности сотрудников ГИБДД в возникшей конфликтной ситуации являются не проверенными, не обоснованными и преждевременными».

История скандала

Все произошло еще 11 марта. 29-летний Алексей Прокопенко вез в больницу свою жену, у которой открылось сильное послеродовое кровотечение. Однако в трехстах метрах от лечебного учреждения около шлагбаума его Nissan остановили сотрудники городского полка ДПС (экипаж №267). Об этом сообщает интернет-портал autochel.ru, в редакцию которого обратился потерпевший.

Оказалось, что инспекторы проводили рейд на пешеходном переходе, для чего снимали на камеру автомобили, не пропустившие пешеходов. Как рассказал Алексей в интервью «Газете.Ru», остановив его, инспекторы сказали, что он не уступил дорогу на переходе. Алексей не видел пешеходов, но вину свою не отрицал, а лишь попросил разрешить довезти жену до больницы и сразу после этого оформить протокол.

«Нечего возить больных, есть телефон 03, пусть они и возят», – такое услышал в ответ мужчина от инспектора и потребовал выйти из машины и предоставить документы.

Как утверждает пострадавший, на его просьбу хотя бы вызвать по рации «Скорую помощь» и доставить жену в больницу, в ответ гаишники обложили его матом. Отправить истекающую кровью жену в больницу на попутке Алексею также не удалось. В итоге Алексей от безысходности сел в свою машину и повез женщину в больницу, оставив у сотрудников ДПС документы. Патрульная машина двинулась за ним в погоню, а у ворот больницы один из сотрудников ДПС вытащил водителя Nissan из машины и нанес ему, как установило следствие, несколько ударов руками и дубинкой.

«Я кричал, чтобы моей жене помогли, пока мне заламывали руки. У нее самой началась истерика, она кричала, чтобы с меня сняли наручники. Рядом были люди, стоял сторож больницы, но никто не помог. Все боялись», – вспоминает Алексей.

Стреноженный сотрудниками ДПС, уже находясь в патрульной машине Алексей включил диктофон, потому что на вопрос, куда мы едем, инспектор ответил: «На кладбище». На записи хорошо слышно, как грубит и матерится гаишник и как спокойно с ним пытается объясниться задержанный.

«Ну что ты, как ч*о последнее, звонишь кому-то и жалуешься?» – кричал инспектор на Алексея, который звонил по телефону доверия ГИБДД, указанному на борту патрульной машины.

Алексея Прокопенко в итоге в наручниках доставили в городской отдел милиции №2. В отделение его гаишники завели со словами: «Открывай «обезьянник», я вам ч*о привез».

Его жене пришлось идти к приемному отделению через территорию больницы самой. Однако дежурный милиционер в отделении оказался честным и не поленился разобраться в ситуации. Вскоре, оформив все документы, Алексея отпустили, так как инспекторы ДПС так и не предоставили оснований для его задержания на трое суток.

«В отделении я уже не сдерживался, я кричал. Гаишник в открытую называл меня чм*м и быдлом и требовал посадить меня в обезьянник. Когда я ответил ему, что он сам быдло, он хотел меня ударить, но то, что рядом были люди в погонах, его остановило», – рассказывает Алексей.

Эта история могла стать обычной «тихотлеющей» в ряду других, где вину сотрудников милиции доказать очень сложно. Однако ретивые не по должности гаишники не учли, что дело имеют с юристом по образованию. Алексей немедленно обратился с заявлением в Следственный комитет при прокуратуре РФ, предварительно зафиксировав побои у судмедэксперта и у травматолога. К делу также приобщена запись разговора с гаишниками, которую Алексей сделал в машине. Дело получило широкую огласку после того, как пострадавший выложил ее в интернет. А вот судьба видеозаписи, которую вел второй инспектор, начиная с остановки машины Алексея и вплоть до его задержания возле больницы, пока не ясна. По некоторым сведениям, до прокуратуры эта пленка не дошла.