"Secret" и Алиса: как поверить в то, чего не может быть

На модерации Отложенный

Интеллигентный человек, конечно же, и в руки не возьмет такую бяку, как книга "Secret" ("Тайна"). Фу-фу-фу, какая гадость.. Подумать только, реклама в метро, в каталогах новинок, приоритетная выкладка во всех магазинах. И даже Сара Джессика Паркер в известном фильме носит Manolo Blahnik и читает "Secret". Обложка книги, как и пряжки лучших моделей любимых туфелек Керри, сверкает крупным планом. Книга стала супербрендом, новой жвачкой для многочисленных желающих преуспеть каким-нибудь максимально легким путем. Конечно, "Тайна" может послужить хорошим толчком в обретении уверенности в себе, стать первым толчком.

Для суперинтеллигентных читателей поведаем кратко историю этого бренда, рассчитанного, по всей видимости, на тех, кто мало разбирается в течениях литературы средневекового Китая и тонкостях театрального искусства новейшего времени. "Secret" появился в 2006 году. В книге группа специалистов по психологии, "метафизике, фен-шуй" и прочим сложным дисциплинам рассказывают читателю о том, как стать толстым и знаменитым. Это, по сути, апофеоз книжек-инструкций по личному успеху и "притягиванию удачи", которые выходят большими тиражами во всем мире.

Продвигалась "Тайна" на рынке весьма агрессивно. Суть же нового учения мало отличается от сути большинства подобных премудростей. Формула "и будет тебе счастье, ты только пожелай" распространяется в неограниченных количествах во всем мире. Получится обязательно, причем все, что хочешь. Особенно, если ты, читатель, все свои желания вовремя визуализируешь. А если не получится - значит, плохо визуализировал. Тренируйся. Все эти премудрости щедро приправлены ссылками на "научные исследования" каких-то никому не ведомых ученых. Неискушенному читателю все это на самом деле представляется новым словом в науке.

Так причем же здесь новая Алиса от Бартона? Ах, да при всем. То ли она, это новая Алиса, родилась из проекта "Secret", то ли "Secret" родился из Алисы. Похоже на дилемму Алисы: «Едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек?» "Secret" был очень скоро экранизирован. А поскольку проект оказался востребованным, появились и продолжения. Более того - съемки все еще продолжаются, теперь уже появился "Код Моисея". Так вот, в одном из первых фильмов, чтобы объяснить героине принцип действия "секрета", персонаж призывает ее нырнуть в кроличью нору, то есть в сферу бессознательного.

И вот у Бартона Алиса прыгает в нору, как завещал великий Кэролл... Перед этим прыжком зрителя знакомят с набором отрицательных аспектов жизни юной леди. Девушка должна выйти замуж за спесивого надутого лорда. Легкий намек о том, что ее ждет в это браке: старшая сестра уговаривает Алису не сопротивляться своей судьбе, обещает, что она будет счастлива. Но через пару минут юная героиня застает мужа своей сестры в объятьях посторонней дамы. Будущая свекровь деспотична, при виде белых роз она так возмущенно вскрикивает, что, кажется, сейчас прикажет их перекрасить в красный цвет - совсем как в книжке.

Но, разумеется, не приказывает. Юный лорд делает предложение руки и сердца, а Алиса, вместо того чтобы произнести "Да!", ныряет в... кроличью нору. То есть, как мы уже знаем, в собственное подсознание.

О том, что происходит в Подземелье, написано уже достаточно. Карточная Королева Червей против Белой шахматной Королевы. При этом Белая Королева - зло тайное, скрытое под маской благожелательности, а Красная - зло откровенное, и потому беззащитное и наивное. Алисе предстоит убить "Бармоглотика", как его называет Королева Червей, то есть превратить кэролловское произведение из интеллектуальной фантазии в настоящую волшебную сказку. "Почему бы вам самим не убить Бармоглота?", спрашивает Алиса Белую Королеву. "Убить самим живое существо?", - недоумевает это воплощение благих намерений и отправляется варить зелье для Алисы из пальцев мертвецов... Увы, Белая Королева тоже ведьма. И вот, Алиса стоит между двумя крайностями бытия, каждое из которых стремится доказать, что оно - главное, хотя по сути, обе правительницы равнозначны. Но Алиса убивает Бармоглота, и покидает Кроличью Нору, то есть - выныривает из своего бессознательного в лучших традициях современной психотерапии. Она выходит обновленной, с внутренним подвигом, она теперь все знает, и имеет сказочное право поставить всех на место. И ...ставит. И даже совершает неслыханное по вульгарности действие в глазах приличного общества - приподнимает юбку, чтобы сплясать жигу-дрыгу. Это при том, что в ту эпоху оголенная нога воспринималась так, как в наши дни воспринимается совершенно неприкрытая грудь. И после всех этих безобразий ее продолжают принимать в достойных домах Лондона, да еще берут в компаньоны и поручают сложные операции.

Современному зрителю трудно осознать степень наивности образа этой новой психотерапевтической Алисы. На самом деле девушку бы отстранили от светской жизни, и наверняка не взяли бы в гувернантки. При таком раскладе единственный выход - освоить неприличную профессию актрисы или певицы, но никак не идти в бизнес. Все, что мы видим на экране - суть "то, чего не может быть", и во что поверили создатели картины в лучших традициях "Secret" и бартоновской Алисы, которая каждое утро пытается вообразить шесть вещей, которых не может быть на самом деле.

Так едят ли кошки мошек? Кто был раньше: "Тайна" или бартоновская Алиса? Видимо, и то и другое - порождение одной эпохи, продукция "эпохи Водолея", с ее вечным поиском альтернативного пути развития, который привлекает красотой и свободой, а на деле порой оказывается тупиковым. Впрочем, кэролловская мудрая гусеница в конце фильма превращается в бабочку и сопровождает Алису на ее пути к новой жизни. Перерожденная мудрость - как символ новой жизни, которой никак не могло быть, если только в это не поверить с утра пораньше...