ВАЗ, ишак и миллиарды

На модерации Отложенный
Формула крупного бизнеса в России: близость к власти плюс огромные долги

Чем хуже продаются легковые автомобили, тем больше оптимизма у их производителей. Чем больше оптимизма у менеджеров, тем больше денег дают им из бюджета. Чем больше денег тратят на автопром, тем больше у него долгов. Итог процесса: исчезновение огромных средств и перманентный кризис отрасли. Но это, похоже, всех устраивает.

Имидж решает все

Убийственная статистика: за январь-февраль этого года в России было продано всего 166 тысяч новых легковых автомобилей. Падение по сравнению с тем же периодом прошлого (кризисного!) года - на 34 процента. Если ситуация не улучшится, до конца года удастся реализовать всего около 1 миллиона машин (на 390 тысяч меньше, чем в 2009-м).

Впрочем, снижение коснулось не всех марок. На некоторые зарубежные бренды (KIA, Daewoo, BMW) спрос увеличился. А вот родной АвтоВАЗ по-прежнему в тупике: падение продаж - на 36 процентов. За год при таких темпах удастся реализовать около

250 тысяч "Ладушек". Если заработает программа утилизации, если народ послушает призывы Владимира Путина не тянуть с покупкой новой машины, если случится чудо - может, продажи достигнут 300-350 тысяч. Это максимум.

Но у менеджеров ВАЗа иные расчеты. Их утвержденный план: увеличить в этом году производство на 14 процентов - до 450 тысяч автомобилей! Зачем, для склада? Кто их купит? Непонятно.

Зато известно другое: правительство намерено и дальше щедро финансировать ВАЗ. Ни о каком закрытии, ликвидации или продаже иностранному инвестору речи быть не может. Пускай "черная дыра", зато наша. Минпромторг вообще предложил приравнять все российские автозаводы к стратегическим активам. А это значит, что иностранцы могут владеть не более чем половиной такого предприятия. Пусть входят в долю, пусть приносят свои технологии и ноу-хау, а управлять кассой должны наши люди.

Руководство ВАЗа на днях утвердило новую программу развития. В прошлом году завод получил от государства более 37 миллиардов рублей, но этого едва хватило, чтоб расплатиться по первоочередным долгам. Теперь для полного счастья нужно еще 120 миллиардов. Замах - на десять лет вперед, до 2020 года. Перспектива радужная - производить МИЛЛИОН "Ладушек" в год. Сейчас покупают 19 тысяч машин в месяц, а должны покупать 83 тысячи! Почему должны, кто должен - неважно. Главное - безудержный оптимизм и бешеное нарастание цифр. Бизнес-план передали в правительство: если там одобрят, льготные кредиты и государственные гарантии обеспечены.

Одновременно правительство рассмотрело долгосрочную стратегию развития всего российского автопрома. Вывод один: предстоит мощной струей вливать в предприятия казенные средства. В 2011 году бюджетная поддержка отрасли увеличится до 44 миллиардов рублей. К этому можно прибавить ассигнования на закупку автомобильной и коммунальной техники для государственных нужд - еще 30 миллиардов целковых.

Вливай, не жалей, деньги-то народные. И тогда к 2020 году у нас запляшут "ГАЗ" и "Лады".

На самом деле никто не знает, что будет в России через десять лет. И нынешнего кризиса никто не ждал. И когда мы из него выйдем, неизвестно. Мы и годовой-то бюджет по три раза пересматриваем...

Однако шикарные миражи строятся с расчетом. Во-первых, это удобный способ поделить казенные деньги. Предсказывая далекое будущее, топ-менеджеры не забывают о настоящем: зарплаты дюжины членов правления АвтоВАЗа за прошлый год составили около 100 миллионов рублей. Во-вторых, власть создает себе благоприятный имидж и вселяет в граждан веру в светлое завтра. В-третьих, имитируется развитие стратегической отрасли. Пусть заводы убыточные, в долгах, неэффективные, но им не дают исчезнуть.

Шутки прочь от Тольятти!

Увы, не хочет народ покупать "отечественное". В прошлом году 73 процента всех проданных в стране легковушек имели иностранные бренды. Самые популярные - "Тойота", "Хендай", "Рено", "КИА" и "Шевроле". Волжский автозавод держит 25 процентов рынка. Он берет ценой: новых машин дешевле 10 тысяч долларов, кроме как у него, больше нигде не купишь. Раньше с ним конкурировал вторичный рынок: только через Дальний Восток в страну ввозили около полумиллиона "японцев" в год. Но после памятного увеличения пошлин (сегодня они составляют около 40 процентов от цены автомобиля) бизнес на бэушных иномарках сократился в десять раз. Теперь ВАЗ со своей сказочной "классикой" за 200 тысяч целковых - один в поле воин. Никакой конкуренции, раздолье! И все-таки продажи падают.

Причина известна: низкое качество. Владельцы "Ладушек" сообщают, что нужно около года геморроя, пока новую машину по гарантии доведут до ума.

Желающих мучиться не так много.

Между тем в Тольятти нашли иную причину проблем со сбытом. Оказывается, во всем виновата телепрограмма КВН, где то и дело звучат дерзкие шутки в адрес продукции ВАЗа. Неизвестный аналитик (скорее всего работник завода) обратился с открытым посланием к В. Путину, Д. Медведеву, К. Эрнсту и А. Маслякову. Житель Тольятти полагает, что вышучивание "Лады" формирует негативный образ бренда в подсознании миллионов россиян. Для успешного развития ВАЗа, ГАЗа и УАЗа надо ввести на ТВ цензуру: запретить Маслякову и Эрнсту любые шутки и вообще любую критику отечественных автомобилей, а вместо КВНа зарядить на "Первом канале" программу, прославляющую "Ладу" и ее счастливых обладателей.

Над идеями анонимного патриота можно было бы посмеяться, если бы они не укладывались в то направление, которое задает правительство. Открытой цензуры на ТВ не будет, но если мы ограждаем нашего производителя от иностранной конкуренции, почему бы не оградить его и от публичной критики? Если мы даем ВАЗу народные миллиарды, почему бы за государственный счет не отразить на телевидении его достоинства? В былые времена это называлось "идеологическим обеспечением"...

Бери, пока дают

Каждому понятно, почему деньги налогоплательщиков, наши деньги, идут на армию: не захочешь кормить своих военных - придется кормить чужих. Понятно, почему бюджет финансирует образование и культуру, почему гражданам платят пенсии и пособия. Но если власть начинает двумя руками вкладываться в бизнес - одно из двух: либо крах этого бизнеса грозит самим основам государства, либо тут чьи-то мощные личные интересы.

В феврале российская компания "Соллерс" (бывшая "Северсталь-авто") подписала меморандум с итальянской Fiat о создании СП по производству легковых автомобилей в Набережных Челнах. План грандиозный: выпускать сначала 300 тысяч машин в год, а потом 500 тысяч. Кому их будут продавать - как всегда, неизвестно. Есть скромная цифра: всего 10 тысяч реализованных в России легковых "Фиатов" за 2009 год. Почему вдруг сотни тысяч россиян должны страстно влюбиться именно в этот бренд? Можно поднять тарифы, можно запретить телешутки, но как заставить людей покупать авто какой-то одной марки?

Меморандум подписали в присутствии Владимира Путина. Он сразу же посулил будущему предприятию солидную государственную поддержку - льготный кредит в 2,1 миллиарда евро (81 миллиард рублей) на 15 лет. Деньги пойдут прежде всего из Внешэкономбанка, где премьер-министр является главой Наблюдательного совета. Обещание Путина звучит весомо, он реально рулит крупными финансовыми потоками. Но насколько выверены его расчеты? Вернутся ли вложенные средства назад? Ведь речь идет о Фонде национального благосостояния, о тех резервах, которые призваны закрывать зияющие бреши в нашей пенсионной системе.

По мнению экспертов, правительство рискует создать в Татарстане "второй ВАЗ" - еще одного безотрадного поглотителя бюджетных ресурсов. То, что половина предприятия будет принадлежать итальянцам, роли не играет. Они уже заявили, что свободных средств не имеют (Fiat вообще переживает не лучшие времена). Если бы не финансовая инъекция "от доктора Путина", скорее всего проект вообще не состоялся бы. Сначала были деньги, потом возникла идея СП, потом - план продавать полмиллиона "Фиатов", явно взятый с потолка.

Может, "Соллерс", в отличие от своего партнера, живет с избытком? Нет, наша компания в долгах как в шелках. По данным аналитиков "Тройки Диалог", в конце прошлого года финансовые обязательства "Соллерса" составляли около 770 миллионов долларов. К ним можно добавить кредит в 5 миллиардов рублей от ВЭБа на автосборочное производство во Владивостоке и еще десятки миллиардов, которые будут получены на проект с "Фиатом".

Но, похоже, для крупного российского бизнеса долги - не бремя, а благословение. Чем их больше, тем лучше. Потому что долг перед Внешэкономбанком, перед банками с участием государства - это не только зависимость бизнеса от высших чиновников, но и невольная зависимость высших чиновников от бизнеса. Разве можно позволить обанкротиться предприятию, в которое правительство вложило огромные средства? Наоборот, такому производству будет всегда обеспечено первоочередное внимание, льготные проценты, пролонгация кредитов и защитительные тарифы. Ему постараются предоставить мегаватты подешевле и снизить экологические требования. Если уж государство вкладывается в бизнес, то мобилизует все административные ресурсы, чтобы он принес плоды или хотя бы держался на плаву.

Поэтому логика наших олигархов понятна: пока власть дает - надо брать по максимуму. Пользуйся золотой жилой, а там или шах удалится на покой, или ишака не станет.