Лукашенко не принял Путина и стал Кисой Воробьяниновым
На модерации
Отложенный
Премьер-министр России Владимир Путин во вторник посетил Брест, где провел заседание Совета министров союзного государства России и Белоруссии. Визит сопровождался чередой скандалов — сперва выяснилось, что белорусский президент Александр Лукашенко демонстративно уклонился от встречи с гостем, а затем Путин вслух упрекнул Минск в неверности за отказ поддержать его в конфликте с Грузией.
Официально главной темой на состоявшемся во вторник, 16 марта, заседании союзного Совмина стало выполнение прошлогоднего совместного плана антикризисных мер и анализ исполнения других уже заключенных межгосударственных соглашений. Путин признал, что многие из них работают только на бумаге. Вместе со своим белорусским коллегой Сергеем Сидорским он поручил министерствам экономического развития двух стран тщательно проверить всю договорно-правовую базу союзного государства.
Поскольку практически все заседание Совмина происходило за закрытыми дверями, у сторонних наблюдателей сложилось впечатление, что основной темой встречи стало место ее проведения — Брест. Большую часть своих протокольных выступлений Путин и Сидорский посвятили боевой славе города и мужеству защитников легендарной Брестской крепости. «Мы сегодня поездили по Бресту, город произвел очень приятное впечатление,— так открыл заседание Путин.— Старый город в очень хорошем состоянии».
Сидорский, в свою очередь, напомнил, что специально просил Путина, как председателя Совмина союзного государства провести эту встречу именно в Бресте. После лирического отступления премьеры все-таки перешли к обсуждению обширной повестки дня. А чуть позже выяснилось, что Брест был выбран для встречи не только по признаку легендарности.
Между Атлантикой и Камчаткой осталась только белорусская граница
Перед началом заседания Путин и Сидорский провели двухчасовые переговоры в узком составе за закрытыми дверями, где согласовали практически все спорные вопросы. Поэтому Путин, открывая заседание Совмина, предложил не обсуждать все 23 вопроса повестки, а сразу утвердить те пункты, которые уже не вызывают разногласий. Среди них был и баланс топливно-энергетических ресурсов союза и прогноз спроса и предложения по важнейшим видам продукции. В итоге на рассмотрение 23 вопросов Совет министров потратил всего около получаса. Сидорский сообщил, что сумма баланса составит 21,5 млн тонн, из которых 6,3 млн тонн Россия поставит Белоруссии без пошлины.
Особое внимание премьеры уделили реализации совместного плана антикризисных мер и двусторонних экономических соглашений. Первый вопрос проблем не вызвал — Путин и Сидорский признали, что план действительно принес ощутимые результаты и позволил повысить товарооборот между странами за первые три месяца этого года на 17%. Зато второй пункт вызвал массу нареканий российского премьера. Путин заявил, что многие из межгосударственных соглашений действуют только на бумаге, впрочем воздержавшись от конкретики, и поручил Минэкономразвития совместно с белорусским экономическим ведомством тщательно проанализировать всю нормативно-правовую базу союза и подготовить свои рекомендации к следующему заседанию Совмина.
Если Путин в основном критиковал договорно-правовую базу союза, то Сидорский большую часть своего вступления посвятил созданию Таможенного союза, и как следствие — смещению общей границы союза к Бресту. Днем, накануне переговоров, Путину наглядно показали, что Белоруссия готова пропускать через свою таможню весь поток товаров из Европы, которые теперь уже без пошлин и остановок должны следовать не только в Россию, но и в Казахстан, который также вошел в Таможенный союз. Российский премьер осмотрел недавно модернизированный пункт таможенного досмотра «Козловичи-2», который теперь способен пропускать до 4 тысяч грузовых автомобилей в день. «Мы еще раз продемонстрировали возможности нашей границы, которая с введением единого таможенного пространства станет единственной границей между Атлантикой и Камчаткой»,— торжественно заявил Сидорский.
Лукашенко проигнорировал Путина
Хотя Совмин в итоге и не принял никаких сенсационных решений, сам визит Путина не обошелся без скандала. Настроение российскому премьеру призван был омрачить демарш президента страны Александра Лукашенко , который накануне демонстративно улетел с визитом в Венесуэлу, хотя раньше он обычно проводил перед заседанием Совмина беседы с премьерами России и Белоруссии.
В пресс-службе правительства России сообщили, что встреча Путина и Лукашенко вовсе и не была намечена. Однако источник GZT.RU в администрации президента Белоруссии подтвердил, что Лукашенко действительно улетел в Венесуэлу, чтобы избежать встречи с российским премьером. Изначально планировалось, что белорусский лидер отправится в Каракас во вторник. Однако в итоге он демонстративно отбыл в Венесуэлу накануне. «Фактически впервые Лукашенко не встречается с премьер-министром перед заседанием Совета министров»,— отметил собеседник GZT.RU. Он добавил, что белорусский лидер решил таким образом оставить решение всех спорных вопросов на откуп премьеру Сергею Сидорскому.
Угольникова спасла «Брестская крепость»
Заседание Совета министров также едва не потряс скандал с возможной отставкой главы телерадиовещательной организации Союзного государства, известного шоумэна Игоря Угольникова. Напомним, что выразить недоверие Угольникову, который в аппарате союзного государства отвечает за информационную политику, призывал госсекретарь Союза Павел Бородин , который, по мнению источника GZT.RU, делал это по личным мотивам. Впрочем, вполне объективные причины для этого тоже есть — Угольников возглавляет Телерадиовещательную организацию Союзного государства с мая 2006 года, однако о ее существовании большинство жителей России даже не догадывается.
Источник GZT.RU в администрации Лукашенко заявил, что вопрос о доверии Угольникову в итоге решили не ставить, чтобы не выносить пока скандал на публичный уровень. В официальную повестку «информационная политика» все-таки попала, но при обсуждении этого пункта повестки говорить лично об Угольникове не стали, заверил собеседник GZT.RU.
Тем временем, чтобы хоть как-то оправдать свое продолжительное пребывание в должности, Угольников доложил на заседании о подготовке российско-белорусского полнометражного художественного фильма «Брестская крепость», снятого к 65-летию Победы. Поскольку картина, по словам Угольникова, уже готова, он лишь попросил выделить дополнительные деньги на ее распространение.
Путин назвал цену непризнания Минском Южной Осетии
Зато после заседания Путин не удержался и прямо выразил свое разочарование поведением Лукашенко — в частности, по вопросу признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии. «В России ожидали, что Белоруссия быстро, энергично и эффектно поддержит нас по данному вопросу. Да, действительно этого не происходит. Мы это видим»,— сказал Путин.
Впрочем, российский премьер оговорился, что Москва «всегда выступала и выступает за нормализацию отношений Белоруссии с западными соседями, с Соединенными Штатами». «И если это будет происходить хотя бы на этой почве, то уже есть какой-то положительный эффект. Слава Богу»,— как бы в утешение заметил он. По словам Путина, «нормализация отношений Белоруссии с западным сообществом этого стоит». Он также напомнил, что «сейчас кризис, МВФ предоставляет кредиты (Белоруссии) — это свыше $3 млрд». «Кстати говоря, и здесь есть российское участие, потому что в деньгах МВФ есть и деньги России»,— напомнил Путин.
Он также отметил, что если бы у России и Белоруссии была единая валюта, это бы упростило расчеты и повысило конкурентоспособность предприятий. По этому вопросу «мы тоже будем двигаться вперед», добавил российский премьер.
Продолжая тему признания Южной Осетии и Абхазии, Путин заметил, что «есть, правда, позиция Кисы Воробьянинова, который говорил, что существуют проблемы, по которым торг не уместен». «В целом я разделяю позицию Кисы, но в конечном итоге это тот вопрос, который относится к суверенному праву белорусского государства и к суверенному праву сформулировать это решение законно избранным президентом»,— отметил премьер.
Тем временем белорусский премьер уклонился от прямых заявлений по этому поводу и в свое оправдание заявил, что этот вопрос находится в компетенции президента Лукашенко. И Сидорский вновь повторил, что всегда выступал за прочную российско-белорусскую дружбу.
Комментарии
А теперь о политике: как только в России будет президент- патриот, войдёт Батька в Кремль, и выйдет с первым паспортом Новой России.