Немного о грустном в честь юбилея Победы.
На модерации
Отложенный
Мой дед Монахов Алексей Иванович 1908 г.р. сержант, командир отделения 1017 стрелкового полка 285 стрелковой дивизии, погиб 12 октября 1941 года в районе ст. Погостье Ленинградской области, между реками Мга и Дубок (ЦАМО, фонд 58, опись 818883, дело 834 Управления 285 стр. дивизии 1017 стр. полка, запись №781 от 22.12.1941г.). Узнал я об этом только в конце 2007 года. До этого дед числился пропавшим без вести, позже, признан погибшим.
О существовании этой записи в архиве удалось разузнать моей тетушке, благодаря хорошим отношениям с облвоенкомом, который не ограничился простым запросом, а лично занялся поисками, дай Бог ему здоровья.
Летом 2008 года мы ездили на место гибели деда. Довольно глухая деревня, кругом леса и болота, слякоть, грязь. На местах боев ведет раскопки поисковый отряд, есть еще ребята, не утопившие себя в пиве и гнусных развлечениях, у которых осталось что-то святое. Низкий им поклон.
Существует расхожая фраза, что война не окончена, пока не похоронен последний погибший солдат. Похоже, Великая Отечественная будет длиться вечность. Государство не хочет хоронить своих солдат, ему интереснее вбухивать миллионы в помпезные празднования Великой Победы, а на погребение отдавших свои жизни на алтарь этой Победы, увековечивание их памяти... извините, кризис.
Зачем тогда тревожить останки погибших? Пацаны, которые ведут раскопки, рассказывают, что находят останки до 30 - 35 бойцов, захороненных в одной воронке, у многих находятся патроны, в которых должна быть записка с данными солдата, но, суеверными были наши дедушки, считали, что напишешь «смертельную бумажку» - тут тебя и убьют.
Не помогло, так и лежат вместе: десятки неизвестных и один – два, заполнившие страшный бланк, благодаря этим бумажкам, вернее, тем клочкам, что от них остались, удается установить личность погибшего. Для многих это единственная возможность узнать о судьбе своих родных. Но когда я спросил о том, что дальше происходит с останками павших воинов, оказалось, что никому они не нужны. Если у местной власти находятся какие-либо средства на погребение, то останки перевозят на одно из двух близлежащих кладбищ и там хоронят в братской могиле. Но в 9 случаях из 10 этого не происходит. Большую часть погибших хоронят рядом с местом их упокоения. Ребята огородили участок поля, сколотили деревянные кресты здесь и находят павшие место упокоения. На крестах таблички с датой нахождения останков, количеством человек, если известны, то с их именам и датами гибели. Почему так скромно? Догадайтесь с трёх раз. Опять проклятый денежный вопрос. Но думаю, если не поставить пару рекламных щитов, восхваляющих, простите, информирующих о личности И.В.Сталина, а отдать эти денежки на погребение жертв его полководческого гения, это будет разумнее и уж, несомненно, уместнее и справедливее.
Ну и о совсем грустном. Мой дед (см. начало статьи), как и многие десятки, а возможно и сотни тысяч погибших в огне Великой Отечественной юридически не является участником войны. Как объяснить этот казус я не знаю.
Пламенный привет и горячие поздравления в связи с приближающимся юбилеем Великой Победы всем нашим мудрейшим правителям, да продлит аллах их дни!
Комментарии