Что РПЦ сделает с памятниками, если они ей достанутся
На модерации
Отложенный
Как мы знаем, полным ходом идет подготовка нового закона, позволяющего религиозным организациям, прежде всего Российской православной церкви (РПЦ), приватизировать профильное имущество, в том числе и памятники культуры. Заявление об этом было сделано премьером Путиным на встрече с патриархом 5 января.
Закон неторопливо разрабатывался с 2004 года экономическим блоком правительства. Основной смысл закона – избавить государство от имущества, которым приходы уже пользуются, передав это имущество им в собственность. Однако его новый вариант убирал всякие препятствия на пути претензий приходов на хранящиеся в музеях коллекции православного искусства.
Cогласно проекту, уже ставшему доступным, любая православная организация может претендовать на любой православный культовый предмет или здание, вне зависимости от того, кому они принадлежали исторически. Никаких ограничений здесь не предусматривалось, а вопросы целесообразности такой передачи и практической возможности конкретных общин сохранить памятники культуры и обеспечить их доступность всем и каждому не ставились. Согласно закону, чиновники просто обязаны передавать имущество по запросам религиозных организаций, если запросы оформлены правильно.
Это вызвало критику как самого законопроекта, так и намерений патриархии им воспользоваться. И в РПЦ вдруг заговорили о необходимости ведения диалога с музейным сообществом и совместном церковно-государственном контроле за состоянием памятников. 9 марта этого года в Москве прошел «круглый стол», посвященный взаимодействию РПЦ и учреждений культуры, а 10 марта патриарх принял директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Геннадия Попова. В обоих случаях подчеркивалась общая озабоченность сохранением общего национального достояния.
Намечающийся диалог, конечно, надо приветствовать. Однако, как в истории с переходящей дорогу курицей, стоит и присмотреться, что будет происходить, пока курица эту дорогу переходит. То есть обратить взгляд за пределы «круглого стола».
Это позволяет увидеть, что диалог был вынужденной мерой со стороны патриархии. Подобно тому, как рост общественного недовольства заставляет власть демонстративно обращать внимание на многотысячные митинги в Калининграде или резонансные ДТП в Москве, руководству патриархии было авторитетно предложено успокоить мир культуры.
За прошедшие 20 лет ни о каком диалоге с обществом не было и речи. Представители патриархии просто выкидывали музеи из церковных зданий. Наиболее вопиющим случаем был «рейдерский захват» коллекций Костромского музея-заповедника в Ипатьевском монастыре, который сегодня пытаются представить как самый успешный музейный проект РПЦ. Одновременно реставрация средневековых памятников подменялась евроремонтом, уничтожавшим подлинную старину. В условиях бездействия и коррумпированности органов охраны памятников и правоохранительной системы ситуация с церковной стариной, находящейся в пользовании РПЦ, приобрела драматический характер.
Для ведения диалога подбираются наиболее расположенные к нему люди, готовые услышать противную сторону и предложить устраивающее всех решение. Однако ведут диалог одни люди, а принятые решения будут исполнять совсем другие. И эти другие могут совершенно не разделять просвещенных взглядов «продвинутых переговорщиков». Максима профессора Преображенского «разруха не на улицах, а в головах» как нельзя лучше описывает ситуацию в РПЦ. Основной проблемой является не отсутствие в патриархии практических и финансовых возможностей сохранить старину, а безответственное отношение к нормам обращения с древними святынями, которые легли в основу современной музейной практики.
Приближенные к патриарху представители епископата, в частности, епископ Выборгский Назарий (Лавриненко) с церковного амвона обвиняет российские музеи в «иконоборчестве», а прописанные в законе требования к охране древностей именует «изысками».
Архиепископ Рязанский Павел (Пономарев) просто назвал их «глупостью». Получив требуемые памятники, под многословные гарантии их сохранности и будущего сотрудничества, РПЦ тут же постарается избавиться от музейной опеки, в которой многие видят элемент вмешательства светского общества в дела церкви.
Похожим образом выглядит и позиция патриарха. 23 декабря 2009 года, выступая перед духовенством Москвы, он заявил, что главное в реставрации «это чистота и благолепие храмов», ни слова не сказав о сохранении древности. Комментируя озабоченность российской интеллигенции, он расценил ее как «попытку вбить клин между Церковью и культурой».
Созданный на заседании синода в Петербурге 5 марта патриарший совет по культуре отражает ту же тенденцию, вбирая в себя причудливую смесь функций: от музеев до спорта. Охрана старины в РПЦ не воспринимается как важная и самостоятельная проблема. Начавшийся диалог хорошо демонстрирует существующие в РПЦ двойные стандарты. Для «чужих» - сохранность и доступность, для «своих» - чистота и благолепие.
Характерно и назначение ответственного секретаря патриаршего совета по культуре, которым стал московский архимандрит Тихон (Шевкунов), известный своими фундаменталистскими взглядами и фильмом про «уроки византийский истории», модернизировавшим эту историю под разборки нынешних властных элит.
Собственно, борьба за право интерпретировать российскую культуру и историю и лежит в основе имущественных требований РПЦ в соответствии с принципом, сформулированным Джорджем Оруэллом: «Кому принадлежит настоящее – тому принадлежит прошлое, но кому принадлежит прошлое – тому принадлежит будущее». Прежде чем решить технические вопросы охраны передаваемых РПЦ памятников, связанные с принятием и реализацией нового закона, общество должно определиться с тем, чего оно хочет от церкви. Здесь есть два варианта.
Согласно первому сценарию, Россия развивается как светское государство, где РПЦ занимает собственное достойное место в гражданском обществе. В этом случае необходимо совершенствовать музейное дело России, вовлекая в него РПЦ. Во втором случае клерикальная партия должна быть поставлена над общественной жизнью, и тогда музеи и памятники стоит принести в жертву амбициям руководству патриархии.
Из числа церковных претензий к российским музеям единственным серьезным обвинением является обвинение в инертности и недоступности их фондов. В случае реализации первого сценария обществу стоит серьезно задуматься, как заинтересовать музеи в изменении экспозиционной политики и демонстрации хранящихся в запасниках коллекций. Пока же предложения крупнейших музеев Петербурга о возможной организации богослужений в Михайловском замке или восстановления интерьера придворного храма в Зимнем дворце выглядят как неадекватные попытки отреагировать на новые угрозы их спокойному существованию, своего рода флэшмобы.
Подведем некоторые итоги. За 20 лет церковной свободы РПЦ так и не создала ни одного серьезного церковного музея. За 20 лет не была создана общецерковная система охраны и контроля за христианской стариной. За 20 лет руководство РПЦ ни разу публично не выразило озабоченности массовым разрушением культурного наследия России, никто из духовенства, замеченный в уничтожении церковной старины, не был примерно наказан. И пока ничто не говорит о серьезности намерений патриархии и патриарха изменить ситуацию внутри РПЦ, связанную с отношением к древности.
Конечно, происходящее существенно отличается от классического флэшмоба, поскольку увязано со вполне материальными интересами РПЦ. Однако определенная спонтанность начальных мероприятий, свидетельствующая о растерянности в патриархии, и неочевидность намерений, которые пока лишь приводят общество в замешательство, позволяют сравнить происходящее с типично российским культурным явлением - розыгрышем, каковым и является всякий флэшмоб.
Комментарии
несколько сотен миллионов долларов - движимого имущества, которое очень быстро сконцентрируется в МП РПЦ. Полное отсутствие контроля за сохранностью и движением.
Как нет контроля за другими церковными делами со стороны государства. Видно, государство прощает им все грехи заранее.
Законодательство выстроено так, что чиновники (государство) ни за что не отвечает.
Много получили Россияне от правоприемника после развала СССР по своим сбережениям? А рейдерские захваты , уже из новейшей истории происходят без ведома чиновников (госудавства)?
Церковь отделена от государства. Государство частично возвращает то, что экспроприировало у Церкви.
И какое дело обществу до того, как Церковь обращается со своим имуществом?
Честно говоря, обществу следует сначала воцерковиться, а потом уже лезть в дела Церкви.
Поражает наглость, с которой экскурсанты заходят в храм во время Богослужения. Их интересуют фрески и пр. церковная утварь, и им наплевать на чувства верующих. Вера в Бога - это сугубо личное дело каждого и негоже со своим уставом лезть в чужой монастырь.
Всё равно что если бы автор этой статьи занимался процессом деторождения со своей законной супругой в своей собственной спальне, а к нему бы в это время вошли представители общества и стали ему пенять, что не то он делает и не так надо с точки зрения здравоохранения и сексопатологов.
РПЦ получает от братвы деньги и "крышу", а братва получает идеологию, дающую повод воровать, а потом замаливать грехи.
Итак, РПЦ и братва в доле.
Методы РПЦ ныне (как и всегда) те же, что и у бандитов. Отнять, захватить, и потом уничтожить всё чуждое их политике.
Шокировала фраза «попытку вбить клин между Церковью и культурой»!!!! А простите, разве культура - это исполение интересов церкви?
Из всего вышеизложенного я делаю вывод, что Россия превращается в теократическую страну. Или, п крайней мере в страну религиозную.
Но давайте подумаем...
Какая страна в Европе ныне самая религиозная?
- Италия.
В какой стране Европы находится столица христианства?
- В Италии.
А какая страна является родиной мафии???
- Италия!
Хм... Навивает на размышление...
Может эти факты взаимосвязаны...
Поглядите с каким усердием крёстные отцы итальянской мафии молятся у всех на виду! Поглядите как они держат в подчинении людей при помощи христианской морали...
А теперь взгляните вновь на Россию! Похоже?
Так может на пресловутая Америка наш главный враг???? Не из-за океана нам угрожают??
Предлагаю подумать....
Ваше высказывание - это миф.
И чего только не говорится, чтобы очернить Церковь.
И они и РПЦ - части единого целого.
Надо быть слепым, чтоб этого не видеть.
Очернять РПЦ не надо. Они и сами с этим справляются.
А глупые граждане ведутся на религиозную утку как дети малые, позволяя грабить себя и свою страну.
Да ещё со слезами умиления на глазах отдают жирным попам последние гроши.
другие конфессии не предоставылены.!!
Если для нас главное в помещении, доме, или произведении исскуства - это именно "древность", то для церквей это малозначимо, а главное - место объекта в собственной церковной системе ценностей. К примеру, часто говорят, "храм новый, но намоленный". И он будет иметь значение больше, чем даже 350-ти летний, но там одни помещики по воскресеньям молились.
В такой системе ценностей многие здания, на которые мы смотрим с сердечным замиранием - это "просто стены". А то что эти стены "давили на почвенный слой" аж целых 500 лет - так это не имеет особого значения.Можно и поломать, или перестроить, чего тут такого?
В любом случае нужно вести диалог, и искать компромисс (чего мы все не любим), и РПЦ, кстати, тоже, понимать и наши системы ценностей, не отвергать её полностью.
Они будут рвать из горла последнее, благостно болтая о любви к ближнему.
Герострат, помнится, тоже все пожег и тем в веках остался. Так что портить имущество (так у попов памятники, построенные руками НАРОДА, называются ?) - "святое". Тогда незачем большевикам претензии пред"являть.
Сомневаетесь? не надо далеко ходить: поезжайте на Сокол. Остатки Братского кладбища, где покоились и жертвы Первой Великой Отечественной войны 1914 года и многие достойные и знаменитые москвичи того времени находились прямо за метро. У церкви. Расширение города изрядно поуменьшило площадь кладбища. Остатки передали в конце 80-х РПЦ. И это - логично. Храм - действующих. Это и свело остатки кладбища на ноль: новые хозяева тут же разровняли место, устроили автостоянку, расширили прицерковные постройки, устроили культурное отхожее место. Поверх. Съездите, убедитесь сами.
В Важеозерском монастыре (110 км от Петрозаводска, 00 км от СПб) в советское время монашеское кладбище было срыто с лица земли и там большевики устроили отхожее место. Сейчас монастырь восстанавливается силами "приезжан", как их называют монахи, потому что монастырь удалён от людных мест. Игуменский корпус (постройка XIX века) тоже был изгажен. Сколько ни писали заявок на восстановление как самого монастыря (которому помогал Иоанн Кронштадсткий), как игуменского корпуса, чиовники молчат. Зато деньги выделяются мусульманской общине.
Но судят-то обо всей картине по отдельным конкретным случаям, с которыми приходится сталкиваться. И, к сожалению, таких примеров даже и тут приведена масса. От этого и вопрос, поставленный в теме.