Седьмое ноября 2015 года

На модерации Отложенный

К годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Когда-то К. Маркс заметил: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма». Идея «бесклассового общества» - общества, в котором не было бы социального неравенства, общества, в котором не было бы принуждения одного человека к труду на пользу другого человека, - действительно веками витала в воздухе. И главным стимулом к поиску вариантов реализации этой идеи было нравственное сознание разумного человека, понимание абсурдности того положения, что хотя «бог создал всех людей равными», но почему-то одни заставляют других работать, и отнимают у этих людей результаты их труда, почему-то одни люди эксплуатируют других. Мечта об обществе, свободном от эксплуатации, помогла К. Марксу вскрыть один из механизмов такого принуждения. Более того, та политэкономическая теория, с помощью которой Маркс раскрыл суть капиталистической эксплуатации, помогла марксистам построить несколько успешных вариантов социалистического общества. Правда, успешное построение социализма не переросло в процесс построения коммунистического общества, на что надеялись коммунисты. Но к тому были и оправдательные аргументы. Едва увидев первые ростки нового общества, и убедившись в том, насколько успешно социалистическое общество решало многие проблемы, капиталистические воротилы регулярно предпринимали чудовищные усилия для подавления этих ростков. Чудовищные — по тем средствам, которые использовались при этом. Уже в XIX веке была просто потоплена в крови Парагвайская республика, а сам Парагвай — точнее, то, что от него осталось — отброшен назад в своём социальном и экономическом развитии, так что и поныне он остаётся третьеразрядной страной. Затем подобный сценарий не раз использовался, и самый свежий пример — Ливийская Джамахирия. Её, так сказать, «вбомбили в каменный век». Но следует заметить, что весь нынешний либерализм, его фетишизация конкуренции, отказ от попыток какого-то разумного устройства общества — это продукт аномального развития социума. В первую очередь — продукт жизни в тёплых субтропиках Юга Европы и Средиземноморья. Жизни в таких условиях, когда главное — заполучить «место под солнцем», а соседи рассматриваются только как помеха, как «конкуренты». Именно эта примитивная «логика» позволила Ч. Дарвину как бы объяснить происхождение видов. И тем самым — эта «логика» освятила термины «борьба за существование», «борьба за место под солнцем», «борьба за жизненное пространство», и т.д. И эта же логика послужила основанием для тактики классовой борьбы, которая помогла совершить переход от капиталистического строя к обществу, нацеленному на построение социалистического общества. Что поделаешь — диалектика... Для начала строительства общества мира и согласия пришлось прибегнуть к классовой борьбе. Но дело обстояло ещё хуже. Все попытки построения бесклассового общества наталкивались на упорное стремление задушить государство, которое осмелилось избавиться от эксплуатации, избавиться хотя бы в перспективе.

Недаром было сказано, что революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться. И практически все нынешние нападки на Октябрьскую революцию связаны именно с подавлением контрреволюционных выступлений. Так ли иначе, но очередная попытка свержения Советской власти удалась, и практически во всём мире победила идеология социал-дарвинизма — идеология борьбы за существование. А после того, как был разрушен Советский Союз, мировое «левое» движение — движение, ориентированное на построение общества без эксплуатации — оказалось практически обезглавленным. И все «попутчики», которые когда-то клялись в верности идеалам справедливости и равенства, потихоньку потрусили туда, где обещали более тёплые кормушки, более сладкие печеньки. И теперь почти весь мир превратился в новые джунгли, где человек человеку — волк. Не случайно нашим «демократам» так полюбилась речёвка арестантов и стукачей - «не верь, не бойся, не проси!» Но уже давно ясно, что Земля — это отнюдь не средиземноморский курорт, а очень неуютная планета. И даже более того, Земля — место, опасное для проживания. Стало понятно, что человеческая цивилизация в нынешнем виде на Земле в нынешнем её состоянии просто обречена. Йеллоустонский вулкан и катастрофическое потепление/похолодание, гелиевая вспышка и выход Солнечной Системы из тени Угольного мешка, прикрывающего нас от губительного УФ-излучения Чёрных Дыр, находящихся в ядре Галактики — список грядущих неотвратимых катастроф можно ещё долго продолжать, хотя для уничтожения человечества достаточно всего одной. А забота о выживании наших потомков - третья естественная потребность человека. И для того чтобы предвидеть все известные и неизвестные угрозы, а тем более — бороться с ними, нужно изучать, познавать этот неуютный и опасный мир. То есть развитие науки и повышение уровня образования — это вопрос жизни и смерти всего человечества. Нужно брать на вооружение не ту идеологию борьбы за уютное место в тёплом климате, которой нас одарили западные цивилизации, а идеологию совместного выживания, которую исповедуют многие народы Севера. ...Когда-то Кант выдал примерно такую максиму: «поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе». У северных жителей похожая рекомендация усилена многократно: «Поступай так, как, по твоему мнению, должны поступать все». И этот вопрос - «а если все так будут делать?» - удерживает от многих вредных и опасных деяний. Сможет ли человечество учесть уроки Октябрьской революции, и приступить к построению общества без насилия и эксплуатации — это вопрос жизни и смерти всех людей. И нельзя надеяться отсидеться в каком-то замкнутом мирке, когда грянет вселенская катастрофа. Человек один не выживает. Человеку нужен социум. И для совместного выживания, и для совместного познания этого мира. Мира неуютного и смертельно опасного. 7.11.2015