Государство снимает с себя социальные обязанности

На модерации Отложенный

Законопроект подготовлен правительством РФ и имеет форму федерального закона, т. е. в случае принятия будет действовать по всей стране. Суть его состоит в переводе части госучреждений на самоокупаемость в целях экономии государственного и местных бюджетов. Школы, больницы и музеи должны будут изыскивать средства к существованию самостоятельно – частично или полностью. На самофинансирование не переведут только органы власти, силовые ведомства, СИЗО, детские дома, лепрозории и противочумные учреждения. Таким образом, предвидя в будущем значительные трудности с наполняемостью бюджета, государство стремится снять с себя значительную часть социальных обязательств.

Представители верхней и нижней палат парламента относятся к законопроекту по-разному. Их мнения приводит издание «Новости Федерации».

Владимир Гусев, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области, считает, что «таким образом государство без стеснения отказывается от своих прямых социальных обязательств перед населением». По мнению парламентария, «можно хоть в одночасье перевести все бюджетные организации на самофинансирование, однако у людей просто не будет денег на оплату такого рода сомнительной модернизации медицинской, образовательной, культурной и других сфер». Гусев убежден, что такие мероприятия в конечном итоге вынудят россиян отказаться от получения образования и медицинской помощи. В связи с этим он подчеркнул: «Эта проблема, прежде чем стать предметом для закона, должна вначале стать темой для референдума».

Оксана Дмитриева, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия», считает, что одобренный Госдумой в первом чтении законопроект, направленный на самофинансирование большинства госучреждений, означает курс на коммерциализацию практически всех социальных учреждений. «Наша фракция голосовала против этого документа», – отметила депутат. Как уточнила Дмитриева, согласно проекту, финансирование госучреждений предполагается осуществлять в рамках государственных плановых заданий, которые будут существенно расходиться с реальными потребностями бюджетников. Кроме того, депутат подчеркнула, что государство планирует снять с себя ответственность за долги госучреждений, что будет приводить к их постепенной приватизации. «Считаю, что при дальнейшем обсуждении законопроекта нужно добиваться того, чтобы его положения не распространялись на такие учреждения, как детские сады, школы, больницы, архивы, отдельные вузы и культурные организации», – отметила Дмитриева.

Виктор Илюхин, заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции КПРФ, отметил, что думские коммунисты выступили категорически против принятия в первом чтении правительственного законопроекта, направленного на самофинансирование большинства учреждений бюджетной сферы. «Появление подобного документа в условиях жесткого финансового кризиса говорит о том, что все экономические тяготы правительство собирается переложить на плечи простых граждан», – заявил депутат. По его словам, обеспеченные россияне «как платили, так и будут в состоянии платить» за коммерческие услуги в медицине, образовании и других областях. Парламентарий полагает, что государство, по сути, «отказывается от своих обязательств» по финансированию бюджетной сферы, не предлагая взамен никаких иных вариантов, связанных с доступностью госучреждений для большинства населения. Сам он считает необходимым сохранить нынешнюю систему финансирования в первую очередь для среднего и дошкольного образования, а также медицинских учреждений. «Если законопроект будет принят в его изначальном виде, это будет означать еще один шаг к окончательному развалу в России бюджетной сферы», – убежден Виктор Илюхин.

Ирина Горбулина, член Общественной палаты РФ, президент Российской академии бизнеса и предпринимательства, считает, что перевод на самообеспечение некоторых госучреждений повлечет за собой массовую безработицу: «Я бы не стала принимать такие законопроекты в нестабильной экономической ситуации, – заявила она. – Мы еще не вышли из финансового кризиса: многие до сих пор сокращают рабочий штат в организациях, и в этой ситуации такой законопроект вызовет большие волнения».

Она полагает, что сегодня нет необходимости в выборе учреждений, которые следует переводить на самообеспечение. «Время покажет, какие госучреждения необходимо будет оставлять на бюджете, а какие нет. Делать прогнозы сегодня, на мой взгляд, нет смысла», – подытожила Ирина Горбулина.

Но у документа в Госдуме, как нетрудно догадаться, большинство как раз сторонников, чем противников.

Константин Титов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Самарской области, член «Единой России»: «В России полно госучреждений, которые сидят на бюджете, на наших налогах, однако ничего нужного ни для государства, ни для населения не делают». «Следовательно, чем меньше там будет доля государства, тем меньше их работники будут брать взяток и лучше работать», – считает парламентарий. При этом он подчеркнул, что под предполагаемый перевод на систему самоокупаемости «не обязательно подпадут школы и больницы». «У нас и других претендентов много. А такие слухи распускают те, кто не хочет работать и хочет спрятаться за широкую спину образования и здравоохранения».

Евгений Федоров, председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, член фракции «Единая Россия», целиком поддерживает правительственный законопроект, направленный на реформирование сети бюджетных учреждений. «Думаю, что документ не преследует цель перевести эти учреждения на самофинансирование», – заявил депутат. По его словам, законопроект дает бюджетным организациям возможность «иметь больше экономической свободы». «Принятие соответствующего закона позволит нам избегать хамства, грубости, безразличия и прочих негативных явлений, с которыми наши граждане нередко сталкиваются сегодня в бюджетных учреждениях».

Юрий Медведев, заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, член фракции «Единая Россия», считает, что «в целом государство поступает правильно», предлагая парламенту принять законопроект, направленный на самофинансирование большинства госучреждений. «Появление этого документа я связываю с тем, что все предыдущие попытки реформировать бюджетные учреждения и сделать их более эффективными не увенчались успехом», – заявил депутат. Теперь же, по его словам, правительство предлагает «установить четкий механизм взаимоотношений государственной власти с бюджетными организациями».

Представить себе, во что может превратиться система здравоохранения, частично переведенная на самофинансирование, можно на примере лечебных учреждений соседней Украины, которые нам пришлось наблюдать воочию. Там подобное произошло уже давно. Так, в поликлиниках там принято при записи к любому врачу вполне официально делать пожертвования на функционирование поликлиники. Небольшие, но регулярные. Но это – еще полбеды.

Гораздо хуже дела обстоят на стационарах. Во-первых, больные приходят со своим постельным бельем. Больница предоставляет только койку и голый матрац. Во-вторых, в больницах не кормят: питанием больных должны обеспечивать их родственники. И, в-третьих, лекарств в больницах нет никаких. Поэтому больные должны покупать их за свои деньги, и только с полным запасом таковых, часто составляющим большую картонную коробку от женских сапог, ложиться в стационар. Больница гарантирует лишь осмотр врача и уколы медсестер, но шприцы и капельницы тоже должны купить больные. Медсестры, кстати, часто промышляют тем, что подворовывают у больных лекарства и перепродают их другим больным, или сдают обратно в больничные аптеки. Аптек же, к слову говоря, в каждой больничке не менее 4–5. Располагаются они на первом этаже стационара и принадлежат главному врачу и его заместителям.

А если для поддержания жизни больного требуется дорогое лекарство, но у него нет денег, то никто ему это лекарство и не даст. Выживет – хорошо, нет – значит, такова его судьба.

Такие вот получаются самоокупаемость и самофинансирование по-украински. Интересно, у нас тоже так будет?..