ВОЛГОГРАДСКИЙ НАРЫВ

На модерации Отложенный

Опять обиделись. Теперь в Царицыне, который по недоразумению до сих пор называется Волгоградом. Группа товарищей из общественной организации «Волгоградский прорыв» обиделась на самого, наверное, известного в России веб-дизайнера Артемия Лебедева. Обиделись не на плохой дизайн, а на записи в его блоге.

Казалось бы, обидно – не читай. Но нет, так и манит. Лебедев написал в своем собственном блоге то, что думает. А думает он, что «в России есть только один культ хуже православия – культ Дня победы. Священный трепет, придыхание, особая лексика, слова о памяти, приторная забота о ветеранах – все это вызывает приступы рвоты. Поездки молодоженов к ближайшему памятнику 1941-1945. Ежегодные установки новых памятников и мемориалов. Возрождение худших традиций советской монументальной художественно-графической пропаганды из цифр, картонных орденов Победы – не помешались ли люди?».

Спорить с ним волгоградские товарищи не стали, а предложили запретить Артемию Лебедеву въезд в Москву, Петербург и еще 27 российских городов, носящих звания «город-герой» и «город воинской славы». Поскольку, по их мнению, Лебедев нанес оскорбление ветеранам.

То, что на самом деле Лебедев ветеранов не оскорблял, для авторов волгоградской инициативы значения не имеет. О Дне победы Лебедев пишет так: «Для меня День победы – это такой романтический праздник, на втором месте после Нового года. Но он не имеет никакого отношения к выступлению ветеранов в школе, к установке очередного вечного никому не нужного огня, к разговорам о том, что кто-то за нас воевал».

Участники движения «Волгоградский прорыв» рекомендовали лицам, «негативно высказывающимся в адрес ветеранов Великой Отечественной войны», воздержаться от посещения городов, носящих звания «город-герой» и «город воинской славы». В России таких населенных пунктов насчитывается 29 – Петербург, Москва, Мурманск, Новороссийск, Смоленск, Волгоград, Тула, Белгород, Курск, Орёл, Владикавказ, Малгобек, Ржев, Ельня, Елец, Воронеж, Луга, Полярный, Ростов-на-Дону, Туапсе, Великие Луки, Великий Новгород, Дмитров, Вязьма, Кронштадт, Наро-Фоминск, Псков, Козельск, Архангельск. «Волгоградский прорыв» заявил, что отправит соответствующее обращение в муниципальные органы этих городов.

Дмитрий Фетисов, директор консалтингового агентства, консультирующего «Волгоградский прорыв», так прокомментировал эту инициативу: «В год 65-тилетия победы обидно видеть, как некоторые публичные люди позволяют себе негативно высказываться о подвиге ветеранов Великой Отечественной войны. На мой взгляд, очень несправедливо, что такие люди остаются безнаказанными за свои слова. Поэтому мы и просим присваивать лицам, негативно высказывающимся в адрес ветеранов, статус «нежелательного присутствия».

Звучит замечательно: г-ну Лебедеву нельзя посещать особо избранные города потому, что г-ну Фетисову обидно.

У всех есть повод на что-нибудь обидеться, но не все требуют перестроить общую жизнь исключительно в свое собственное удовольствие. Страдающие, вероятно, манией величия участники этого странного волгоградского движения заявляют, что статус «нежелательного присутствия» будет снят только после публичных извинений. То «Наши» в похожей ситуации требовали извинений, теперь «прорыв» требует. Детский сад, право.

В прошлом году «Волгоградский прорыв» уже пытался привлечь Артемия Лебедева к ответственности за употребление нецензурных выражений в личном блоге. Да, матом Лебедев пользуется свободно. Однако же в своем блоге, а не в троллейбусе и не на митинге. И приходят к нему в блог, говорят, до 150 тыс. читателей. Им нравится – они читают. Члены «Волгоградского прорыва» могли бы к нему на сайт и не заходить. Но не могут! Как это ни удивительно, но правоохранительные органы преподнесли товарищам из Волгограда урок толерантности. В феврале 2010 года Тверское ОВД Москвы отказалось возбуждать по их заявлению уголовное дело, указав, что «посещение…страницы не является принудительным». До смешного просто!

С точки зрения права, новая волгоградская инициатива – бред. Инициаторы этой затеи считают, что если городские власти примут их предложение, то это «будет прямым сигналом, что жители данного города и региона не хотят видеть у себя в гостях человека, оскорбляющего память о войне и миллионах наших сограждан». Творцам нового запрета невдомек, что любой россиянин приезжает в любой город не как гость, а как гражданин своей страны, имеющий право приезжать туда, куда ему заблагорассудится. Без чьего-либо разрешения. На то есть и конституционная норма, отраженная в статье 27 («каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства).

Понятно, что товарищам из «прорыва» хотелось бы установить свои порядки. Уж если не во всей стране, так хотя бы в своем городе. Обнести его колючкой, вспахать по периметру контрольно-следовую полосу. Ввести визовый режим. Выставить на всех дорогах блокпосты (в Москве уже стоят!). С каждым въезжающим откровенно побеседовать. Посмотреть внимательно и тихо спросить: «А что вы думаете про вклад жителей нашего города в разгром немецко-фашистских оккупантов?». И, не дай бог, ответит не то, что надо – в лучшем случае, запрет въезда лет на пять.

Но нет, сегодня это еще не получится. То ли волгоградские придумщики затормозились в недалеком нашем прошлом, то ли заглянули в скорое наше будущее. Но сегодня их инициатива явно не пройдет.

Впрочем, на всякий случай, может быть, посетить в спешном порядке все 29 городов, пока наше будущее не превратилось в наше прошлое?