Свобода в истории России

На модерации Отложенный

Свобода в истории России

 

Историческое эссе.

 

Монгольское иго.

Начало.         1240 год – Нашествие Батыя.

Окончание.   1480 год – Стояние на Угре.

Длительность ига 240 лет.

 

Примечания:

Это было всенародное бедствие, постоянно подновляющееся многократными местными нашествиями. Народное бедствие, которое приносит не столько материальное, сколько нравственное разорение, надолго повергая народ в мёртвенное оцепенение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли свою остроту и полёт фантазий и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не ища никакого выхода. Какое стремление к свободе, когда ещё твои прадеды были порабощены и ни одного лучика света.

Народ страдал от своеволия грубых баскаков (монгольские чиновники), которые разъезжали по всем городам. Не было от них никому пощады, что хотели, то и делали: города и селения жгли и грабили, храмы разоряли или оскверняли, а людей убивали или уводили в плен. Даже купцы, просто бродяги монгольские обходились с нашими предками как с презренными рабами. При таких неурядицах. При недостатке сильной власти, был полный простор страстям негодных людей, которых всегда бывает немало, а в такие тяжелые времена число их обыкновенно увеличивается. Иго не прошло бесследно в народной нравственности: «забыв гордость народную» «мы выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых; обманывая Татар, ещё больше обманывали друг друга; откупаясь деньгами от насилия варваров, стали бесчувственнее к обидам, к стыду, подверженные наглостям иноплеменных тиранов. От времени Василия Ярославовича до Ивана Калиты (период самый несчастнейший) отечество наше походило более на тёмный лес, нежели на государство. Сила казалась правом; кто мог, грабил: не только чужие, но и свои; не было безопасности, ни в пути, ни дома; воровство сделалось общей язвою собственности», так пишет Карамзин об этой эпохе.

 

Свобода на Руси.

Начало. Окончание монгольского ига.                                                  1480 год.

Окончание. Введение Судебника Ивана III и крепостного права      1497 год.

Длительность                                                                                                17 лет.

 

Примечания:

В этой неприглядной тьме рабства постоянно нарождались люди жаждущие свободы и работающие ради свободы.

«Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения», В. О. Ключевский.

После Куликовской битвы народ молвил: «На битву шли князья с дружинами, а вернулся Русский народ».

Монгольское иго закончилось в 1480 году при стоянии друг против друга на реке Угре войск хана Ахмата и князя Ивана III. Правление Ивана III закончилось не только освобождением, но и тем, что Русь оказалась самым большим государством в Европе. Ее территория охватила весь Север до Урала и составляла более 2-х млн. км2. Москва, в сложной борьбе за объединение Руси, от ханского ярлыка, подминая под себя княжества, до непосредственной экспансии, выросла за 200 лет от маленького Московского княжества до громадного государства.

 

К 1497 году под давлением элиты, (около половины составляли представители православной церкви) у которой закружилась голова от успехов, было принято законодательство, закрепляющее крестьян за хозяевами земли. Более 13 части всех земель на Руси (соответственно, 13 семей землепашцев, которые на ней работали) владела православная церковь.

 

Справка: Киево-Печерская Лавра-православный монастырь, основанный в 1051 году монахами Антонием и Феодосием в пещерах возле княжеской резиденции Брестово возле Киева. В 11-м столетии монастырь стал центром распространения христианства в Киевской Руси. В 18 столетии Киево-Печерская лавра стала крупнейшим церковным феодалом в Российской империи. Ей принадлежало 3 города, 7 небольших городов, около 200 сел и хуторов, больше 70 тыс. крепостных, 2 бумажные фабрики, 11 кирпичных и 6 стеклянных заводов, больше 160 винокурень и мельниц, 2 конных завода и ещё много чего.

 

После полного освобождения землепашцы потянулись на Южные рубежи Руси, (расплатившись с хозяином земли по долгам, землепашец имел право покинуть эти земли) где земли были более плодородными, во многих случаях и целинные, при освоении которых не нужно было платить аренду хозяину. Закрепление пока было чисто экономическим (позже дойдет до абсолютного закабаления, даже до права первой ночи).

Именно православная церковь лоббировала экономическое закабаление.

17 лет свободы закончились. Элита, будучи предыдущие столетия сама рабской, ничего другого не могла видеть в будущем Руси, как новое рабство ее народа.

 

Крепостное право.

Начало.          1497 год. Введение Судебника Ивана III. Юрьев день.

Окончание.   1861 год. Проигрыш в Крымской войне. Реформы Александра II.

Длительность 364 года.

 

Примечания:

Уйти от хозяина можно было только в Юрьев день (за 1 неделю до Юрьева дня и неделю после, осенью уходить невыгодно, зиму еще нужно прожить), отдав все долги и свыше долгов 1 рубль серебром, по тем временам очень большие деньги.

Закрепощение крестьянства шло очень медленно, но упорно. Когда уходить уже было некому, все зависили экономически от хозяина, а Юрьев день был уже только в легендах (можно было только бежать, что и делали в основном молодые люди, пока они не были обременены семьей). Наступил момент и в 1597 году, когда элита ввела новые законы. Был отменен Юрьев день. И одновременно был введен Указ 1597 года о 5-летнем сроке сыска беглых крестьян. [1, 2]

Крепостное право привело Россию к постоянному стратегическому отставанию.

Реформы Петра I создали мощный бюрократический слой, который руководил всем устройством жизни империи, но не дал свобод нации. Реформы Петра I временно спасли империю от развала и продлили ей жизнь на срок, чуть более 100 лет.

Правление Петра I и особенно Екатерины II, которые вводили протестантизм, и более свободные правовые отношения не смогли распространить новые политические и экономические отношения по всей России. Но распространение крепостного права продолжалось. С другой стороны, там, где люди сопротивлялись, оно не распространялось. Свободными оставались: Сибирь, Север и Юг России. Идеальным примером является Саратовская губерния, в которой с 1762 года (по приглашению Екатерины II) стали селиться европейские колонисты «немцы». Через 90 лет, к 1850 году Саратовская губерния стала самой передовой по темпам экономического развития и вышла по экономическому потенциалу на 3 место после Санкт-Петербурга и Москвы.

Сейчас, после уничтожения протестантской культуры, Саратовская область по экономическому вкладу в ВВП России занимает 48 место среди регионов РФ. Саратовская область снизила свой относительный экономический уровень по сравнению со свободной Саратовской губернией в 25-30 раз.

 

Свобода в Российской империи.

Начало. Реформы Александра II.                                                          1861 год.

Окончание. Сворачивание реформ Александром III                          1881 год.

Длительность                                                                                             20 лет.

 

Примечания:

Реформы Александра II привели общество к бурному политическому развитию.

Отменяется крепостное право.

Вводятся земства – местное самоуправление.

Вводятся суды присяжных.

В Российскую империю приходит капитализм, которому для развития необходимы свободы.

Расширяется понятие «свобода совести». Более интенсивно в Россию приходят новые христианские религии, в основном протестантизм. Ослабляется давление на староверов, из которых в основном состоит волжское и сибирское купечество.

Элита разделилась, на тех, кто приветствовал новые экономические отношения (интеллигенция, купечество и новый средний класс) и тех, кто разорялся (дворянство привыкло жить столетиями за счет вотчины) под натиском конкуренции.

 

Застой политический. Противоречия ведут к революции.

Начало.          1881 год.  Антиреформы Александра III. В УК введены ст. 181 и 196 против свободы совести.

Окончание.    1905 - 06 годы.  Первая революция. Конституция и Указ о свободе вероисповеданий.

Длительность    25 лет.

 

Примечания:

Остановить общество можно было только репрессиями. И Александр III антиреформы начал с репрессий. Очень правильно звучит его фраза: «У монархии есть только два друга армия и флот». Народ здесь ни при чем, его нет, он враг. Поэтому Александр III восстановил против себя интеллигенцию и новый средний класс. Поэтому так легко свою агитацию в 1900 годах вели большевики, а интеллигенция им помогала.

Земские учреждения самоуправления негласно рассматривались как сила, посягающая на самодержавную власть. Земское самоуправление было сохранено, хотя функции его ограничивались, а сами земства через назначаемых «земских начальников» ставились под контроль государства и самоуправление выхолащивалось.

Репрессии усилились после назначения на должность обер-прокурора Святейшего синода К. П. Победоносцева. О его позиции свидетельствует, например, резолюция состоявшегося под его председательством совещания православных деятелей (1891): "Быстрый рост сектантства является серьезной опасностью для государства. Сектантам должно быть воспрещено покидать свое местожительство. Все преступления против Православной церкви должны разбираться не в светских, а в духовных судах. Паспорта сектантов должны быть помечены особым образом, чтобы их нигде не принимали ни на работу, ни на жительство, пока жизнь в России не станет для них невыносимою. Дети их должны силою отбираться и воспитываться в православной вере".

В УК были внесены соответствующие статьи: "Ст. 187. За выход из церкви и присоединение к другому религиозному обществу — лишение всех гражданских и личных прав. Ссылка. В более легких случаях — 1,5 года исправительных заведений.

Ст. 196. За распространение еретических или сектантских учений и пособничество в этом — ссылка в Сибирь, Закавказье или другие отдаленные места" [3]

У православных идеологов сохранялись горькие обиды. С позиций православной церкви единственно приемлемым политическим строем является абсолютный монархизм.

«Невозможно представить человека собственной свободе совести именно потому, что он существо подлое и растленное». И. Кронштадский, 1891 год, это высказывание великого святого православной церкви, который стал святым еще при жизни.

Что человек - существо подлое и растленное – основная позиция православной церкви.

 

Свобода в Российской империи.

Начало.                                                                                                         1906 год

Окончание. Октябрьский переворот                                                         1917 год.

Длительность                                                                                                   11 лет.

 

Примечания:

Принцип веротерпимости защищал религиозный философ Н. Бердяев —вольнодумец и еретик по критериям православной церкви: "Свобода совести — основа всякого права на свободу, поэтому она не может быть отменена или ограничена людской волей, государственной властью. Она есть изъявление Бога. Бог в свободе видит достоинство сотворенного им человека. Только в свободном существе подобие и образ Божий обнаруживаются" [4].

 

В этот исторический миг (7 лет) до начала I-й Мировой войны темпы экономического роста были самыми большими. Если бы не случилось Октябрьского переворота, а темпы экономического роста продержались бы еще 10 лет, то Российская империя вплотную бы приблизилась к ВВП США, а к 1940 году могла бы выйти на 1 место в мире. Но, не случилось.

Революция 1917 г. пришла на волне кризиса Российской аристократии, непонимания новых внедрявшихся капиталистических отношений, увлечением абстрактными революционными теориями. Церковь, имеющая монополию на духовное развитие русского народа, нового ничего предложить не смогла, идеологически оставаясь в 13 веке, но мир изменился, а вечные ценности нужно было уметь преподносить народу, прежде всего на собственном примере, и в этом кризис церкви в предреволюционное столетие. За 30 лет перед Октябрьским переворотом в России прошло расхристевание народа, особенно молодежи, потому что православная церковь воспринималась народом как пособник монархии. Именно поэтому при большевиках мужики шли громить и грабить церкви не чувствуя за собой греха.

 

Коммунистическая несвобода (рабство)

Начало.             1917 год.

Окончание.       1991 год.

Длительность       74 года.

 

Примечания:

Если в Российской империи рабство имело место в центральных областях России, то при коммунистическом правлении оно распространилось во все уголки СССР. Репрессии приняли массовый характер.

Ф. М. Достоевский писал о последствиях социалистической революции. Что народы России (особенно русский народ) заплатят не менее чем 100 миллионами жизней. Его пророческие слова сбылись. Мы, заплатили этот страшный счет (более чем 100 миллионами жизней), который предъявили русскому народу коммунисты.

И сейчас мы идем к полному вымиранию – это главная заслуга правления коммунистического режима.

 

Новая попытка построить демократическое общество.

Начало.                                                                                                         1991 год.

Окончание.

Длительность                                                                                           пока 19 лет

Примечания:

 

Новая попытка построить демократическое общество может также закончиться неудачей. К этому есть все предпосылки:

1.             Отсутствие идеологии развития;

2.             Отсутствие авторитетной элиты (или каждый народ достоин своего правительства);

3.             Отсутствие молодежи (их только 18 % и у них более высокий процент гибели от наркотиков, алкоголя, бандитизма и т.д.);

4.             Демографический обвал русской нации, как наиболее законопослушной и государствообразующей. Через 35-40 лет русских в России будет меньшинство, примерно 20-25 %. Причины: сейчас в России коэффициент фертильности на 1 женщину равен 1,3 ребенка, учитывая, что родильный дом России – Северный Кавказ, где коэффициент фертильности на 1 женщину доходит до 5-ти детей, то на 1 русскую женщину рождается 0,6 -0,7 ребенка, т.е. 3 русских женщины рождают 2-х детей. С учетом мужей на 6-ть взрослых рождается 2 ребенка;

5.             Итог этого демографического обвала русской нации – потеря Россией государствообразующей нации. А это новая кровавая смута. После этой смуты какой народ станет государствообразующим: татары, казахи, наверное китайцы?

6.             Слабость власти: отсутствие авторитета чиновников у народа и массовые антиправные действия чиновников;

7.             Рабская психология у русского народа, что подчеркивают массовые вопросы людей президенту Путину: «Что с нами будет, когда Вы уйдете в 2008 году». Опять надежда на доброго царя;

8.             Разочарование в демократических реформах и новое стремление к тоталитарному государству. Считается, что сильным может быть только тоталитарное государство, прославление Сталина как защитника против чиновников: «Вот на Вас бы Сталина». Это подчеркивает лишь слабость нашего народа. Мы ищем защитника, но не верим в собственные силы;

9.             Мощная пропаганда против демократического общества и против демократических реформ;

10.         Массовое нарушение Конституции, особенно православной церковью (она неформально признана бюрократией как государственная церковь), которая открывает свои часовни, церковные комнаты в тюрьмах, учебных заведениях, воинских подразделениях и т.п. Этот пример приводит к тому, что население также массово ведет себя противоправно (девиантное поведение, которое выражается в поведении на улицах, матерятся, пьют алкоголь, в противовес указу президента, причем так похабно ведут себя все: взрослые и молодежь, а также дети);

11.         Как итог: отсутствие жизненной перспективы у большинства наций, особенно у русских.

 

Итого: рассмотрим общую длительность исторических процессов несвободы и свободы Руси, Российской империи, СССР и Российской Федерации от начала монгольского ига, с 1240 года или длительность исторического периода - 770 лет.

 

Несвобода                                                                             Свобода

240 + 364 + 25 + 74 = 703 года                               17 + 20 + 11 +19 = 67 лет

 

Из 770 лет исторической жизни 703 года (91,7 %) пришлись на несвободу и только 67 лет (8,3 %) на (более менее) свободную жизнь народа. Эти годы свободы, как правило, проходили в исканиях пути развития общества и государства. И элита каждый раз обманывала общество, и мы возвращались на путь рабства. Это одна из главных причин того, что Россия в экономическом и научно-техническом развитии постоянно отставала от Запада (подтягивались только военные технологии).

В России, из этого почти тысячелетнего опыта, у "правящего класса" хорошо получается только принуждение. Имея в управлении более половины экономики и всю политическую и юридическую власть, "правящему классу" необходимо исполнить то, что у него более всего получается без натуги – понудить народ к модернизации через мобилизационную экономику. Кто против: под трибунал инновационной (революционной) целесообразности и в концлагерь на перековку.

Исходя из исторической практики – постоянного возврата в рабство (3 раза мы возвращались в рабство) и 4-й раз вероятность возврата в рабство очень велика. Не более 20 лет мы выбирали путь развития.

В России вновь наступила реакция антиреформ. Чем это закончится, возможно, опять рабством на долгие десятилетия. Тем более, что бюрократическая антиреволюция уже произошла. На то чтобы поставить точку возврата к рабству для бюрократов нужно совсем немного времени.

Уже идет экономическое закабаление (аналогия Юрьева дня). На это лучше ответить вопросом. Кто сейчас в состоянии купить квартиру?

В Москве, (от 150 тыс. руб. (от $ 5000) за 1 м2) даже средний класс с его доходами не в состоянии купить нормальную квартиру, потому что 100 м2 будут стоить от 15 млн. руб. и выше.

Современной бюрократии нет никакого смысла решать вопросы для людей. Их направленность – получать деньги от сырья. Держать нас в рабских рамках. Сокращать население, потому что расширенное воспроизводство населения необходимо только для наукоемких технологий. Не дать нам развиваться самим. Это исторически подтверждается на Руси постоянно. Еще Лев Толстой обращался к Николаю II с обращением о сбережении народа.

И этот проект современного рабства опять им удался. Все идеологические ссылки на врагов это прикрытие. Наша бюрократия знает что делает, от маленького до большого чиновника.

 

Литература.

 

1. Корецкий В.И. Из истории закрепощения крестьян в России в конце XVI-начале XVII в. (К проблеме «заповедных лет» и отмене Юрьевого дня) // История СССР. 1957. № 1.

2. Указная грамота Федора Иоановича о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. 24.10.1597 // Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII век. М., 1962.

3. Митрохин Л. О принципе свободы совести. http://www.religare.ru/artikle487.htm

4. Бердяев Н. А. Государство // Сб. Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.