Безъядерный мир теперь уже невозможен

На модерации Отложенный

Завтра исполняется сорок лет с начала действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) - одного из ключевых документов в истории международных отношений. В марте 1970 года СССР, США, Великобритания, Франция и Китай подписали соглашение, в котором объявили своей целью создание мира без ядерного оружия. Для ее достижения державы, чьи отношения отравлял яд взаимного недоверия и вражды, даже придумали конкретный механизм. Они создали официальный «ядерный клуб», в который записали страны, уже обладавшие на тот момент собственной атомной бомбой (то есть самих себя). Но при этом они договорились зорко следить за тем, чтобы атомное оружие оставалось лишь в руках владельцев «клубных карт». Все остальные страны получали право развивать мирную ядерную программу, но иметь оружие массового уничтожения им категорически запрещалось. В условиях холодной войны ДНЯО был образцом ответственности и заботы могущественных держав о судьбах человечества - тогда интересы глобальной безопасности взяли верх над геополитической грызней.

Но может ли безъядерный мир, о котором уже не первое десятилетие мечтают пацифисты и гуманисты всех мастей, стать реальностью? Похоже, сегодня человечество гораздо дальше от этого идеала, чем в 1980-е годы. Тогда политика ядерного нераспространения напрямую зависела от двух игроков - США и СССР. Как самые сильные державы в мире, они определяли, приближается ли человечество к ядерному Армагеддону или сама опасность ядерной войны перестает существовать. В 1986 году Горбачев и Рейган обсуждали в Рейкьявике возможность полного уничтожения ядерных потенциалов обеих стран-антагонистов. Если бы они тогда договорились, то мы бы уже сейчас, возможно, жили в безъядерном мире.

Я не исключаю, что оба политика искренне хотели пойти на такой шаг. Но инерция холодной войны, увы, пересилила пацифистский запал «перестройки» и «нового мышления». В итоге момент был упущен. Поэтому неудивительно, что в 1990-е и 2000-е годы, когда холодная война стала достоянием истории, ДНЯО затрещал по швам. В 1998 году атомное оружие успешно испытали Индия и Пакистан, а спустя десять лет - в 2009-м - неофициальный «ядерный клуб» пополнился и за счет Северной Кореи. Скорее всего, в ближайшие годы о создании собственной атомной бомбы заявит всему миру и руководство Ирана.
Таким образом, планета подошла к опасному рубежу, когда обладание смертоносным оружием становится заурядной практикой, что усиливает вероятность ядерной войны (пусть и на локальном уровне). В конце концов, сдержать прогресс ядерных технологий - задача не из простых.

С течением времени атомная бомба из ранга «чудес техники» переходит в разряд банальности - подобно тому, как в ХХ веке это произошло с самолетами, космическими кораблями, телевизорами и компьютерами.

С приходом к власти в США Барака Обамы тема борьбы с оружием массового поражения внезапно вновь оказалась в центре внимания. Молодой президент с имиджем идеалиста объявил создание безъядерного мира одной из главных задач своей внешней политики. Он посвятил этому пламенную речь в Праге в апреле 2009-го, а затем озвучил эту идею с трибуны Генассамблеи ООН. Причем в помощники в деле построения безъядерного мира Обама пригласил именно Россию, обладающую вторым после Штатов ядерным потенциалом на Земле. Цель - превратить США и РФ в образцово-показательные державы, примеру которых должны последовать страны, уже создавшие свою атомную бомбу или втайне мечтающие о ней. Неудивительно, что переговоры о сокращении наступательных вооружений (СНВ) вновь вышли на передний план.

Однако беда в том, что сегодня мир радикально изменился - совместно определять политику ядерного нераспространения ослабевшая Россия и все еще «сверхдержавные» США больше не в состоянии. Если даже РФ и Штаты уничтожат свои ядерные арсеналы, на других игроков сильного впечатления это уже не произведет. У каждого из них - свои резоны для обладания «атомной фигой» в кармане. Одни страны не без оснований опасаются нападения более сильных держав вроде тех же США и рассматривают ядерное оружие как единственный способ застраховать себя от вторжения извне. Например, нищая и голодающая Северная Корея, которой в отсутствие внешней угрозы атомная бомба была бы ни к чему. Пакистан и Индия - два «врага не на жизнь, а на смерть», и их противостояние напоминает холодную войну между США и СССР, только региональную. Иран - «смешанный случай». Тегеран опасается нападения тех же американцев, а перед глазами у персов - пример Ирака, который, как они думают, подвергся нападению «сил добра» только потому, что Садам Хуссейн не обладал ядерной бомбой. При этом Иран рвется к лидерству на Ближнем Востоке, имея прохладные отношения с арабскими странами и откровенно враждебные - с Израилем.

Отказываться от «атомной дубинки» ради мечты о безъядерном мире сегодня не согласятся ни в Иране, ни в КНДР, ни в Индии, ни в Пакистане. Выходом из нынешнего положения, возможно, могло бы стать появление коалиции «ответственных держав», которые сообща начнут совершенствовать механизмы ядерного нераспространения.