Визит в Грузию региональной значимости
О чем будет говорить Ильхам Алиев в Грузии?
Начинается официальный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Грузию. Заметим сразу, что к данному визиту приковано внимание не только многих политиков и экономистов региона, но и аналитиков. И это вполне понятно, столько разных официальных заявлений и мнений экспертов звучало в последнее время вокруг затеянной грузинскими официальными лицами непонятной газовой игры, что настала пора поставить окончательную точку в этом вопросе.
Азербайджанский газ уже не нужен?
Желание Тбилиси привлечь на грузинский рынок иранский и дополнительный российский газ вызвало неоднозначную реакцию в Баку. Ибо азербайджанский газ Грузия получает по, мягко говоря, приемлемой цене. Это объясняется и географической близостью двух стран, и техническими возможностями азербайджанской стороны.
К тому же Тбилиси не закупает российский газ с 2007 года, основным поставщиком является Баку. Но Грузия получает 10% от общего объема транзита российского газа в Армению.
Ажиотаж по поводу российского газа начался после того, как министр энергетики Грузии Каха Каладзе договорился с главой «Газпрома» Алексеем Миллером об увеличении транзита российского газа. По его словам, главный поставщик газа в Грузию — Азербайджан, но власти думают о диверсификации энергетических источников. В связи с этим активная работа идет с Ираном.
Обеспокоенность Баку почувствовали в Тбилиси. Не зря во время рабочего визита премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили в Азербайджан 10 октября была достигнута договоренность об ответном визите Ильхама Алиева в Грузию.
Опасный бумеранг
Попытки властей Грузии найти альтернативу азербайджанскому газу в конечном итоге ударят бумерангом по грузинской экономике, считает экономист Фуад Ализаде.
По его словам, Азербайджан не монополизировал рынок Грузии, и, соответственно, вопрос поставок Россией природного газа на грузинский рынок не стоит политизировать.
«Цена на азербайджанский газ по социальным проектам населению Грузии столь низкая, что Россия даже не будет вести переговоры с Грузией с тем, чтобы перебить данные контракты. Но ГНКАР имеет поставки природного газа в Грузию по коммерческим ценам для предпринимателей.
Сейчас в связи с резким падением цен на нефть, стоимость российского газа заметно снизилась. И, соответственно, ряд деловых кругов Грузии решил приобрести природный газ у России.
Но грузинским предпринимателям не мешало бы задуматься: а что они будут делать, если цена на российский газ будет расти после того, как поднимутся цены на нефть на мировых рынках? Вновь прибегут к ГНКАР с просьбой продавать азербайджанский газ по ныне действующим ценам?» – задается вопросом Фуад Ализаде.
Россия берет контроль?
Визит президента Азербайджана в Грузию на фоне событий в мире будет носить скорее не экономический, а политический характер. От роли и места стран Южного Кавказа в этих событиях теперь будет зависеть еще больше, чем раньше.
Грузия – одна из ключевых точек в этом раскладе, так как несмотря ни на что, официальный Тбилиси пробует занять в нем собственную – не чисто проамериканскую, не чисто западную – позицию.
«В такой обстановке Грузии нужна надежная экономическая база, чтобы сохранять этот сложный баланс и в дальнейшем. Естественным и практически единственным региональным партнером Грузии является Азербайджан. Отсюда же и вопрос газовых поставок на территорию страны приобретает еще большую остроту», – сказал КАВПОЛИТу первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития, участник экспертно-аналитической лиги «Ресурсные стратегии» МГУ им.М.В.Ломоносова, российский политолог Григорий Трофимчук.
Понятно, что все разговоры по поводу того, что Россия якобы собирается «взять под контроль все сырьевые коммуникации региона», являются несерьезными, так как она получила проблемы иного порядка, чем контроль каких-то сырьевых коридоров, на который у нее просто не хватит ни времени, ни ресурса.
«Конечно, России было бы выгодно увязать всю систему экономической интеграции региона, которая была бы выгодна и Азербайджану, и Грузии, и Армении как гарантия общей безопасности. Но сегодня это вряд ли возможно.
Для России наиболее выгодным вариантом является как раз тот, при котором и Азербайджан, и Грузия становятся надежными гарантами стабильности Южного Кавказа, с учетом, само собой, и турецкого фактора, от которого в известной степени зависит внешняя политика Азербайджана», – подчеркнул аналитик.
Алиев хочет знать
«В рамках визита президент Азербайджана Алиев несомненно затронет и газовую тему, поскольку грузино-азербайджанские отношения в этой области в течение многих лет считались краеугольными в двухсторонних отношениях Баку и Тбилиси», – считает политолог Василий Папава.
«Скорее всего, президент Азербайджана лично, без посредников, хочет устранить ту неясность, которая возникла вокруг газового вопроса», – сказал он.
Генеральный директор агентства «Новости-Азербайджан» Вугар Халилов лаконичен в этом отношении: «Это именно тот вопрос, который исключает предположения или догадки. Только переговоры в Тбилиси могут дать ответ на это».
«Различные спорные вопросы по газу, вероятно, будут подняты на данных переговорах. Со следующего года Грузия войдет в период больших выборов – осенью 2016 года будет избираться парламент, а в 2017 году – президент страны», – напомнил эксперт по международной политике, руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков.
По его словам, как правило, в период фактической предвыборной кампании достижение любых серьезных договоренностей затруднено.
- С другой стороны, если Тбилиси действительно рассчитывает размыть долю азербайджанского газа на своем рынке, увеличив закупки российского топлива, сделать это логичнее опять же до 2016 года. Уже этой осенью слухи о переговорах с «Газпромом» стали поводом для акций протеста грузинской оппозиции, – подчеркнул он.
ИГ как фактор нестабильности
На фоне выборной кампании резонанс по поводу подобных договоренностей будет еще большим. Таким образом, если сейчас Баку еще раз закрепит позиции на грузинском газовом рынке и решит все спорные вопросы, они, скорее всего, не будут серьезно меняться в ближайшие пару лет.
Кроме того, победа ПСР на выборах в Турции, позволяющая наконец-то сформировать в этой стране устойчивое правительство, повышает возможности реализации совместных проектов Баку, Тбилиси и Анкары.
Вспомним, как глава «Азербайджанских железных дорог» Давид Гурбанов называл именно правительственный кризис в Турции фактором, из-за которого затянулось строительство магистрали Баку – Тбилиси – Карс. Напротив, хотя бы относительная политическая стабилизация всегда дает больше оснований для развития долгосрочных проектов. Возможно, перспективы подобных проектов также будут обсуждаться в ходе визита в Тбилиси Ильхама Алиева.
Наконец, заметным фактором политики в регионе остается дестабилизация и активность «Исламского государства» на Ближнем Востоке.
С одной стороны, сейчас государства, вовлеченные в действия против ИГ в Сирии и Ираке, видят в странах Южного Кавказа потенциальную тыловую базу (в самом широком смысле – включая возможное использование воздушного пространство государств региона). С другой, действия исламских радикалов могут стать потенциальной угрозой для региональных энергетических проектов.
«Скорее всего, именно эти факторы и относятся к вопросам безопасности, которые, по официальной информации, будут обсуждаться с Ильхамом Алиевым грузинскими партнерами Баку», – продолжил Михаил Нейжмаков.
Баку как политическая сила
Азербайджан для Грузии представляет собой не «сырьевую» силу, а, прежде всего политическую. Тем более с учетом фактора азербайджанцев Грузии, которые являются достаточно активными в общественно-политическом плане гражданами страны.
Не остался незаметным и тот факт, что грузинские азербайджанцы именно сегодня вошли в информационное поле в таком объеме, хотя жили в тех местах и раньше.
Не менее важной проблемой становится текущее состояние грузино-турецких отношений, в которых Турция, безусловно, стоит на проазербайджанских позициях. Понятно, что не только азербайджанские анклавы в Грузии известны наблюдателям как фактор.
Гораздо больше Грузию теперь должны волновать имеющиеся внутри нее мусульманские вкрапления, которыми могут воспользоваться внерегиональные силы, чтобы с помощью этого рычага влиять и на Грузию, и на Турцию одновременно.
Все это вместе увеличивает значение Азербайджана в предстоящих региональных событиях. Поэтому сводить визит Ильхама Алиева исключительно к решению газовых вопросов, тем более, как многим это показалось, в «пожарном режиме», было бы несерьезно.
Комментарии